На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Срочная реформа - это просто! Получите до 500 лошадей мгновенно

Срочная реформа - это просто! Получите до 500 лошадей мгновенно

Патриарх Никон, крупный и могучий деятель русской истории, родился в мае 1605 года в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины и при крещении был наречен Никитой. Сын отца. Отец, женившись один раз, потеряв супругу вскоре после рождения Никиты, привел в дом вторую свою избранницу. Это для мальчика был настоящий ад, так как зловредная мачеха колотила его почем зря, морила голодом и даже несколько раз помышляла убить.

Житие в Анзерском ските было трудное. Братия, которой было не более двенадцати человек, жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только по субботам вечером сходилась в церковь. Богослужение продолжалось в течение всей ночи, так как братии приходилось выслушивать весь псалтирь, а с наступлением дня совершалась литургия, и только потом все расходились по домам. В начальниках был старец по имени Елеазар. Некоторое время Никон подчинялся ему, но затем между ними начались ссоры и разногласия.

В 1648 г. скончался м. Афанасий, служивший в Новгороде. Царь, избирая ему преемника, предпочел всем другим своего любимца, и бывший тогда в Москве иерусалимский патриарх Паисий по просьбе царя рукоположил новоспасского архимандрита в сан новгородского митрополита. Он был вторым по значению в иерархии после патриаршего.

В 1650 году после новгородского бунта жители впервые показали свою нелюбовь к митрополиту, и когда тот вышел уговаривать бунтовщиков, народ принялся его бить, забрасывать камнями, и все это чуть не закончилось смертью. Никон, однако, в письме к царю просил не гневаться на восставших. Однако Алексей Михайлович серьезно покарал виновных, боясь за своего любимца, а в 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, вызвал Никона в Москву, где духовный собор в угоду царю отдал ему чин патриарха.

М. Никон согласился, но с одним условием. Он занял патриарший престол, имея в голове сложившуюся систему взглядов на церковь и государство и твердое намерение придать православию новое, не виданное прежде значение. Никон горячо проповедовал симфонию властей, а под этим никак не подразумевалась сложившаяся с середины 17 века тенденция постепенного поглощения всего правления государственными структурами, в том числе и за счет церковных, что привело бы когда-нибудь к полному поглощении духовных учреждений центральным правительством.

Вследствие всех этих соображений, Нихон принял огромную власть, которую даровал ему русский монарх в первые годы его патриаршества, без малейшего смущения, как должное. Сын крестьянина в это время был силен и влиятелен как никогда. В 1654 году Алексей Михайлович вступил в войну в Малороссию и, уходя, доверил Никону свою семью, государство, вершение дел правосудия и надзор за приказами. В эти 2 года отсутствия царя патриарх, принявший титул великого государя, единолично управлял всем государством, причем знатнейшие бояре и дворяне, ведавшие государственными приказами, должны были ежедневно являться к Никону с докладами. Нередко Никон заставлял бояр долго ждать своего приема на крыльце, хотя бы в это время был сильный холод: принимая их, он выслушивал доклады стоя, не сажая докладчиков, и заставлял их делать ему земной поклон. Все боялись патриарха - никакое большое решение не выполнялось без его совета и благословения.

В церковных делах Никон был таким же неограниченным самовластцем, как в государственных. В соответствии со своими высокими представлениями о значении Церкви в жизни общества, он принимал строгие меры к поднятию дисциплины духовенства. Он всерьез хотел из города сделать духовную столицу, какой была Византия и каким являлся Ватикан, для всех православных стран мира. Но чтобы русские церкви могли быть в согласии со своими назначениями, они должны были стать на один уровень века просвещения. Никон во всем поднимал культурный уровень духовенства, строя школы, заведя библиотеки с книгами греческих и римских авторов, устраивая типографии, заведения для обучения художественной иконописи, выписывая киевских ученых для переводов, вместе с тем не забывая поддерживать и увеличивать церковное благолепие. Позднее он стремился объединить принципы богослужения русской и греческой церквей, уничтожая все характерные особенности, которые отличали первую от второй.

В 1653 году собрал с этой целью русский собор духовных иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов. В этих заседаниях принимали участие царь и его бояре. Как известно, в самом конце 16 века при Ф. Романове вселенские патриархи предоставили грамоты об учреждении московского патриаршества, и Никон начал с того, что показал эти греко-византийско-римские документы. Но патриархи указывали в этих грамотах на некоторые отклонения, сложившиеся в русской церкви, от правил богослужения в греческой и других восточных православных соборах. В следующую минуту Никон начал свою речь. Он призвал к наиболее лучшему исправлению нововведений "в церковных чинах, не согласующихся с древними русскими книгами. Я прошу прощения, как поступать: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых от неискусных переводчиков и переписчиков находятся разные несходства и несогласия с древними греческими и славянскими списками, а прямее сказать, ошибки, - или же руководствоваться древним, греческим и славянским текстом, так как они оба представляют один и тот же чин и устав". Стрельцы на этот вопрос дали ответ. Нового ничего не вводить, но исправлять согласно тому, что написано в древних греческих и славянских хартиях.

Никон поручил исправление книг греку Арсению Ф. и киевскому монаху-книжнику Епифанию Славинецкому. Но всем монастырям было поручено собирать старые харатейные списки (старые документы, хартии, писанные на пергаменте) и присылать их в Москву. Даже царевна, не жалея издержек, привезла с Афона до 500 рукописей, некоторым из которых приписывали глубокую древность. Ее рассказы об афонских служителях, их жизни, способах и методах поклонения очень заинтересовали Никона, и вскоре был созван духовный собор, на котором было решено, что отныне следует креститься не 2, а 3 пальцами, двухперстных же ожидает проклятие. Большую корректировку выдержал и служебник, который теперь во всем походил на греческий аналог. В апреле 1656 года созвали новый собор, утвердивший все внесенные изменения. Впрочем, уже здесь появились ярые противники реформы, по которым Никон сразу же нанес первый удар, лишив их сана и сослав.

Протопоп Аввакум, самый яростный противник нововведений, был отправлен вместе с женой и семьей в Даурию. Но оказалось, что это были только первые войска неповиновения, вернее даже, настоящая оппозиция ждала Никона впереди. Будто татары в свое время, несметные полчища неожиданно выросли перед патриархом, как только новые богослужебные книги с повелением креститься не 2, а 3 перстами дошли до своих мест. В самом деле, кроме того, что двоеперстие заменилось троеперстием, все богослужебные чины стали короче, причем оказались выброшенными многие песнопения и формулы, которым придавался особый магический смысл. Русские литургии были переделаны, крестные ходы теперь должны были совершаться против солнца, имя Исус переделано в Иисус. Эти правки коснулись даже текста символа веры. В то время, когда обрядовой стороне религии многие придвали огромное значение, такой поворот не мог казаться пустым делом. Многие рядовые монахи и попы пришли к мнению, что с прежней православной верой попросту хотят расстаться, заменив ее другой. Для них старая вера не умерла, и новыми книгами они отказывались пользоваться.

Церковь - правительница России - обрушила на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли напоминания, что церковь по своей сути не супруга, но дочь царской власти, а также жалобы на патриарха, на его жестокость, своеволие, лютость, корысть, самовластность, бесчинства. Они указывали, например, на приказы патриарха собрать со всех церквей Московского государства 500 голов лошадей, чтобы потом отправить их в вотчины патриарха, или установить новую пошлину для главы церкви, так что, по словам одного челобитчика, татары в России стали жить лучше русских, или на экстренные налоги для затеянного Никоном строительства Нового Иерусалима и других монастырей. Причем "великий государь", согласно рассказам приезжавшим в Москву клирикам, быстро распространяющимся по столице, жестоко и гордо относился и к духовной пастве - ему ничего не стоило посадить на цепь священника за любую незначительную повинность при исполнении своих обязанностей, мучить в тюрьме, сослать на нищенскую жизнь.

После этого возле Алексея Михайловича образовалось много бояр-недругов Никона. Они негодовали на патриарха за то, что он постоянно вмешивался в мирские дела, и твердили в один голос, что царской власти уже не слыхать, что посланцев патриарших бояться больше, чем царских, что великий государь патриарх не довольствуется уже равенством власти с великим государем царем, но стремится превысить ее, вступает во все царские дела, памяти указные и приказы от себя посылает, дела всякие без указов государя без приказов берет, многих людей обижает. Жалоба недоброжелателей не осталась тщетна, так как она побудила царя, не ссорясь открыто с Никоном, постепенно отдаляться от патриарха. На 15 месяцев прежнюю дружбу сменили холодность и отчужденность, но из-за мягкости своего характера царь не решался на прямой разговор.

Несмотря и на это, летом 1658 года наступила явная размолвка - царь несколько раз не пригласил священника на дворцовые праздники и сам не присутствовал на его богослужениях. Осенью он послал своего спальника князя Ромодановского с повелением, чтобы патриарх больше не писался великим государем. Уязвленный этим патриарх отрекся от патриаршьей кафедры, вероятно рассчитывая на дальнейшее поспешание кроткого и набожного государя примириться с первосвятителем. Однако Никон еще отслужил литургию в Успенском соборе и только потом снял мантию и ушел пешком на подворье Вознесенского монастыря. В монастыре он пробыл 2 дня, быть может ожидая вести, что государь захочет с ним увидеться и объясниться, но Алексей хранил молчание. Тогда Никон, будто забыв о патриаршестве, стал деятельно заниматься каменными постройками в Воскресенском монастыре: копал пруды, разводил рыбу, строил мельницы, рассаживал сады и расчищал леса, во всем показывая пример рабочим и трудясь наравне с ними.


Картина дня

наверх