ИСТОРИЯ КУКОЛЬНЫХ ДОМИКОВ. АНГЛИЙСКИЕ И РОССИЙСКИЕ БЭБИ-ХАУСЫ
Первые английские baby-houses создавались архитекторами или известными мебельными мастерами, например, Томасом Чиппендейлом. Домики тех времён могли быть копиями настоящих домов или фантазией его хозяина. Дома делали, как правило, с фасадом и лестничными клетками. Дамы занимались их обстановкой с не меньшим старанием, чем своим собственным домом. Для них постепенно, как и для настоящего дома, покупалась обстановка.
В доме есть бытовые приборы: телефон, инструмент для чистки ножей и пылесос. А в ванной есть даже водонагреватель для ванны…
Кукольный домик мог стоить целое состояние — как настоящий дом с обстановкой в центре города. Обставлять кукольный домик можно бесконечно. Для кого-то это становится делом всей жизни.Именно такая история у одного из известных кукольных домов – домика миссис Хибберд, который находится в Музее детства Виктории и Альберта в Лондоне.
Миссис Хибберд купила домик 19-го века у антиквара в 60-х годах прошлого века. В течение 16-ти лет до самой своей смерти она неустанно занималась восстановлением и обстановкой дома, кропотливо записывая в дневнике все шаги по его обустройству. Какую-то мебель она покупала у антикваров, что-то заказывала мастерам, а что-то делала сама, например, шила скатерти и постельное белье. Умерла миссис Хибберд, не успев отделать чердак. Дело ее жизни закончил сын, который и передал домик в музей…
The Tate Baby house. Victoria and Albert Museum, London.
Самым известным в Англии был дом, датированный 1691 годом, принадлежащий Анне Шарп. Она получила его в качестве подарка от своей крестной матери королевы Анны. И стоит ещё отметить знаменитый Вэллингтон хаус - это своеобразный музей интерьеров и английского быта того периода в миниатюре.
Фото кликабельны:
Fairy Castle Коллин Мур (1930-е годы)
В России кукольные дома вошли в обиход в Петровские времена. Самый известный российский кукольный домик — домик Павла Войновича Нащокина — уменьшенная копия столичной квартиры хозяина и бесценная реликвия пушкинской эпохи. Вся мебель в нем, разумеется, была выполнена на заказ. Над этим домиком трудилось множество искусных мастеров — как малоизвестных, так и легендарных… Рояль работы Вирта был действующий — на нем можно было разыгрывать пьесы специальными палочками. Обеденный стол, который раздвигался, был выполнен известнейшим мастером Гамбсом. А посуда из хрусталя и фарфора для сервировки стола была заказана лучшим заводам России. Первоначально ограниченный объемами квартиры Нащокина, со временем проект этот разросся до размеров богатого двухэтажного дворянского особняка.
О московском музее кукольных домиков
Талантливая театральная художница Юлия Вишневская в 1996 году открыла Музей Уникальных Кукол, собрав коллекцию раритетов, кукол и антикварных миниатюр, изготовленных не позже начала ХХ века, ставшую сегодня одной из самых значимых в мире.
Помимо архитектурных сооружений, в музее можно увидеть кукольную мебель и предметы быта (например, столовое серебро и миниатюрные фарфоровые сервизы). Работы первого в стране современного мастера кукольных домов П.И. Лукоянова занимают почетное место в экспозиции музея, который находится по адресу:Москва, Покровка, 13, стр.2
Обладаюший превосходным вкусом Нащокин с большой тщательностью подошел к созданию кукольного домика. По словам Николая Ивановича Куликова, актера и близкого знакомого Пушкина и Нащокина, «предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол, он [Нащокин] по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому». Масштаб домика был больше обычного – 1:7 (в Европе кукольные дома делались в размере 1:12 по отношению к реальным), все вещи обстановки в нем – полными копиями оригинальных и действующими: из пистолета длиной в 4,4 см можно было стрелять (набор из двух превосходных копий со всем необходимым для их заряда был привезен из Льежа), в самоваре, который можно было удержать двумя пальцами, – кипятить воду, в масляной лампе с круглым матовым абажуром величиной с грецкий орех – зажигать огонь, можно было поиграть в миниатюрный бильярд.
На стенах в домике висели картины – полные копии тех, что были в квартире Нащокина, в залах красовались мебельные гарнитуры работы Гамбса (обычных размеров мебель мастер изготавливал в Санкт-Петербургской мастерской), стол-сороконожка в столовой сервирован предметами чайного сервиза из серебра с позолотой. Бронза – люстры, подсвечники, канделябры – сделана во Франции, посуда из фарфора, графины, рюмки, форменные бутылки всевозможных форм – на подмосковном заводе Алексея Попова. Один из современников Нащокина писал в своих мемуарах: «На этот домик… съезжалось любоваться все лучшее тогда петербургское общество, впрочем, и было чем любоваться».
После смерти Нащокина его домик был по частям раскуплен антикварами, и, хотя был завещан вдове Пушкина Наталье Николаевне, так ей и не достался. В 1900-х годах Нащокинский домик был восстановлен художником С. А. Галяшкиным, который воссоздал недостающие предметы и заменил утраченные.
Домик Нащокина до сих пор удивляет неподдельной подлинностью быта, запечатленного вплоть до таких мельчайших деталей, как сафьяновые туфли, оставленные у кровати, или настоящая колода карт, лежащая на ломберном столике в гостиной, масляная лампа тускло освещала комнату, а в самоварчике можно кипятить воду…
Всего скромный по западным меркам домик сохранил 611 предметов обстановки, среди которых есть бывшие в обиходе лишь в пушкинскую эпоху и вышедшие потом из употребления, такие как прибор для снятия нагара со свечи, медная сковорода для жарения кофейных зерен, приспособление для колки сахарных голов. Как Нащокин наполнял модель домика этими отменно сделанными вещами, писал знакомый Пушкина и Нащокина, А. Ф. Вельтман, в своей пьесе «Не дом, а игрушечка!». «Игрушечка» однако влетела в копеечку: домик стоил 40 тысяч рублей – баснословная цена для начала XIX века, за такие деньги можно было приобрести настоящий особняк. Сейчас этот миниатюрный шедевр хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Документальный фильм о домике Нащокина:
Свежие комментарии