На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПРОШЛОМ? ПРЕДЛАГАЕМ СЛЕДУЮЩУЮ ТЕМУ: РАЗВИТИЕ И МЕЖДОУСОБИЦЫ РУСИ

ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПРОШЛОМ? ПРЕДЛАГАЕМ СЛЕДУЮЩУЮ ТЕМУ: РАЗВИТИЕ И МЕЖДОУСОБИЦЫ РУСИ

Кузьма, или Сафоний, Рязанец, в своем литературном произведении "Задонщина", посвященном Куликовской битве, предсказывал, что, несмотря на великую победу над полчищами Мамая, не будет на Руси величия без объединения княжеств, а также широко воспевал таланты из духовной сферы государства.

Начиная со второго сбывшегося предсказания, отметим Стефана Пермского, который, несмотря даже на выдающиеся церковные достижения, более известен как писатель. Его родиной является город Устюг. Получил отчасти хорошее образование, поэтому уделял немало времени самообучению. На его счету знания 2 нерусских языков: греческий и язык народа коми. Детство провел иноком ростовского монастыря Григория Богослова, возведен в сан иеромонаха.

В 1379 Стефан отправился в Пермскую землю: обращать народ коми в христианство. Он создал азбуку на языке коми, перевел на него некоторые богослужебные книги, обучал местное население грамоте, основал здесь ряд монастырей и церквей. Только с 1383 года был епископом Пермской земли. Первой его литературной деятельностью (в чистом, авторском смысле) можно считать его ряд сочинений религиозного характера (7). В процессе своей деятельности добился сближения народа коми с русскими. Умер по дороге в Москву (1396), где перезахоронен (1397). В православной церкви почитается святым.

Атмосфера духовности окружала и выдающегося художника Феофана Грека. Начало его творческого пути пришлось на Византию, продолжилось на Руси. Никто и никогда не расписывал так духовные здания, как это сделал Грек в новгородском храме Спаса на Ильине улице и в Москве - в церкви Рождества Богородицы, Архангельском и Благовещенском кремлевских соборах. Написал многие фрески в Нижнем Новгороде и Серпухове. Они очень высоко ценились на Руси. Работы Феофана связаны с глубокими философскими раздумиями.

И все же не его Петров-Водкин называл самым великим художником-живописцем. Его же он называл самым великим (речь идет об Андрее Рублеве) иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Вопреки желанию власть имущих, именно он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле. Но Успенский, Троицкий и Спасский соборы во Владимире-на-Клязьме, Троицком и Андрониковом монастырях в Москве расписывал уже с благословения вышестоящих. Его росписи отличались только ему присущей особенностью, отчего некоторые работы также приписывают Рублеву (так, например, некоторые исследователи считают, что ему принадлежат росписи в Успенском соборе в Звенигороде: Джотто, Брюсова, болгарские искусствоведы).

Икона Андрея Рублева "Троица" по всем критериям признана шедевром.

В подавляющем большинстве произведения Андрея Рублева так и остались неизвестными. Именно его работы были очень высоко оценены современниками. Отныне московская иконопись вышла на совершенно иной уровень: она начала прогрессировать (благодаря Рублеву). "Мальчики", совмещая обязанности гидов музея Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре, по желанию посетителей показывают не только работы великого живописца, но и его могилу там же! Для русской православной церкви Рублев является святым.

Появлению выдающихся икон мы должны быть благодарны и другому художнику - Даниилу Черному - и, быть может, в большей степени, чем Андрею Рублеву: именно этот иконописец, работая более плодотворно, чем даже Феофан Грек, стал настоящим учителем Рублеву. По его прямым указаниям Андрей Рублев и расписывал Успенский собор во Владимире-на-Клязьме и Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре. Исследователи настаивают на том, что он был монахом московского Спасо-Андрониковского монастыря, где и похоронен.

Любопытно рассмотреть историю великих московских князей после всех этих духовных деятелей. Первый из них, Василий I, шел по линии московского и великого владимирского князя Дмитрия Ивановича Донского и Евдокии Дмитриевны, суздальской княжны.

"Купание в тяготении" с тверским князем Михаилом Александровичем стало первым заметным событием в жизни Василия - отстаивание великокняжеского стола во Владимире и Новгороде в Золотой Орде, причем он был послан туда как раз отцом Дмитрием Донским в 1384 году. Там хан Тохтамыш заявил, что сейчас выполнить его просьбу не может, и задержал Василия на целых 2 года. Оттуда Василий, видимо, бежал в Подолию, затем в Валахию, после чего вернулся в Москву в 1387 году. На общую московскую власть Василий посягнул в 1389 году: "Когда он успешно провел войны с Новгородом, с нижегородскими, суздальскими князьями, с рязанским правителем Олегом Ивановичем, с Литвой, следующий шаг Василия был более, чем логичен: сын Дмитрия Донского стал великим московским князем". После присоединил к Москве Нижний Новгород, Муром, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг, земли народа коми. Центром было приказано начать строительство городов Ржева и Плеса. И прекратить выплату дани Орде: великий князь умело использовал там усобицу; татарам он не платил дани с 1395 по 1412 год.

Последовавшие строительства Благовещенского собора в Московском Кремле и других церквей в Белокаменное также характеризуют его правление.

Княжение В. ознаменовалось еще бóльшим усилением Московского государства.

Настоящую революцию он произвел и в московском Кремлевском Архангельском соборе, где, кстати, и был похоронен.

Великим московским князем можно называть и его сына, Василия Темного. В том, что он сын московского князя Василия Дмитриевича, некоторые, кстати, сомневались. Но на деда Димитрия был похож очень. Но и с великой княгиней Софьей, дочерью литовского великого князя Витовта, также имел много общего во внешних чертах.

В 1425 после смерти отца Василий стал великим московским князем. Несмотря даже на противодействие мятежных звенигородско-галицких князей, с которыми боролся более 25 лет. Мы помним древнерусское выражение "Брат на брата - пуще супостата", но именно так было в этом случае: в числе смертных врагов Василия были дядя Юрий Дмитриевич и двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В некоторых случаях он терял Москву, в которой появлялись захватившие ее политические противники. В 1446 году вдали от нее - в Троице-Сергиевом монастыре - был взят в плен Дмитрием Шемякой и ослеплен. Тонкое его прозвище "Темный" именно отсюда. Страдальческий период пережил в Угличе, откуда был отправлен на княжение в Вологду. Однако в том же году его поддержали военно-феодальное сословие, церковь и простой народ, после чего Василий вернул себе великокняжеский стол. Петров-Водкин, побывав в Туле, Суздале, Можайске и Серпухове, услышал историю о том, как Василий Темный присоединял к своим владениям эти земли и княжества, а также Ростиславль, Боровск и обширную территорию возле Кубенского озера, загорелся идеей написать портрет этого князя. Сохранившиеся силы Василий успешно использовал в войне с Новгородом Великим (неудачно с татарами). В 1445 году потерпел сокрушительное поражение от золотоордынцев под Суздалем, раненым был взят ими в плен и, лишь благодаря очень большому выкупу, отпущен на свободу.

Василий отверг провозглашенную в 1439 году провозглашенную Флорентийским собором унию между католической и православной церквями, низложил Московского митрополита Исидора, подписавшего эту унию. В 1448 году по его указанию собор епископов избрал митрополитом Иону, не заполняя это назначение дальнейшим утверждением Константинопольского патриарха. Тем самым Василий подчеркнул независимость Московской митрополии и лишь написал поддержавшему Флорентийскую унию Константинопольскому патриарху послание под названием "Не согласен. Отверг".

Василий построил в Москве у Боровицких ворот церковь Иоанна Предтечи. Похоронен он в Москве в Кремлевском Архангельском соборе.

Картина дня

наверх