На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

"Верховный" идет по пути объединения. История продолжается...

"Верховный" идет по пути объединения. История продолжается...

В Москве правил очередной великий князь. Сын великого московского князя Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы византийского императора Константина XI, хотя кто-то и не согласен с именами его родителей, предпочитая их называть именами, данными при крещении, Тимофеем и Зоей, но не суть.

В конце 15 - начале 16 веков этот князь, которого звали Василий, не раз обращался к архимандриту, чтобы тот помог ему в борьбе за верховную власть со своим племянником и внуком Ивана III Дмитрием. В 1505, после смерти отца, он стал великим московским князем. Подошли к Московскому княжеству ранее независимые Рязанская и Псковская земли. В 1514 году, когда прошла война между Российским государством и Литвой, к Москве отошла и Смоленская земля. Василий жестко относился к тем княжествам, которые считались удельными, входя в состав Российского государства. Этот статус был ликвидирован даже у Новгород-Северского, Стародубского, Калужского, Волоколамского и Углицкого княжеств. В его правление никто уже из великорусских земель не мог похвастать, что независим от единого Российского государства. В. вел тяжелую борьбу с Крымским ханством, пытался превратить Казанское ханство в зависимое от Москвы государство, назначая туда ханами своих ставленников. Беспощадно расправлялся с внутренней оппозицией, будь то хоть конюхи, хоть бояре, хоть князья, выступавшие против его власти. Затем был создан новый Судебник, не дошедший, к сожалению, до наших дней. Как писал посол германского короля Максимилиана Сигизмунд Герберштейн, Василий превосходил всех монархов мира. Около изображения на лицевой стороне его печати имелась надпись. Там как будто бы рассказывают о великом государе, получившем царскую власть Божьей милостью, господине всея Руси Василии. Наконец, появилась новая печать: на оборотной стороне также поместили надпись. Там говорилось о государе русских земель - Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской, Тверской, Пермской и Югорской.

Получив от него разрешение, в Московском Кремле заново возвели Архангельский собор, а в селе Коломенском построили церковь Вознесения. Оба храма имеют некоторое право называться шедевром мирового зодчества.

Первая достопримечательность Кремля - Архангельский собор - стала местом захоронения Василия.

Великий русский князь Василий III породнился с литовским князем тезкой Глинским, женившись на его дочери. Замуж за Василия 3 Елена вышла в 1526 году. Но более всего власти получила после смерти мужа, когда стала регентшей малолетнего наследника Ивана IV.

Глинская беспощадно боролась с теми боярами и князьями, кто находился в оппозиции к центральной власти. Великими ее делами можно назвать денежную реформу в России, упорядочившую монетное дело, строительство новых городов, стабилизацию международных отношений с Польшей и Швецией. При Глинской московский посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.

15 апреля 1538 года Глинская была похоронена в Москве в церкви Вознесения.

Следующей важной фигурой в эпоху Василия III стал принятый на службу великому князю в качестве переводчика выдающийся гуманист и публицист. Он был греком по происхождению. Долгое время жил и учился в Италии, а потом находился при знаменитом Вартопедском монастыре на Афоне. Проработав там с десяток лет, прибыл в 1518 году в Россию по приглашению московского князя Василия III, чтобы переводить на русский язык античные труды, хранящиеся в великокняжеской библиотеке.

18 политических и церковных деятелей было привлечено к этому весьма образованному человеку, известному под именем Максим Грек. Он критиковал систему управления в России, предлагая, в частности, упразднить 16 великокняжеских ставленников, разорявших население, которое содержало их, выступал за аскетический образ жизни монахов, советовал искоренить частные церковные земельные владения, осуждал феодальное использование крестьян со стороны церкви.

Духовенство призывало Максима отказаться от своих убеждений, но тот оставался непреклонен, за что был предан церковному суду в 1525 году. Некоторые требовали даже казнить его, но церковный собор остановился на заключении в Иосифо-Волоколамском монастыре. Через 19 месяцев он во втрой раз был осужден церковным собором и подвергся репрессиям. Умер он в Троице-Сергиевом монастыре.

До нашего времени дошло более 25 полных произведений Максима Грека. Когда на престол взошел Борис Годунов, то он сразу распорядился перевезти в его библиотеку ряд трудов Михаила Грека, или Михаила Триволиса: философские трактаты, проповеди, рассуждения о грамматике и переводы.

С публицистикой, а также русской философией был связан и монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. Общался с помощью посланий с Василием III, Иваном IV, дьяком Мисюрей-Мунехиным - главой псковской администрации.

Одновременно Филофей выступал за присоединение Пскова к Москве, за единодержавную власть московского князя: Петр, по его теории, был покровителем Москвы как третьего Рима, в которой восседал помазанный через апостола богом правитель. К этому Филофей прибавлял, что Москва является правопреемницей Рима и Византии, которые пали потому, что отвернулись от истинной веры. И именно апостол Петр вдохновляет его на писания. От духа, мол, святого и слова его о двух падших Римах, возникновения третьего и невозможности быть четвертому. В произведениях Филофея прослеживается постоянное осуждение астрологов, заявлявших, что судьба человека зависит от движения планет и звезд, а также прибегание к тематике мира и людей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх