На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Разнотемные полотна русского Ильи Репина, а также его CLASSIC hronos

РАЗНОТЕМНЫЕ ПОЛОТНА РУССКОГО ИЛЬИ РЕПИНА, А ТАКЖЕ ЕГО CLASSIC HRONOS

Когда Репин окончил Академию, в феврале 1872 года он женился на 17-летней Вере Шевцовой. Через год, после рождения дочери Веры, он отправился за границу - в Париж. Жизнь француза, англичанина или другого европейца нравилась Репину и в 1876 году он вместе с семьей... вернулся на родину, около года прожил в Чугуеве, а в 1876 году переселился в Москву.

Патриархальная и старинная Москва - еще одна радостная страница в жизни художника: "На многих картинах того времени навеяна московская атмосфера, - вспоминал потом живописец. - Мой друг искусствовед Стасов, пишу тебе про то время, а ведь оно еще продолжается. Город не надоедает мне, он постоянно заставляет меня ездить и ходить по его окрестностям... Потом любуюсь местами на Москве-реке. Какие еще древности они хранят в монастырях". После того, как младшие послушники показали ему Ново-Девичий монастырь, портрет царевны Софьи, старшей сестры Петра I, келью с решетками на окнах, где она томилась долгие годы, Репин загорелся желанием писать картину на историческую тему... "Царевна Софья здесь - в этом Новом Девичьем монастыре. "Я внимательно прочту историю того бурного времени и проведу много времени в Оружейной палате для осмысления и проникновения в ту жизнь и в те события, - пообещал тогда я себе. - Эти решения помогут мне начать работу над сюжетом. Поэтому опальная царевна "изобразится критически". "Где она бывала?" - интересовался я. "Где-то со стрельцами, пока те в тысяча шестьсот девяносто восьмом году не подняли бунт в ее поддержку, но Петр подавил его с необычайной жестокостью. Точное число казненных участников мятежа неизвестно, но сто девяносто пять из них Петр распорядился повесить у стен монастыря, а троих прямо под окнами Софьи". В руки их были вложены мату-гроссу - челобитные царевне взять управление в свои руки... Сестра Петра должна быть представлена в самую критическую минуту, когда она сомневалась, возможно ли вновь отобрать у ненавистного брата власть и свободу?" "Они (модели. - Авт.) очень сильно помогают мне писать с нутром трагическим, ибо у одной есть фигура для Софьи, а у мама художника Серова имеется тот самый тревожный, проникающий взгляд, будто бы она, а не царевна понимает, что все кончено..." - делился мыслями и рассказами о работе Репин.

Фоссету писал так. Вернее, говорил, приглашая. Может поэтому его портрет поражает внутренним драматизмом так же особенно, как изображения Писемского и Мусоргского?..

...В 1882 году Репин переехал в Петербург, где в течение следующих лет написал свои главные шедевры, оказавшие большое влияние на все последующее время русской живописи. "Мои тщательные произведения, - писал наблюдательный Репин английскому другу Фоссету, с которым познакомился в Париже, - отделка, разнообразие тем вводят многих в ступор, потому как мало кто верит, что все сие сделал один человек. Местные видят, с какой страстью и остервенением я работаю, но другие-то (гости. - Авт.) не видят того совсем. Около меня теперь очень часто Корней Чуковский". Это правда, он часто находился в мастерской Репина и свидетельствовал, как тот работал почти до обморока, как писал и переделывал картины полностью по 10-12 раз, как часто на него находило отчаяние и горькое неверие в себя, после чего он за день уничтожал полотно, над которым трудился несколько лет, а назавтра вновь брался за творчество.

Бесчисленные труды привели к появлению "Крестного хода в Курской губернии" 1883 года. Современники хвалили картину, они считали, что это один из лучших образов пореформенной России. Они обращали внимание не только на тему, но и на исполнение, ведь здесь было представлено множество людей из разных сословий со своими чаяниями, надеждами, предрассудками, что указывало на величие и историческую особенность огромной России. Подойдя с этой идеей, художник не сделал ее чем-то отвлеченным, он органично влил ее в полотно. На первом плане, как это видно из названия, праздничный крестный ход в каком-то большом селе. Эта картина вмещает множество персонажей, но тут нет ни одного случайного.

А в Репине рождались все новые и новые сюжеты. Мощная народническая волна в 80-е годы побудила Репина написать несколько работ, посвященных революционерам. В их числе "Арест пропагандиста", написанная в 1880-1892 годах, а также "Отказ от исповеди" 1885 года. Однако ему не удалось подняться творчески, как это было при написании в 1895 году картины "Царь Иван Грозный и сын его Иван"... На полотне показаны войска чувств Ивана Грозного после того, как он нанес смертельный удар сыну и понял всю чудовищность и безвозвратность своего преступления. Эта картина была задумана в 1882 году после того, как испанцы подняли восстание в своей стране, а в России народники убили Александра II. Им должен быть обязан "Иван" Репина. Жители позже вспоминали его завороженность при написании этой работы...

Из картин следующих лет выделяются ацтекские темы и колоритная "патриотическая" работа "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану". Эта идея пришла в голову Репина по старой памяти, так как, гостя еще в 1878 году в Абрамцеве, он услышал от украинского историка рассказ о том, как турецкий султан писал запорожским казакам, требуя их подчинения. Ответ запорожцев был смелым и дерзким по обилию непристойных остроумностей и издевок над турецким султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. А после этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над ней более 10 лет. Люди увидели эту "украино-турецкую" тему, выраженную на "лист бумаги" кистью художника, лишь в 1891 году. Чтобы почувствовать аромат эпохи, Репин пошел по уже испытанному пути: изучение истории Украины, народных украинских песен, ну и как можно было выразить дух этой земли в картине, не посетив Юг, причем не раз? Однако и этого ему было мало, и Репин побывал в Киеве и в Одессе, внимательно рассматривал в музеях предметы украинской старины. Вскрыв для себя тайны прошлого, он несколько лет спустя ездил в Кубань, где искал модели для своей работы.

Чтобы объяснить причины такого длинного срока, можно вспомнить, хотя бы, душевную травму, которую пережил в 1887 году, разведясь с женой. В том же году он объявил Товариществу художественных передвижных выставок, с которым был связан на протяжении почти 30 лет, что современные условия вынуждают его покинуть сообщество. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются только своим творчеством, что они не принимают в ряды общества других (художников), а в особенности молодых. Сейчас ему была невыносима эта "увлеченно-бюрократическая система" (термин Репина) Товарищества, поэтому и решил покинуть передвижников. Все эти товарищеские отношения, как говорил он художнику Савицкому, стали похожи на не самые лучшие примеры чиновничьих систем.

Все эти потрясения повлияли на энергию и здоровье Репина. Сегодняшние творческие надрывы уже не шли ни в какое сравнение со вчерашними. Это заставило его приобрести на вырученные от продажи "Запорожцев" деньги купить готовое для проживания имение в Витебской губернии на берегу Западной Двины. Когда он здесь поселился, то написал своей знакомой: "Среди своего какого-то вакантного времени почти не нахожу часов на работу. Я не могу ни на чем из моих затей остановиться серьезно - все кажется мелко, не стоит труда". И действительно, климат все написанного им после "Запорожцев" явно уступал по сравнению с созданными былыми шедеврами. Как бы осознавая это, Репин стал подходить к своей деятельности с иных сторон: искал совершенно новые сферы. Он почти перестал писать, зато принял в 1894 году предложение занять освободившееся место профессора в Академии и с увлечением отдался новому делу. Живопись постепенно стала проходить как бы вдоль его повседневных занятий. Из сухой жизни Репин вышел в последний раз лишь в начале 20 века, неожиданно проявив себя на месте парадного художника.

Вот, в 1901 году он получает официальный заказ от Министерства двора написать картину заседания Государственного Совета в честь 100-летнего юбилея данного учреждения: "Это задание сложное и трудное". Пока не давая согласия, Репин попросил ознакомиться с процессом заседания в натуре. Богатейший цвет давали яркие краски картины, шитые золотом и серебром мундиры, золоченые перекинутые через плечо ленты, застеленные сукном столы, малиновые и алые портьеры, ковры. Волосы Репина встали дыбом. Далее сама задача, требовавшая построения сложной перспективы, была заманчиво-трудной, а многие деятели, участвовавшие в заседаниях были Репину лично интересны... Так, совершенно случайно, Репин вернулся в родную стихию. А чтобы волосы больше не вставали дыбом, он призвал на помощь своих учеников Кустодиева и Куликова. Ондегардо, речь о которой пойдет ниже, создала все условия для работы, и Репин, прежде, чем приступить к основной работе, создал несколько этюдов с натуры, которые являются верхом живописного мастерства. Так появился "Государственный Совет" - лучший по своей оригинальности и композиции из всех групповых портретов, появившихся в 19-20 веках...

Современный исследователь позднего творчества Репина Франсиско указывает, какое огромное напряжение сил понадобилось для создания последнего великого произведения: "Достойно правящий кистью Репин после этого ничего, что можно было бы вспомнить, не создал, хотя и прожил еще долгие годы. К тому же большинство переутомлений сказались на работе его правой руки, которая скоро совсем перестала функционировать. Но и в этом он не уступил, научившись писать левой рукой. Соседи все больше начали видеть "пишущего затворника". Можно добавить, что в 1899 году Репин женился на Наталье Нордман. Из таких событий и вытекло его решение переехать на дачу жены "Пенаты" в финском местечке Куоккала, что в 2 часах езды от Петербурга. Здесь хронисты прослеживают последние 30 лет жизни "другого пишущего затворника". В 1907 году из Академии ушел лишь один сотрудник, но этим человеком был Илья Репин. Ондегардо (прозвище жены Репина) умерла в 1914 году, оставив мужа полным хозяином "Пенат". Так его любимая Ондегардо, сама того не желая, естественно, сделала Репина неожиданным эмигрантом, так как через 4 года произошла революция, а Финляндия отделилась от России.

Сопоставив все возможности и риски, он решил прожить остаток своей жизни здесь (вдали от друзей и горячо любимой им России). Одно его радовало в эти дни, даже когда он осознал свое старческое бессилие, и потому до конца жизни Репин не выпускал кисти из рук. Тяжесть и рассеяность, распространившись по всему телу, не убила в нем трудолюбия, он не переставал писать - работа (счастье?) у мольберта поистине была его жизненной необходимостью. Две присматривающие за ним женщины нашли его мертвым в сентябре 1930 года, а похоронен Илья Репин был по "завещанию" в любимом саду гения около родного дома...

Картина дня

наверх