На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 646 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Титова
    Очень хотелось поблагодарить автора за возможность прикоснуться к истории Древней Греции, если бы не два (а, быть мож...По стопам Спартак...
  • Валерий Лыюров
    Не Мавретании , а Мавритании.ПО СТОПАМ СПАРТАК...
  • Валерия Цветкова
    Да что ты знаешь про эти события? Пропаганду пиндостана? Я из первых уст знаю, кто там сидел и кого вы, ублюдки, зове...Были ли наказаны ...

ПО СТОПАМ СПАРТАКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Менандр. Ок. 1898

ПО СТОПАМ СПАРТАКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ...


Менандр всю жизнь с 342 или 341 года, появившись на свет в "городе света" Афинах, до промежутка 293 и 291 года до новой эры, посвятил древнегреческой комедии. Его учителем был Теофраст, с Деметрием Фалерским он "водил тесную дружбу". В зените славы был приглашен в Александрию царем Египта Птолемеем Сотером, но и теперь отказался покидать уже "насиженное место" в родных Афинах.

 
Менандр, видимо, утонул, купаясь в гавани Пирея. Так он закончил свой главный путь, который начался в 321 году, когда была поставлена его пьеса "Гнев". Всего он сочинил от 105 до 108 комедий - число в античных источниках расходится из-за двойных названий некоторых пьес, но в драматических состязаниях побеждал только 8 раз, часто уступая своему старшему современнику Филемону. 
В 316 году в состязаниях на Ленеях Менандр победил с единственной дошедшей полностью комедией "Брюзга", но также сохранились пространные фрагменты, позволяющие сконструировать сюжет, пьесы "Третейский суд", "Самиянка", "Остриженная", "Щит", "Ненавистный", "Сикионец". 
Известно также, что сохранились фрагменты "Героя", "Земледельца", "Льстеца", "Девушки из Перинфа" и других некоторых пьес. Кроме несохранившегося "Женоненавистника", самой популярной комедией Меандра в античности была также утраченная "Фаида". Учителем Менандра был также представитель средней аттической комедии Алексид, согласно словарю "Суда" приходившийся ему и дядей. Пьесы самого Менандра относят к новой аттической комедии, которая, отказавшись от гиперболической фантастики, грубого юмора и инвективы против реальных лиц, сосредоточилась на изображении частной жизни, очерчивании типических характеров и развитии любовной линии.

Магистр Примаков отмечает в основе действия большинства комедий Менандра запутанную интригу, построенную на недоразумениях, причем большую роль здесь играет случай. Как правило, Менандр Диопиф в центр сюжета помещал влюбленную пару. Ряд сюжетных элементов, особенно в прологах-экспозициях и в развязках, он, вслед за среднеаттическими комедиографами, заимствует из трагедий Еврипида. Но композиция и драматическая организация действия становится важнее комизма отдельных диалогов и сцен, что зеркально отличается от комедиографии Аристофана.  
Менандр отходит от резкого гротеска, усиливая морально-этическое начало, выражающееся в многочисленных сентенциях.
Уверенный в стереотипности комического высмеивания в новой аттической комедии, Менандр "меняет курс" и стремится показать хорошее в каждом человеке и в его поступках. Так при изображении любовной интриги поведение влюбленных он объясняет не волокитством, как было типично для комедийного жанра, а настоящим чувством, и, например, в "Третейском суде" гетера помогает бывшему поклоннику помириться с женой, а в "Брюзге" богатый юноша отправляется работать в поле, иначе как он заслужит уважение отца своей возлюбленной из бедной крестьянской семьи?
Отличительной чертой драматургии Менандра можно назвать индивидуальную нюансировку характеров действующих лиц, "отзеркалившую" перипатетические труды Аристотеля и Теофраста"Этику" и "Хараткеры", поэтому комедии Менандра часто рассматривают как драматизацию этического учения представителей этой школы. Традиционные маски в последний период аттической комедии, как, например, хвастливый воин, гетера, хитрый раб, у Менандра наделены личностными чертами. Развитие сюжета некоторых комедий обусловлено особенностями характеров героев - человеконенавистного Клемона, не подпускающего к своему дому вместе со случайными прохожими соседей и даже родственников в "Брюзге", или в "Остриженной" чрезвычайно вспыльчивого Полемона, приревновавшего возлюбленную к ее родному брату, с которым она была разлучена "с младых ногтей": Архаид привил Менандру внедрять в свои произведения живость и простоту, и даже используя языковые формы, тот соответствовал принципам классической трагедии, избегая неологизмов и архаизмов. Играя в "строительство слов", Менандр использует особенности аттического диалекта эллинистического времени. 
Лирические хоровые части как таковые отсутствуют, они отмечены в тексте специальными знаками, разделяющими комедии Менандра на 5 частей, что, по-видимому, и перенял Гораций, канонизировавший в "Науке поэзии" пятиактное членение драмы. Это только подтверждает необычайную популярность комедий Менандра после его смерти. Среди александрийцев это почитание  особенно было проявлено Аристофаном Византийским, ставившим Менандра на второе место после Гомера. 
В Риме пьесы Менандра неоднократно подвергались переделке, депутаты Плавт, Публий Теренций Афра, Цецилий Стаций и Афраний писали пьесы в жанре паллиаты, что выглядело просто как вольный перевод или контаминация комедий Менандра, а также широкое распространение получили античные мозаики со сценами из его пьес. Однако, долгое время если наследие комедиографа и "архивировалось", то лишь в сборнике "Изречения Менандра" - собрании однострочных стихотворных сентенций (к 760-ти недавно "добавили" еще несколько десятков) и в виде "прямого текста" у поздних моралистов и компилляторов, из которых лишь 5% действительно "входило в собственность Менандра", а "сладкие остатки" могли лишь "войти в собственность Менандра", но точного подтверждения этому пока что не было. Но в 1844 году в Синайском монастыре Святой Екатерины на двух листах на пергамене был обнаружен первый из текстов Менандра. 
Большую часть ныне известных текстов на папирусах находили и внимательно изучали в 20 веке, и в 1907 году был издан "Каирский кодекс", куда вошли отрывки с полутора тысячами стихов из комедий "Третейский суд", "Самиянка", "Остриженная" и "Герой", а также "Кодекс Бодмера", включающий обширные фрагменты "Самиянки" и "Щита", плюс неизвестная до этого времени комедия "Брюзга". Некоторые демонтированные мумии были иезуитски повреждены, из-за чего большинство текстов имеют значительные "косяки" в силу испорченности папирусов. К нищей сохранившейся комедиографии Менандра присоединились лишь последние находки комедий в 2003 году. 

наверх