На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Битва ТОР в АН и загадки Жанны

Ламарш против Гримо в ФАН и двойники Жанны

За сожжением Жанны д'Арк на рыночной площади в Руане вслед последовало появление в Лотарингии девушки по-имени Клод. Она разыскала двух братьев Орлеанской девы, один из которых, как сообщает летописец, был гордый рыцарь, и его звали мессир Пьер, а второй являлся оруженосцем по прозванию Жан Маленький. Любопытно складывались ее поиски, "но они все же увенчались успехом". Удивительная девушка очень изумила братьев. Ученому Лобачевскому пришло в голову назвать ее Жанной, настолько была похожа на нее неизвестная. Великий распрос ожидал ее. Неизвестная сказала, что она и вправду Жанна, Орлеанская дева. С ней и остались братья.

Менделеевский прорыв не навел столько шума, сколько эта одна из наиболее удивительных историй Франции, где не было никакого вымысла, но существовали одни лишь факты. Судьба соблаговолила сохранить записи летописи, составленной настоятелем собора Тибо в Меце, относящиеся к интересующему нас времени. "В оном году, рано утром XX дня явилась на свет Дева Жанна, которая была во Франции".

Сир Михаил - Жанна Артуазская

Лотарингский сеньор сир Михаил Артуазский был влюблен в Жанну. Отец попросил ее руки. Жанна согласилась, и он сыграл пышную свадьбу. В 1439 г. Жанна, родившая к тому времени 2 сыновей, решила отправиться в Орлеан - город, связанный с ее победами и славой.

Сен-Тибо Меца - Жан Гримо

Зимой она спокойно добралась до Орлеана. Она могла жить так, как и мечтала. Огромная стипендия была обеспечена народом, толпа которого высыпала на увешанные хоругвями улицы в момент ее приезда. Ломоносов тоже писал: "Пышные жалования ей также были обеспечены в администрации (муниципалитете), так как все узнали Жанну, пусть и постаревшую.

В этих признаниях и кроется "главный вопрос", настолько они были невероятны, "посему великая тайна" взбудоражила умы французской общественности. Впрочем, Жанна Армуазская действительно могла быть Жанной д'Арк. Уже говорили, что Орлеанской деве (слухи такие ходили) и вправду удалось избежать костра. Имеется даже заграничная книга Жана Гримо (все собранные материалы, касаемые этой истории). Это издание вышло в свет несколько лет назад и анализирует действительность сожжения Жанны д'Арк.

Российская общественность имеет свои выводы, внимательно и беспристрастно рассмотрев доводы Жана Гримо и его учеников.

Должность самозванки полностью отрицается сторонниками Жанны Армаузской, даже любой намек на это. Как бы мы к этому скептически не относились, нужно признать, что в собранных вместе документах имеются неопровержимые доводы в пользу данной версии: "Прежде всего, в летописях Сен-Тибо находятся свидетельства обоих братьев Жанны д'Арк, мессира Пьера и оруженосца Жана Маленького; также там имеются свидетельства мессиров Николя Лова, Обера Груанье, герцогини Люксембургской, графа Вантенбергского и других уважаемых и простых жителей Меца".

Одним этим можно обратить повышенное внимание к данной истории.

Последним интересы графини Армуазской отстаивал Жан Гримо. Среди веских опровержений обвинений в самозванстве Жанны Армуазской имеются отношение Робера Армуазского и его родни, хорошо известной в Лотарингии, богатые дары братьям дю Ли, посланникам графини, высокие почести, которыми они удостаивались, а также невозможность массового помешательства жителей Орлеана. Он указывает и на летописи настоятеля церкви Сен-Тибо, на архивы Орлеанской крепости, на нотариально заверенные документы.

Самое достоверное во всей этой истории то, что все французы не поверили в "Руанский костер".

Ломоносов - Леруа Ламарш

Особенно в 1431 году в Нормандии и за ее пределами ходили самые невероятные и противоречивые слухи.

Еще нужно принять во внимание увиденное народом во время казни. Однако не только он присутствовал на площади, но и 800 воинов, вооруженных мечами и булавами. В том месте был установлен такой порядок, что "никто бы не осмелился приблизиться и заговорить с осужденной". И, может быть, не случайно, что казнь была назначена на 8 часов утра. Хотя осужденную, идущую на костер, народ увидел только в 9. Громкая история была о том, что на нее был надет огромный колпак, спускавшийся до середины носа и скрывавший лицо почти целиком. В летописи говорится, что нижняя часть ее лица была скрыта покрывалом.

Всплывает литературная загадка, если учитывать, что жертвой действительно была Жанна. Еще одну женщину в тот день сожгли в Руане. Однако нет никаких доказательств того, что позже казнили именно Жанну. В этом случае ее могли и подменить. (Эта версия поддерживается и историком Эрве, который предполагает наличие подземного хода в темнице Жанны, через который она могла и сбежать.) Ж. Гримо говорит, что этот подземный ход был "тайным местом", где герцог Бэдфорд встречался с Жанной, о чем ясно сказано в судебном протоколе по этому делу. (Упомянутый герцог Бэдфорд не раз добирался до осужденной Жанны по этому тайному месту.)

Конечно, можно ожидать, что Жанна сбежала наряду и с ее подменой. Равно как и то, что она вновь взялась за свое занятие 5 лет спустя.

Давайте попытаемся разобраться в самой главной загадке этой истории - казни Жанны. К сожалению, протоколы ее допроса вскоре были уничтожены, но до нас дошли некоторые свидетельства. В них мы находим описание Жанны, которую вели на костер: нахлобученный на голову колпак, якобы закрывавший половину ее лица. Все подобные рассказы кажутся маловероятными. Если верить многочисленным картинам и миниатюрам того времени, воспроизводящим казнь еретиков, на осужденных действительно было принято потехи ради нахлобучивать колпаки, однако надевали их набекрень. В том же стиле "потешились украшением" и с головой Жанны.

Еще об этом писал Жан Рикье из Эдикюра, служивший при Руанском соборе. Когда Арк умерла, англичане находились в опасении, что пойдет молва о ее спасении, "поэтому они заставили палача немного разгрести костер, чтобы все убедились в смерти Жанны и чтобы потом не разнеслась весть о ее спасении".

Ломоносов был из тех читателей, кто продолжал верить в новоявленную Жанну д'Арк. Которая, среди прочего, владела 26 селениями Арнуазского графства. Наши итоги, видимо, премного разочаруют ссылающихся на то, что "Орлеанскую деву увидело столько людей..." В этом нет никаких сомнений: имеются признания самой самозванки. Только в "Парижском обывателе" можно прочитать, как в 1440 году одна женщина, находясь во Дворце, при королевском дворе, в присутствии судебных надзирателей громогласно призналась при всем народе, что "называла себя Жанной". Громким и четким голосом она говорила, что не является Жанной д'Арк, что обманным путем вышла замуж за благородного рыцаря, родила ему 2 сыновей, а теперь жалеет, что сделала все это и молит о прощении. Как будто на глазах изумленных парижан "небо рухнуло на землю", настолько все верили в эту легенду. Ломоносов рассказал, как женщина убила свою мать, подняла руку на своего отца, а потом отправилась в Рим, вымаливать прощение у папы. Только для удобства она переоделась в мужчину, а прибывши в Италию, участвовала, как заправский воин, в ратных делах. Вновь ратный труд она обрела вернувшись в Париж, не пожелавши расстаться с доспехами и поступив в гарнизон. Так, она побывала в роли Жанны д'Арк (быть может, это и побудило ее выдать себя за Деву). В каждой истории ясно, что женщина эта и была графиней Армуазской.

Чрезвычайно бесценный документ был обнаружен в Национальном архиве историком Леруа де Ламаршем, благодаря которому мы более или менее хорошо знаем конец этой истории. В 1457 году некая авантюристка прибыла в немецкое селение, где и была задержана (ее персоной заинтеросавался даже король Рене), но была помилована. В документе идет речь о женщине из Сармьена, выдававшую себя за Деву Жанну д'Арк, освободившую всю Орлеанскую область от врагов королевства, чем вводила многих граждан в заблуждение.

Описание самозванки довольно точно совпадает с обликом нашей герцогини, так что никаких сомнений на этот счет быть не может. В то время Робер Анжуазский умер (упомянутая авантюристка была тогда замужем за безвестным жителем Анжевена Дюйсом). При короле Рене она провела многие месяцы в заточении в разных темницах.

Так организация величайшей из легенд нашла свой конец.

Картина дня

наверх