На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Благодеяние Ивана Федорова

Благодеяние Ивана Федорова

В высказываниях Ключевского имеется мысль о том, что типография и книжная лавка не являются просвещением, но это безусловно действующие и могущественные орудия. И в самом деле - письмена в громадной степени способствуют развитию грамотности и культуры. Поэтому справедливо мнение многих тех, кто, судя издателей как просветителей народа, считает их благое дело достойным самой высокой оценки и подражания. Возраст поприща (мы берем сугубо русскую историю) достаточно древний и исходит от времен первопечатника Ивана Федорова, проходит через эпоху книгоиздателя Николая Новикова (18 в. н.э.) и знаменитого отечественного книгоиздателя рубежей 19 и 20 веков Ивана Сытина. Вполне можно говорить, что с каждым из них связана целая эпоха в истории русского просвещения.

Памятник первопечатнику Ивану Федорову

Новиков приложил огромные усилия, чтобы привить высокую культуру дворянству, Сытин своими дешевыми изданиями добился того, чтобы просвещение большим потоком ворвалось в самые низы русского народа, однако в сегодняшней статье речь пойдет о Федорове, который своими трудами поддержал православие на Украине и в Белоруссии в те годы, когда там возникала католическая реформация. Поэтому основателя типографии в 16 веке с его еще очень скромными возможностями и размерами можно с полным правом считать праотцом и величественной "Типографской компании" Новикова, и логично продолжившее великое дело "Товарищество Сытина" с его многомиллионными тиражами.

Ранний период жизни русского первопечатника Ивана Федорова нужно рассматривать очень внимательно, так как сведения о нем очень скудны. Судя по всему, выходит, что родился он в начале 20 годов 16 века в Москве в семье посадских людей - ремесленников. Еще в детстве Федоров обучился грамоте, а впоследствии стал очень образованным человеком... Об этом свидетельствуют несколько предисловий и эпилогов к напечатанным им книгам, в которых чувствуется большая начитанность. В молодости он взял новый барьер и стал диаконом кремлевской Гостунской церкви. Впоследствии, овдовев, он, чтобы сохранить свой сан, должен был постричься в монахи, но к данному требованию отнесся с пренебрежением (женился), за что и лишился всех духовных званий.

Известно, что к началу печатания на Руси руку приложил Иван Грозный, который в первые годы своего царствования очень хотел открыть типографию в Москве, для чего вызвал мастеров печатников из Германии и Дании. Но когда это не удалось, он начал... "изыскивати мастеров печатных книг", чтобы осуществить свою мечту "книжную науку создати" в собственном государстве. Известно, что были как немецкие, так и русские печатники, но подробных сведений о них не сохранилось. Установлено, что еще до Федорова, в период с 1551 по 1563 год, в Москве были выпущены 4 анонимные книги, на которых имелись надписи "Евангелие", "Псалтырь" и "Триодь". Некоторые письма Ивана Грозного от 1556 года вскользь упоминают издателя Марушу Нефедьева.

Но имя Ивана Федорова не затерялось в анналах истории и впервые упомянуто в 1564 году, когда вышел его "Апостол". Но наверняка и до этого он печатал книги, так как качество этого издания стоит на очень высоком уровне. К тому же его поставили главой вновь организуемой государственной типографии, и вряд ли это произошло, учитывая что при дворе находился опытный британский мастер печатного дела, будь Федоров неопытным и неумелым на данном поприще работником. В послесловии Ивана Федорова к "Апостолу" имеется целая церия хвалебных слов по адресу Ивана Грозного и митрополита Макария, с помощью которых и появилась типография в Москве. Грозный, как следует из того же Послесловия, не поскупился на создание и развитие типографии и приказал своим денщикам выделить громадный суммы из царской сокровищницы, хотя сами хранители финансов всячески отговаривали государя от задуманного и бессмысленной по их мнению траты денег. Не последнее дело в развитии книгопечатания имело и личное посещение царя типографии 19 апреля 1563 года в день ее открытия. Никто бы теперь не мог помешать Федорову и его помощнику Петру Мстиславцу приступить к набору...

История Федорова на "Апостоле" не закончилась, и Иван напечатал вслед "Часовник", который имел вид не только богослужебной книги, но и учебника того времени, по которому учились читать. Свое законное место на полке книга начала занимать в сентябре 1565 года, а уже в конце октября было выпущено ее второе издание.

Некоторое ухудшение положения Федорова наметилось в следующем году. Тогда умер его покровитель, митрополит-книжник Макарий. Оставшуюся духовную власть нисколько не интересовало печатное дел, а митрополиты вообще отрицательно смотрели на тиражирование церковных книг.

Федоров уехал в Прибалтику, но тамошние власти, после Люблинской унии 1569 года, по которой Литва объединялась с католической Польшей, запретили печатание православных книг. Однако гетман Ходкевич вознаградил его, подарив одно из своих имений. Скоро пришло и указание, чтобы Федоров со своими помощниками закрывали свое дело и занялись земледелием в подаренной немалой деревне, на что русский издатель ответил: "Множицею слезами примите взад свое наищедрое дарование от ми, дабы я не скрыл в земле от Бога таланты, дарованные ми. Я вместо житных семен духовная семена по вселенней рассевати!"

Весной 1572 года Федоров через охваченные чумным поветрием земли отправился на Украину - во Львов. Здесь была чужбина, поэтому неудивительно большое унижение, через которое пришлось пройти ему в поисках богатого покровителя. Долгое время за его ремесло никто не соглашался поручиться. Через четыре месяца ему удалось собрать "наковырять" денег на устройство новой типографии.

Первая работа уже ждала Федорова, ведь рукописный текст так называемой Геннадиевской Библии дошел из Москвы.

Неутихающий азарт Федорова заставлял первопечатника вояжировать из Львова в Острог и обратно. Но, как видно, работа на местного князя не принесла ему богатства и здесь!

Картина дня

наверх