На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

КАК СТАРЫЙ ДОБРЫЙ МЕЧ ПОТЕРПЕЛ СОКРУШИТЕЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ

Как старый добрый меч потерпел сокрушительное поражение

На рубеже XV и XVI веков закованные в доспехи рыцари оказались бессильными против разрушительной мощи артиллерии. Герметичная броня пополнила фамильные коллекции замков, а тяжелый меч вытеснило легкое и маневренное оружие - шпаги и рапиры. И если первые напоминали меч по форме и технике владения, то появление рапир повлекло за собой разработку новых приемов фехтования, требовавших ловкости и хитрости.

«Меч для одежды»

Рапира появилась как тонкое и легкое колющее оружие, предназначенное для поединка с противником, не защищенным броней. Существует несколько теорий происхождения этого термина. Например, в конце XV века французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapiere, а у испанцев espadas roperas обозначало колющий клинок, носимый с гражданской одеждой, буквально - «меч для одежды».

В отличие от шпаги и меча, центр тяжести рапиры располагался вблизи рукояти, что делало ее практически невесомой в руке, обеспечивая невероятную маневренность и подвижность. Поскольку оружие весило около килограмма, а длина клинка часто превышала один метр, то требуемая балансировка достигалась за счет массивного навершия на конце рукояти и сложного металлического эфеса.

Витиеватые и громоздкие эфесы были неудобными для знатных горожан, одетых в модное платье и носивших рапиры на боку, но с этим приходилось мириться, чтобы остаться в живых. Сложный эфес «закрытой» формы, состоящий из самых разных решеток, пластин, колец и чашек, делался не только для того, чтобы защитить руку от укола, но и чтобы помешать острию противника легко двигаться вокруг собственного оружия и контратаковать. Такой эфес мог использоваться и сам по себе, например, для удара противника по лицу.

Традиция ношения оружия с гражданской одеждой, а не с военной формой, впервые появилась при дворе, а затем ее переняли и горожане в целях самообороны. В узких улочках городов эпохи Возрождения колющая рапира оказалась гораздо удобнее рубящего меча. Она быстро завоевала популярность как оружие уличных драк между горожанами.

Смертельные кружева

Сначала рапира появилась как своеобразный ответ на рубящее оружие, и только позже она стала применяться в дуэльном фехтовании. Хорошо разработанная в то время техника владения мечом, состоящая преимущественно из размашистых рубящих ударов и широких круговых движений для защиты от них, оказалась непригодной для поединка с оружием, представляющим из себя острый стальной прут. От молниеносного и смертельно опасного укола сражавшийся мечом мог спастись только быстрым отступлением.

Итальянские исторические хроники 1540-1560-х годов сообщают о случаях использования рапиры в целях самообороны, а не на дуэлях между аристократами. Однако по мере развития нового стиля и совершенствования приемов управления длинным клинком при помощи легких движений кисти и пальцев рапиру начали использовать и те, кому чаще всего приходилось участвовать в поединках чести, - дворяне.

Фехтование рапирой постепенно превращалось в «благородное» искусство. Переводы и переносы клинка вокруг оружия противника и змееподобная техника «завязывания» были похожи на рисование кончиком рапиры магических и гипнотизирующих узоров. В поединках на таком оружии стало возможным одновременно защищаться и контратаковать всего одним тщательно выверенным движением, слегка отклонив укол противника и сохраняя при этом контакт с его клинком (укол в оппозиции).

В 1568 году Камилло Агриппа, а затем и Ди Грасси ввели в технику фехтования новый элемент - длинный выпад, при котором резко увеличилась поражающая дистанция. В отличие от общепринятых ранее шагов с прямыми коленями, они предложили «быстрое выдвижение передней ноги еще более вперед, дабы колющий удар проникал дальше». В результате атака рапирой стала еще более быстрой и смертоносной.

Изначальные хитрости

Первые поединки на рапирах не были «благородным» фехтованием, обставленным по правилам этикета, которое практиковали дворяне впоследствии. В зависимости от ситуации противники использовали удары кулаком, пинки, тычки эфесом, подножки, захваты рук и клинка, удары по ногам, удушения и другие универсальные боевые приемы, дополнявшие действия оружием.

Российские рапиристы победили в финале французских и завоевали золото Олимпиады-2016.

Итальянцы, будучи в то время самыми хитрыми и мстительными, придерживались убеждения, что за предательство и обман благородный человек вправе отплатить тем же, и это нисколько не запятнает его чести. Некоторые дуэлянты тайно заказывали себе легкие кирасы, окрашенные в телесный цвет и надеваемые под рубашку так, что даже секунданты ничего не могли заметить. В этом случае одновременная встречная атака мгновенно решала исход поединка.

У рапиры есть уникальная способность к непредсказуемым и стремительным уколам, а также опасное свойство -возобновлять атаки в любых направлениях даже после парирования. Дуэлянты часто наносили точные и быстрые легкие уколы в лицо, горло, глаза, зубы и особенно руки, чтобы отвлечь, спровоцировать и измотать противника.

Боевые помощники

Исторические трактаты и гравюры демонстрируют, как свободная рука фехтующего использовалась для отбивания или отклонения укола рапиры противника. Это позволяло приблизиться к своему сопернику и нанести ему удар кулаком или ногой. Если же на руку надевали специальную перчатку из плотной кожи, то схватить или отбить клинок можно было без всякого риска.

Чаще всего в поединках на рапирах использовалось вспомогательное оружие: дага (кинжал), баклер (небольшой кулачный щит), плащ, иногда ножны или другой предмет - например, кружка, быстро схваченная с обеденного стола при вспыхнувшей ссоре.

Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала было очень опасным. Кинжал направляли на противника, а концы перекрестья располагались по сторонам для того, чтобы отбивать или захватывать его клинок.

Существовал и еще один шокирующий обманный прием. Дуэлянт вытаскивал из одних ножен два оружия одновременно. Это были рапиры-близнецы - клинки одинаковой длины, имеющие только с одной стороны защитные получаши. Фехтовальщик, вооруженный двумя рапирами, мог в любой момент сменить стойку, не перекладывая оружия из руки в руку, и непроизвольно заставив соперника сделать то же самое, тем самым выиграв бой.

От дуэли к спорту

Век рапиры продлился всего около 150 лет, пока огнестрельное оружие не сделало ее ненужной для самообороны. Длинные клинки и сложные эфесы не подходили к изменившейся обстановке XVIII века - они мешали при ходьбе в толпе, на балах, приемах, с ними неудобно было сидеть или вылезать из кареты. Повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, и возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше, уже не осталось.

Спортивные и тренировочные рапиры сегодня существенно отличаются от тех, которыми фехтовали в эпоху Ренессанса. Дуэльные клинки были очень жесткими, для того чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время поединка. Если бы они были гибкими, то не смогли бы пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Рапирой нужно было отводить удары, и клинок при этом не должен был изгибаться.

Спортивные рапиры - это безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться, не ломаясь и не проникая в тело противника. Для более виртуозной манипуляции клинком рукоять имеет специфический изгиб по форме ладони либо похожа на рукоять пистолета с желобками для пальцев. Такая конструкция позволяет современному фехтовальщику выполнить в соревновательном поединке как можно больше хитрых и обманных приемов, свойственных только этому виду оружия.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх