На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

НЕМНОГО О СВЯТЫХ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Немного о святых Древней Руси

С ростовскими князьями всегда и неизменно связывают личность Бориса Владимировича. Родившимся весной сыном великого русского князя Владимира, или Василия, Святославича Святого. "Повесть временных лет" наделяет Бориса болгарской кровью, говоря, что в те времена многие русские князья брали жен именно из этого народа, но Иоакимовская летопись называет мать княжича русской великой княгиней, то есть наделяя ее истинно царскими полномочиями, Анной Романовной, дочерью византийского императора Романа II.

В 1010 году родители послали Бориса княжить в Ростовскую землю: "Пойдите в Ростов, согласно повелению нашему". Словно библейский Давыд, Борис был красив, высок ростом, с круглым лицом, небольшими усами, добрыми глазами, широк в плечах, узок в талии.

В 1015 году Борис, собравшись по приказу отца, ходил на печенегов. Когда он ушел отсюда в поход, Святополк Окаянный захватил Киев и убил отца Бориса. Дружинники Владимира Святославича предложили Борису через их помощь захватить Киев и отомстить за смерть отца, но тот, не желая междоусобных войн, отказался идти на старшего брата. Люди, подосланные Святополком, ночью, кроме того, что напали на шатер князя, еще и убили его. Русские люди осудили это убийство, что показали делом: они вывезли тело Бориса в Вышгород Киевский и захоронили его на кладбище церкви Святого Василия. Позднее его прах был перенесен в каменный храм-мавзолей. В XI веке Борис вместе со своим братом Глебом был причислен к лику святых.

Картинки по запросу борис и глеб фото

Однако был еще и князь муромский. Который тоже был сыном Владимира, или, в другой транскрипции, Василия, Святославича Святого; это был не менее легендарный князь Глеб. Согласно "Повести временных лет", Святополк приходился родным братом Глебу, а Иоакимовская летопись называет матерью муромского князя великой русской княгиней; в принципе, она была настоящей царицей: до замужества Анна Романовна являлась византийской царевной. В 1010 году князья - сыновья Владимира - получали от отца свои наделы, и Глебу досталась Муромская земля, население которой он тщетно пытался вовлечь в христианство.

Выше говорится о родстве Глеба со Святополком с позиции "Повести временных лет", но эта версия довольно спорная, и Окаянный скорее всего являлся двоюродным братом муромского князя, которого также, как и Бориса, погубил под Смоленском с помощью своих происков. Когда собственный повар Торчин вынул нож, Глеб впервые в жизни не стал сопротивляться и в итоге был зарезан. И что дальше? Впоследствии прах Глеба был захоронен против Вышгорода, а затем перенесен и в сам город! Затем впервые в храм-мавзолей перенесли гроб с телом именно князя Глеба. Отсюда и канонизация в 11 веке русской православной церковью Глеба в ранг святого.

Этот деятель русской церкви бесспорно может считаться выдающимся. После 40 года 11 века был княжеским священником в загородной резиденции Берестово под Киевом. Он известен своими 17 литературными трудами и ораторским высказыванием: "Пойди, слово закона и благодати, возвысь Русь, прославь ее правителей". В 1051 году монах Владимир, получив имя Иларион, был избран по указанию Ярослава Мудрого собором епископов митрополитом Киевским без дальнейшего утверждения Константинопольской патриархии. (По сути была подчеркнута независимость русской церкви от византийской.) Киевляне относились к Илариону нейтрально.

Отец Ярослава Мудрого Владимир Святой, прокняжив около 40 лет, выделял другого выдающегося церковного деятеля. И потому благодетельствовал родному городу Антония Печерского Любечу. Причем Антоний сам отправился в Царьград на Афонскую гору, где просил в одном из монастырей постричь себя в иноки: "Всех дней, однако, у вас не проживу, но возвращусь на Русь, где мне уготована для жительства пещера под Киевом. Но ежели править будет не князь наш Владимир, я снова приду на Афон". (Так оно и случилось, но когда мятеж Святополка Окаянного был подавлен Ярославом Мудрым, Антоний снова вернулся на Русь, где жил опять же в пещере, но на сей раз недалеко от княжеской резиденции - Берестова.) Он основал Киево-Печерский монастырь, в котором бояре просили Антония игуменствовать: "Пойди, веди житие благочестивое, а мы вместе с великими князьями будем ходить к тебе за благословением. Если хоть кто-то из знатных людей будет делать сие, то и иная челядь последует за ними. Не исключая и сына боярского Варлаама". Услышав обо всем этом, многие постриглись в монастыре Антония. Вскоре Антоний сложил с себя все игуменские обязанности и привилегии и поселился особо. В 1069 году, бежал из Киева в Чернигов, не желая гневить великого князя Изяслава (Ярославича), которому сказали, что тот поддерживал Всеслава Полоцкого, когда тот занял стол (великого князя). Под Черниговом Антоний основал Троицкий и Елецкий монастыри. В 1073 году он возвратился в Киев и вновь стал игуменом Печерского монастыря.

Антоний сыграл важную роль в духовной и культурной жизни русского народа. В церкви он причислен к лику святых.

Картина дня

наверх