На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

ДЕТСКАЯ ПОЛИТИКА НА УРАЛЕ ПРИ СТАЛИНЕ

Детская политика на Урале при Сталине

Иосиф Сталин и Климент Ворошилов

В годы Великой Отечественной войны в Первоуральске детей было много. Виной тому – прибытие эвакуированных и высокая рождаемость. Например, в 1939 году, когда в Первоуральском районе проживало всего 79 тысяч 588 человек количество новорожденных составило 2 тысячи 538 человек!

Для сравнения: по официальным данным, в городском округе Первоуральск в 2007 году проживало более 150 тысяч человек, а появилось на свет за год всего 916 малышей.

Список многодетных матерей тоже был не в пример нынешнему. Вот только некоторые из первоуралочек - у которых родились младенцы в одном только 1940-м году:

Махнутина А.С. – 9-й ребенок.
Шакирханова – 8-й ребенок.
Бажукова М.Е. – 8-й ребенок.
Грудцина А.И – 8-й ребенок.
Мезенина М.Д. – 8-й ребенок.
Ржагнникова М.Ф – 8-й ребенок.
Харитонова М.У – 7-й ребенок.
Конкова А.И. – 7-й ребенок.
И т.д…

Политика советского государства накануне войны была нацелена на повышение рождаемости, ликвидацию беспризорности, созданию условий для получения хорошего образования как можно большему числу людей.
В одном из докладов первоуральского горисполкома накануне войны говорилось:

«Учительница начальных классов в 1913 году получала за свой труд от 14 до 15 рублей. Сейчас ее месячный оклад не менее 300 рублей. Из 410 учителей в Первоуральском районе 86 человек имеют высшее образование, законченное среднее – 200 человек. За годы сталинских пятилеток построены школы №10,11, 15,7,12 и №5. А так же билимбаевская средняя школа».

Понятно, что сравнение зарплат ни о чем не говорит потому что покупательная способность рубля в 1914 году и в 1939 году была разной.
Однако темпы строительства новых школ и появление большой прослойки учительской интеллигенции, действительно, впечатляют.

Помимо школ открывались и другие детские учреждения. Вот еще одна цитата из доклада с перечислением построенного в Первоуральске в годы сталинских пятилеток:

«С 1934 года в районе открыт Клуб пионеров, детская библиотека, два детских кино, детская технологическая станция. В городе третий год работает школа медицинских сестер, курсы продавцов, курсы мастеров соцтруда. Только на курсах мастеров соцтруда учится 300 человек… Для детворы в возрасте от 4-х до 7-ми лет в Первоуральском районе работает 18 детсадов с охватом 700 человек».

Отметим, что с прибытием эвакуированных количество детей в городе резко возросло. В 1942 году только в пяти детских садах Новотрубного завода воспитывалось 615 детей.
Правда детсадов все равно не хватало. Например, в поселке Хромпик на улице Комсомольской, 2 работал детсад на 75 детей, которым в годы войны руководила председатель женсовета хромпиковского завода Огнева Л.М. Но и это проблему не решило. Тогда хромпикоцы нашли оригинальный выход – организовали две отдельные детские комнаты на 25 и 20 мест. Одну – в общежитии для семейных рабочих транспортного цеха, другую в доме на улице Революции. За малышами присматривали воспитатели .

Рост количества школ и количества учащихся в предвоенные годы
год школ учащихся
1934 35 6824
1937 37 10544
1939 39 10747

После того как Билимбаевский район отделился от Первоуральска число школ в городе стало меньше – 16 всех видов. В них работало 210 учителей. Не хватало 25 учителей. В основном младших классов. На начало 1941 года в городе насчитывалось более 12 тысяч школьников.
В довоенный период каждый новый год приносил улучшения условий воспитания, быта, обучения детей.
«Ребята из ФЗУ ПНТЗ (фабрично-заводское училище– прим. автора), - писала местная газета. – Посетили Кунгурскую пещеру с экскурсией на деньги завкома» .

Ездили первоуральские ребята так же отдыхать на озеро Таватуй, на экскурсии в Свердловск, смотрели там цветные фильмы. В частности летом 1939 года первоуральские школьники побывали на просмотре одного из первых советских цветных фильмов «Сказка о рыбаке и рыбке». Сейчас бы этот 30-минутный фильм режиссера Александра Птушко назвали бы кукольным мультфильмом. А в те годы, даже открытие звукового кино было большим событием:

«В нынешнем году (1939-м, - прим. автора) трудящиеся Новоуткинского механического завода получили прекрасный подарок. Десятого июля в клубе состоялось торжественное открытие звукового кинотеатра. В этот день 325 трудящихся посмотрели звуковой кинофильм «Профессор Мамлок» .

О чем были фильмы? Часто о злободневном.
Например, фильм «Профессор Мамлок» был выпущен в 1938 году. Главный герой фильма — профессор-еврей Мамлок, успешный хирург, главный врач клиники, живущий в Германии. Будучи погружённым в медицину, он принципиально не интересуется политикой. Когда профессор узнаёт, что его сын примкнул к движению сопротивления против Гитлера, он выгоняет его из дома. Однако, маховик гонений на евреев только раскручивается, и вскоре потрясённый Мамлок узнаёт, что его дочь вынуждена уйти из школы, потому что она еврейка. Через некоторое время сам профессор Мамлок сам становится жертвой гонений.

Но вернемся в Первоуральск. Совершали и первоуральские ребята и дальние поездки. Так 60 ребят из ФЗУ Динасового завода летом 1939 года ездили отдыхать в различные дома отдыха. Несколько человек из них побывали в прославленном всесоюзном пионерском лагере «Артеке», а еще несколько человек – в санатории им. Октябрьской революции в Одессе.
Нужно отметить, что ФЗО или ФЗУ, которые в канун Великой Отечественной войны приобрели в народе недобрую славу в довоенные годы были вполне делом добровольным и не скучным. Об этом можно судить, например, из такого оповещения:

«ФЗУ Новотрубного завода объявляет набор учащихся: токарей – 30, слесарей – 60, волочильщиков – 30, электриков – 60. Принятые обеспечиваются общежитием, стипендией от 55 до 143 рублей.
Принимаются лица от 15 до 18 лет с образованием 7 классов. Подавшие заявление должны пройти испытания по русскому языку, математике, физике и химии».


Здесь, в первую очередь, необходимо обратить внимание на условия поступления – желающим учиться в ФЗУ Новотрубного завода нужно было сдать аж четыре экзамена!!!
А вот как принимали в школу ФЗО Динасового завода:

«Обучение слесарей, прессовщиков, дробильщиков. Принимаются лица от 16 лет с образованием не ниже 6 классов. А так же (школа) готовит счетоводов. Образование – не ниже 7 классов. Принимаются лица от 17 лет. Срок обучения 6 месяцев. Стипендии счетоводам – 125 рублей».
Ну и еще одно объявление – уже вышеупомянутой школы медсестер.
«Первоуральская школа медсестер объявляет набор студентов. Срок обучения – 2 года. Занятия – вечерние. Принимаются лица от 15 до 35 лет, с образованием не ниже 7-летки. Приемные испытания – на общих основаниях. Стипендией обеспечиваются. Заявления принимаются в канцелярии горбольницы ул. Орджоникидзе, 23» .

К сожалению международная обстановка продолжала ухудшаться и 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР издал указ согласно которому наркоматы и предприятия получили возможность мобилизовывать молодежь в железнодорожные училища, ФЗУ, ремесленные училища в порядке призыва.

Принудиловка сразу изменила отношение населения к ФЗУ.

Из ФЗУ участились случаи самовольных уходов. Государство отреагировало карательными мерами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 года предписывалось учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища, а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища, подвергать по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.
Именно поэтому школы фабрично-заводского ученичества до сих пор в исторической литературе имеют столь неоднозначную репутацию – до осени 1940-го года – это было дело добровольным, престижным, а потом – принудительным и не желанным.
Не замечая этой разницы, игнорируя факты, многие авторы по сей день переносят обстоятельства жизни мобилизационного периода, в условиях начавшейся второй мировой войны на явление вообще.

Впрочем, мобилизационные мероприятия коснулись не всех сторон жизни советских граждан и не сразу.
Газеты тогда не стеснялись критиковать городское начальство не взирая на лица, а уж нерадивым руководителям рангом пониже – доставалось по полной.
Вот, например, как писала местная газета о заведующей детского сада деревни Каменка. Случай неприятный и комичный одновременно.

«Зав.детсадом деревни Каменка Веричева Зинаида и педагог Ярина Марина вместо работы с детьми занимаются выпивкой. 6 июля, например, они в пьяном виде ходили по деревне и пели похабные песни. В одно время детский садик полмесяца не работал. Веричева это от ГОРОНО скрыла».

Были и другие неприятности: не так быстро строился роддом как хотелось бы, хотя запланирован он был еще в 1936 году. Недостаточно активно шли ремонты школ. Просто аховое положение было в школах с горячим питанием.

Во многих школах были только буфеты и не было столовых. А в отдельных не работали даже буфеты и школьники на переменах бегали за булочками в соседние магазины .
Впрочем, как бывает по-настоящему плохо, первоуральцы узнали когда началась война. На первом же военном заседании городского совета народных депутатов председатель горисполкома С. Чирков признался, что городу рассчитывать на помощь неоткуда. Подготовить школы, детсады, ясли к холодам, произвести утепление, заготовить дрова, обеспечить ребят школьными принадлежностями, тетрадями нужно самим городским предприятиям и организациям.

«В прошлом году эти задачи решались легче, чем нынче, - говорил депутатам Чирков о подготовке к зиме. – Претензии предъявлять некому, мы должны сделать все сами, используя местные ресурсы… А у нас все еще имеются иждивенческие настроения, настроения мирного времени».
28 сентября 1941 года решением горсовета промартели Первоуральска «Красный сапожник», им. Тельмана и динасовскую швейную фабрику обязали увеличить производство детской одежды и обуви.
Кроме того, артели и индивидуальные пошивочные мастерские обязали отпускать одежду и обувь для детей школьного возраста не за деньги, а по справкам от школ.
Опора исключительно лишь на свои собственные силы дело не простое вообще, а в условиях тотальной войны – предельно сложное: мобилизовали людей, лошадей, автотранспорт и трактора.
Не хватало всего!

Заготовкой дров для школ и детсадов занимались родители, учителя и воспитатели, сами школьники. Вот только один из эпизодов работы тимуровской команды:

«В дни проведения двухдекадника, а так же сейчас по оказанию помощи семьям фронтовиков тимуровцами проводилась работа по подвозке топлива в квартиры семей воинов, помогали колоть и пилить дрова. Всего тимуровцами подвезено топлива 60 куб. Команды капитанов Ткачевой, Обориной, Гофман в течение двухдекадника подвезли и распилили 20 куб. дров семьям фронтовиков тов. Юрьевой, Зыряновой, Михеевой и др.
Лучшими командами школы №10 являются команды капитанов Голод Лидии, Махач Лены, Осадчей Инны. Тимуровцы бывают частыми посетителями у т.т. Звягиной, Зики, Пантилеевой и др. Тимуровцы этой школы в дни двухдекадника перевезли своими силами 1000 кг. Угля для семей воинов. Команды школы №11 Дунаевой М., Мироновой Л., Пономаревой подвезли и раскололи дров для семей фронтовиков 18 куб.
Тимуровцы школы №15 перевезли 20 куб. дров. Лучшей командой в дни двухдекадника явилась команда капитана Кузнец Эллы».


А 20 кубометров дров не легко расколоть и здоровому молодому мужчине!
В 1942 году директор ПНТЗ Яков Осадчий в своем отчете писал:

«…в пяти детсадах завода воспитывается 615 детей из них 50 процентов детей, родители которых призваны в ряды РККА. Все детсады детьми переполнены. Имеются группы по 35 детей. Из-за недостатка площади железные кровати в детсадах заменены деревянными. На протяжении 1942 года детсады испытывали недостаток в кухонной и чайной посуде. Кроме игрушек – самоделок игровой материал в 1942 году пополнялся чрезвычайно мало» .

Лучше дело обстояло с кадрами.
Осадчий писал:
«Кадрами детсады обеспечены полностью. Для повышения квалификации работников детсадов в течение 1942 года были проведены семинары по музыкальному воспитанию, развитию движений, изготовлению игрушек – самоделок…»

Часто в детсады приглашали выздоравливающих военнослужащих РККА, которые проходили лечение после ранений в первоуральских госпиталях. Еще чаще дети ходили в госпитали к раненым и развлекали бойцов своей самодеятельностью.

Аналогичная ситуация была и в детских яслях, которые в то время относились не к РОНО, а к горздраву. Там тоже самоделки, выращивания картошки под окнами учреждений и очень много труда за счет сознательности работников. Вот как это описывалось в отчете горздрава городскому совету:

«Каждый ребенок обеспечен игрушкой, сделанной руками сестер-воспитательниц. Для проведения утренников сами сестры-воспитательницы организовывают кукольные театры. (…) Продукты питания детские ясли получают через мелкооптовую базу торга, продукты получают качественные, без заменителей. Для улучшения питания детясли со своих огородов в 1944 году собрали 38 тонн картофеля и овощей».

Большой проблемой все годы войны было обеспечение молоком и молочными продуктами яслей, детсадов и городской молочной кухни.

В 1942 году пошёл и ещё на одно «попрание прав» несовершеннолетних "тоталитарным режимом": детей, не достигших 16 лет, запретили пускать в пивные, рестораны, бильярдные, танцевальные павильоны, кафе и т.п., где «производится торговля пивом, спиртными напитками и виноградным вином».
И относительно усыновлений…
Знаете сколько в 1942 году было усыновлено в Первоуральске детей?
21 человек!

В 2011 году в Первоуральске проживало около 150 тысяч человек. В бараках жили единицы, в землянках не жил никто, многие женщины регулярно меняли мужей даже не регистрируясь в браке. По приблизительным данным в городе было 65 тысяч личных автомобилей.
Знаете сколько детей усыновлено в 2011 году?
20 человек!
Цифра почти как в 1942 году.
Но не спешите радоваться!
Граждане России из этих 20 детей усыновили только 12.

Тем не менее, война делала все новых и новых детей сиротами. Поэтому встал вопрос с детской беспризорностью. Например, в 1944 году специально созданная комиссия уличных комитетов выявила в городе детей без родителей 172 человека. Из них направлены детские дома 21 человек, роздано под опекунство – 74 человека, передано на патронаж – 16 человек и усыновлено 27 ребят.

Выявлено беспризорных – 53 человека. В детдома из них направлено 19 ребят, гражданам под опеку роздано 17 человек, под патронаж – 7 человек, остальные – трудоустроены.

Осенью 1943 года учителям немного подняли зарплату. Теперь учителя с высшим образованием, в зависимости от стажа получали от 525 до 650 рублей. Учителя со средним образованием – от 500 до 600 рублей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх