На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Иван Мазепа - гетман всея Руси (часть I)

Иван Степанович Мазепа

В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ
Иван Степанович Мазепа родился в: 1629, 1633, 1639, 1640, 1644… Год рождения точно неизвестен, однозначных данных о происхождении нет. Одни историки называют Мазепу «польским шляхтичем» (Ян Стефан-Адам Мазепа-Колединский), другие, в том числе и его современник, знаменитый церковный деятель Феофан Прокопович, утверждают, что Мазепа происходил из шляхты Правобережья и родился около 1640 года в Мазепинцах (ныне Белоцерковский район Киевской области). Вопрос о вероисповедании семьи (униатское, католическое, православное) достоверно не выяснен, хотя имя отца нашего героя - Стефан-Адам подобрано со вкусом, но вряд ли из православных святцев, да и сам будущий гетман до определённого времени легко отзывался на имя «Ян».

Мазепа младший начал обучение в Киево-Могилянском коллегиуме, доучивался тоже в коллегиуме, но уже в Иезуитском и в Варшаве. По протекции отца был принят ко двору короля Яна-Казимира «покоевым» шляхтичем. Чем очаровал монарха юный Мазепа неведомо, но выборный король Жечи Посполитой послал Мазепу-младшего за границу. Ян посетил Германию, Италию, Францию, а в Нидерландах даже изучал артиллерийское дело. Его назначили черниговским подчашим, но придворная карьера полу-тёзки польского короля прервалась и довольно неожиданно. Вот как это объясняет историк Николай Костомаров: «Рядом с имением его матери жил некто пан Фальбовский, человек пожилых лет. Познакомившись в доме этого господина, Мазепа завел связь с его женою. Один раз, выехавши из дома, пан Фальбовский увидел за собою едущего своего служителя, остановил его и узнал, что служитель везет от своей госпожи к Мазепе письмо, в котором Фальбовская извещала Мазепу, что мужа нет дома, и приглашала приехать. Фальбовский велел служителю ехать с этим письмом к Мазепе. Сам Фальбовский расположился тут же ожидать возвращения слуги. Через несколько времени возвратившийся слуга отдал господину ответ, писанный Мазепою к Фальбовской, что едет к ней тотчас. Фальбовский дождался Мазепы. Когда Мазепа поравнялся с Фальбовским, последний бросился к Мазепе, остановил его верховую лошадь и показал ему ответ к своей жене. «Я в первый раз еду», - сказал Мазепа. «Много ли раз, - спросил Фальбовский у своего слуги, - был этот пан без меня?» Слуга отвечал: «Сколько у меня волос на голове». Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага и в таком виде привязал на его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами. Лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники, и ветви сильно хлестали Мазепу по обнаженной спине. Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери».

Народное предание «пошлО» дальше: так и оставшаяся неустановленной лошадь, вынесла Мазепу не на собственное подворье, а на Правый берег Днепра, прямо в объятия гетмана Дорошенко. Документальных подтверждений народной легенде я не нашел, но в те времена имели место дела и куда менее вероятные… «Один поляк – пан; два – Сейм; три… - драка». Жечь Посполита реально была самым… Нет, понятие «демократическое» здесь не подходит! Самым неуправляемым государством. Не верите!? Тогда послушайте московского дипломата Долгорукова, долгое время выполнявшего в Варшаве функции то ли посла, то ли шпиона: «Бог знает, как может стоять Польская Республика. Бог знает, какие безрассудные люди. Как бестии без ума ходят, не ведая, что над ними будет». В утешение полякам можно сказать, что в Малороссии ситуация обстояла «из рук вон хуже»...

Украинские историки тот временной период назвали коротко, но ёмко: «Руина». С 1663 года если на правом берегу Днепра правил один гетман, то на Левом – другой, если первый ориентировался на Польшу, то второй обязательно – на Россию. Исключением стал, разве что, гетман Дорошенко, который взял, да и перешёл со всем своим правым берегом под покровительство Турции. Это ему не помогло, но с тех самых пор падишахи Османской Империи тоже приняли участие в малороссийском пасьянсе, назначая украинских гетманов из беглых казаков и молдавских господарей. Правда их власть не распространялась на территорию за речкой Днестр. Перца добавляла своенравная Сечь. Анархиствующие запорожцы были «по умолчанию» против любой власти, им было принципиально всё равно кого резать, лишь бы грабить, и здесь казаки часто находили поддержку у своих заклятых врагов-друзей – крымских татар. Правда, в глубине души «степные лыцари» ляхов ненавидели лютее (может оттого, что с московитами крестились на одну сторону!?). В общем, если уж совсем коротко, то «Руина» - это период, когда украинцы катували украинцев, то с помощью московитов, то поляков, то татар…

Но вернёмся к нашему герою… «Дорошенко отправил Мазепу к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепа своим показанием на допросе сумел понравиться боярину Матвееву…, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы».
Дорога, на которой запорожский атаман поймал Мазепу, вела в татарский Крым, но любопытно иное: Иван Степанович, ротмистр надворной хоругви, вёз не только богатые подарки от правобережного гетмана, но и «пятнадцать пленных Козаков(!), отправленных Дорошенком(!) в дар Хану».

С честью провалив дипломатическое поручение, Мазепа обосновался на Левом Берегу у гетмана Самойловича. Начав карьеру практически с ноля, Мазепа «вырос» до Генерального Есаула и в благодарность принял активное участие в заговоре против своего начальника и благодетеля, а потом… Впрочем: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом».
Не этично спорить с тем, кто уже не может ответить, но «приглашённый» профессор Гарвардского университета Александр Оглоблин отрицает подпись Мазепы в доносе на гетмана Самойловича. Безусловно, им там, за океаном, виднее! Но это ещё не всё! Коллаборационист и фашистский бургомистр города Киева сделал важное открытие, которым поспешил поделиться со всем миром, естественно на украинском языке: «… донос поданий «в таборъ над ръчкою Коломаком», тоді як справді це було ще на р. Кильчені». Во как! Триста лет все ошибались, а историк из века XX взял да и открыл глаза мировой общественности… Только источник информации украинский эмигрант так и не рассекретил, в отличие от Бантыш-Каменского - историка из века XIX, который не только полностью привёл текст «закладной» с местом и датой, но и прилежно указал, откуда им взят документ: «Из коллежского архива».

«Бантыш – «лицо» заинтересованное»!?.. Ладно… Тогда вот вам исследователь не русской национальности из столетия XVIII. Александр Ригельман также привёл полный текст «Челобитной Генеральных Старшин и всего войска Малороссийскаго: об измене и о многом неистовстве Гетмана Ивана Самойловича», рассекретив и место: «В табуре над речкою Коломаком, в лето 1687, июля 7 дня…», и фамилии заговорщиков, в числе коих: «… Иван Мазепа, есаул войска Их Царского Пресветлого Величества из Генеральных…»

С местом и с действующими лицами похоже разобрались, теперь постараемся найти ответ на извечный вопрос... (читайте продолжение в следующейм публикации)

Авторское эссе Есина Геннадия Васильевича.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх