На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерия Цветкова
    Да что ты знаешь про эти события? Пропаганду пиндостана? Я из первых уст знаю, кто там сидел и кого вы, ублюдки, зове...Были ли наказаны ...
  • Валерия Цветкова
    ПИздец чушь!!! А что скажете уродцы про 90% ОУНовцев, сидящих в гулагах?!!! Они предков русских резали, а вы, ублюдки...Были ли наказаны ...
  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Спасибо за информацию. Только я против А.Первого и А.Второго. Это то же самое, что А.Невский. Ужасно!!!КРАТКИЙ КУРС ИСТО...

Израильские ультраортодоксы и современное общество

Израильские ультраортодоксы и современное общество

результат изображение

Феномен роста рождаемости в этой общине явно противоречит глобальным тенденциям, характерным для последнего времени. Увеличение степени вовлечения женщин в общественное производство, как правило, ведет к снижению уровня рождаемости. В прошлом веке в развитых странах произошел кардинальный демографический переход от многодетной к малодетной семье.

Появление второго заработка в семьях несомненно послужило важным фактором роста экономики и общего благосостояния. В Израиле иная ситуация: по оценке профессора Д. Бен-Давида, за 30 лет с 1979 по 2008 гг. уровень вовлечения в общественное производство (доля работающих и ищущих работу в населении трудоспособного возраста) еврейских женщин из нерелигиозных семей вырос с 51 до 81% и одновременно произошло определенное снижение уровня рождаемости в семьях этой группы в соответствии с глобальными тенденциями. В арабских мусульманских семьях демографический переход к малодетной семье хотя и идет с некоторым отставанием, но вполне очевиден: в середине 60-х годов на одну женщину в этой группе приходилось 9,2 ребенка, через 20 лет этот показатель составлял 4,7, а в 2008 г. – 3,84. Занятость арабских женщин растет медленнее, чем можно было ожидать: по данным Д. Бен-Давида, в 1979 г. лишь 5% арабских женщин были заняты в производстве, через 30 лет этот показатель остался на довольно низком уровне – всего 24%. В семьях харедим доля работающих женщин в последние 30 лет несколько выросла (по различным оценкам на 5 – 10%), и в настоящее время почти каждая вторая женщина этой общины занята в легальной экономике, но одновременно растет и уровень рождаемости.

Немногим лучше материальное положение тех семей ультраортодоксов, где единственными кормильцами являются женщины – матери и иногда старшие дочери, поскольку возможности трудоустройства замужних женщин в общине харедим ограничены из-за специфики их образования. Большинство из них в лучшем случае после окончания религиозной школы обучается на так наз. педагогических семинарах. Примерно 60% женщин, прошедших этот курс обучения, работает в системе религиозного обучения на неполной учительской ставке, в то время как в среднем в Израиле 41% женщин работает неполную рабочую неделю. Но устроиться даже на неполную ставку в системе ультраортодоксальных школ с каждым годом становится все сложнее: из 5 тыс. выпускниц педагогических семинаров находят место в школах не более тысячи. Остальные работают в основном в сфере торговли и услуг, секретаршами и конторскими работниками преимущественно в своей общине. По данным израильского социолога Ш. Кахнер, 77% работающих женщин и 65% работающих мужчин ультраортодоксов на работе вообще не контактируют со светскими израильтянами, еще меньше доля ультраортодоксов, работающих в учреждениях со смешанным по религиозной принадлежности персоналом – соответственно 27% мужчин и 17% женщин.

Даже при частичной занятости женщины в многодетной семье возникает потребность в няне для ухода за детьми. Однако в том случае, когда в семье больше четырех детей, проще прекратить работать, чем найти для них няню или помощницу по хозяйству [Едиот Ахранот 2001]. Таким образом многие многодетные семьи харедим окончательно выпадают из категории экономически активного населения, по крайней мере, официально. 

Жизнь нуждающихся семей в какой-то мере облегчают купоны на бесплатные продукты, в частности, перед праздниками продуктовые наборы им предоставляют многочисленные религиозные организации (каждая четвертая благотворительная амута (некоммерческая организация в Израиле)

 в Израиле – религиозная). Кстати, государство субсидирует более 3 тыс. амутот, и это еще один солидный канал финансирования этой общины. Наряду с государственным субсидированием бюджет религиозных благотворительных организаций пополняется за счет пожертвований религиозных общин в США и отдельных богатых религиозных евреев в Канаде, Европе и Австралии, которые в частности субсидируют интернаты ешив (религиозных учебных заведений). Часть детей постоянно живет в интернатах, приезжая домой только на субботу и праздники, что позволяет снизить семейные расходы. В тех случаях, когда дети живут дома, в школах их дважды кормят в рамках продленного учебного дня.

Тем не менее, вряд ли семьям харедим удавалось бы сводить концы с концами без доходов от занятости в религиозной и серой экономике, о реальных размерах которой нет никаких данных. Религиозная экономика представлена обширным рынком производства и потребления религиозных услуг. Основные доходы из этого бизнеса извлекает раввинат, но кое-что перепадает и рядовым ультраортодоксам. В какой-то мере эти люди зарабатывают друг на друге по замкнутому кругу: переписчики Торы, изготовительницы париков для замужних женщин, продавцы ритуальных товаров и т.д. Есть десятки, если не сотни харедим, зарабатывающих сватовством. Еще одна группа – работающие в амутот, среди которых сборщики пожертвований, директора товариществ, секретари, преподаватели, проводящие семинары и уроки для “возвращающихся к религии”. Как отметил израильский журналист Шахар Илан, хорошо знакомый с жизнью ультраортодоксов, в этой общине распространенное явление – “надомная торговля”, в рамках которой сотни, а может, и тысячи лавочек размещены непосредственно в квартирах.

Те, кто работает нелегально, оформляют доходы чеками на имя родственников или получают зарплату наличными. Профессор М. Фридман, характеризуя общинную экономику ультраортодоксов, отметил, что она “находится вне системы, вне регистрации и вне инспекции”. Практика уклонения от налогов благословляется современными религиозными авторитетами в Израиле, такими как духовный лидер партии ШАС раввин Овадья Йосеф. В своей книге “Выскажет Слово” он недвусмысленно утверждает, что те, чьим постоянным занятием является Тора, должны быть освобождены от налогов. За них должны платить налоги другие граждане.

Однако израильский экономист М. Дахан попытался сосчитать средний (точнее его следовало бы назвать “усредненным”) доход семьи харедим. По его оценке, в 2008 г. этот доход составлял 8 тыс. шекелей в месяц (всех остальных семей – 13,6 тыс.), при этом трудовые доходы в харедимной семье были на 56% ниже, чем в остальных семьях (соответственно 4,8 и 10,7 тыс.). Другое заметное различие между доходами этих двух групп населения – существенная разница в размерах переводов из-за рубежа и помощи родственников: поступления в бюджет харедимной семьи по этой статье составляли 1,5 тыс., в то время как в бюджетах всех прочих семей этот источник дохода составлял всего 300 шекелей [The Marker Week 2010: 32]. Наверняка молодым семьям харедим помогают родители, но какими средствами надо располагать, чтобы поддерживать несколько семейных пар? По словам Ц. Шохам, менеджера отдела харедим в рекламной фирме “Эриксон”, в общине харедим ежегодно празднуется 5 тысяч свадеб, и в 70% случаев родители дарят молодоженам квартиру, причем купленную, как правило, без ипотеки [ibid.: 34]. Проживание на съемных квартирах в общине ультраортодоксов обычно не принято – в середине 1990-х годов 95% семей харедим, выходцев из стран Европы и Америки, имели собственные квартиры, в то время как для всего остального населения этот показатель составлял 54%.

Даже с учетом относительной дешевизны квартир, приобретаемых ультраортодоксами (зачастую община выкупает целый строящийся квартал, после чего перепродает квартиры молодым парам по себестоимости, затраты на создание инфраструктуры в новых кварталах, предназначенных для харедим, и до недавнего времени приобретение самих квартир, субсидировались из бюджета), родителям молодоженов приходится тратить солидные суммы. Еще более интригующими выглядят данные обследования использования доходов харедим, проведенного той же фирмой “Эриксон”. Выяснилось, что 42% семей (примерно 50 тыс.) в этом секторе ежемесячно откладывают в среднем 825 шекелей, и общая сумма накоплений составляет в год примерно 500 млн. шекелей, размещаемых в накопительных программах банков и в государственных облигациях [The Marker 2010a: 59]. Эти данные порождают сомнения в том, что проблема бедности в ультраортодоксальном секторе настолько масштабна, как она представляется на первый взгляд. Кстати, резкое сокращение размеров детских пособий, проведенное в 2002 – 2005 гг. (в целом сумма расходов на детские пособия уменьшилась с 2001 по 2005 гг. на 3,9 млрд. шекелей) не оказало заметного влияния на относительные масштабы официальной бедности в группе многодетных семей. Примечательно, что в Бейтар-Илите, где проживает более 36 тыс. харедим, в 2009 г. получали пособие по обеспечению прожиточного минимума всего 149 чел., а в Бней-Браке с населением в 156 тыс. – 1,3 тыс.

Возникает закономерный вопрос: а есть ли у значительной, если не преобладающей, части мужчин этой группы населения реальная заинтересованность в работе в сфере легальной экономики, тем более что существуют объективные препятствия, затрудняющие этот процесс?

Уникальность нынешней ситуации, когда значительная часть израильских ультраортодоксов-мужчин делают своей профессией изучение Торы и не являются кормильцами своих многодетных семей, во многом обусловлена спецификой системы образования.

Как видно из приведенных показателей, в общине харедим доля дипломированных специалистов практически равна удельному весу работающих мужчин, что вряд ли является случайным совпадением. Заработок, на который может рассчитывать в легальной экономике молодой ультраортодокс, чье образование ограничено учебой в ешиве, несоизмерим с реальными экономическими потерями – лишением пособий и разнообразных льгот, и, самое главное, в этом случае теряется возможность избежать армейской службы. В соответствии с законом Таля, отсрочку от службы в армии получают учащиеся высших ешив в том случае, если они учатся не менее 45 часов в неделю и не работают. Поскольку учеба в высших ешивах продолжается во многих случаях десятилетиями, временная отсрочка от армейской службы превращается в полное освобождение от нее. Для этого нужно или проучиться в колелях (точнее сказать, быть в них записанными) в течение 23 лет и получить освобождение в возрасте 41 года, или обзавестись как можно быстрее четырьмя или пятью детьми. Четверо детей обеспечивают полное освобождение от службы в 35 лет, а пятеро – в возрасте 31 года. Еще один популярный в этой общине способ уклониться от воинской службы – получить так наз. “21-й профиль”, освобождающий от военной службы по состоянию физического или психического здоровья. По имеющимся оценкам, 16% учащихся ешив получают освобождение от армейской службы по физической или душевной болезни, что в 4 раза больше, чем в нерелигиозной среде [Marker 2010a: 16]. О масштабах уклонения от воинской службы в этой группе населения можно составить представление по следующим данным: всего с 1948 по 1998 гг. получили отсрочку от службы около 70 тыс. учащихся ешив, около 27 тыс. были полностью освобождены. В 2010 г. общая численность харедим, имеющих отсрочку от призыва, составляла 55 тыс.

Между тем на дворе XXI в., и при всем желании ультраортодоксальные раввины не могут оградить свою общину от происходящих в мире перемен. Не говоря уже о контактах с внешним миром, для нормального функционирования учреждений самой общины необходимы специалисты, разбирающиеся в современных технологиях. Поэтому в последние годы религиозный истеблишмент не возражает против учебы небольшой части харедим на курсах подготовки к сдаче багрута и последующему обучению современным профессиям в учебных заведениях, где соблюдаются правила раздельного обучения мужчин и женщин. Одно из наиболее известных таких учебных заведений – частный колледж в Кирьят Оно, где 8 лет назад создали специальный кампус для харедим. Сейчас в нем 2 тыс. студентов изучают юриспруденцию, менеджмент, аудит и бухгалтерию. В целом на академических потоках для харедим обучается около 5 тыс. студентов [The Marker 2010c: 3]. Это как будто свидетельствует об определенном движении общины харедим на пути к интеграции в современное общество, но есть факты, свидетельствующие об обратном, даже попятном процессе. Так, в 2007 г. Совет ультраортодоксальных раввинов издал постановление, практически лишающее студенток колледжей, входящих в крупнейшую образовательную сеть ультраордоксов “Бейт Яков”, возможности получения академической степени. Советник комитета раввинов по вопросам образования раввин Йон Таубе заявил, что существующая система подготовки “чрезмерно академична” и профессиональная подготовка отвлекает студенток от выполнения своего высшего предназначения – стать хорошими еврейками и матерями. Другой примечательный факт – возражения раввината против инструкций министерства образования, устанавливающих обязательность третьей или хотя бы второй степени для преподавателей академических дисциплин. Выполнение этих требований невозможно без привлечения светской профессуры, которая, как опасается раввинат, может оказать “тлетворное” влияние на еще недостаточно стойкие души молодых харедим [The Marker 2010a: 16]. Так что стратегия раввината в нынешних условиях сводится к тому, чтобы приобщить свою паству к достижениям науки и техники без серьезного ущерба традиционному образу жизни харедим, к своего рода “интеграции без интеграции”.

Но нельзя игнорировать и другую сторону медали – израильское общество в целом в нынешних условиях вряд ли готово предоставить молодым харедим такие условия службы в армии и работы на производстве, которые были бы совместимы с религиозными ограничениями, существующими в общине. Как показало исследование министерства промышленности и торговли, ультраортодоксов принимают на работу лишь в 8% израильских фирм. Необходимость соблюдения правил, в соответствии с которыми ультраортодокс не должен находиться в одной комнате с посторонними женщинами, становится труднопреодолимой преградой для приема его на работу в компании со смешанным персоналом [Ha-Aretz 2009a]. Не менее сложно обеспечить приемлемые условия для немногих ультраортодоксов, призванных в армию (в 2010 г. 800 харедим проходили службу в армии), в которой, как известно, девушки составляют значительную часть ее подразделений во всех родах войск [The Marker 2010b: 19]. Для харедим созданы два особых подразделения, в одном из которых служат холостые ультраортодоксы в возрасте до 22 лет, в другом женатые мужчины старше 22 лет. Содержание этих подразделений требует дополнительных затрат. Если бы в армию были призваны десятки тысяч учащихся ешив, имеющих сейчас отсрочку от призыва, то их просто было бы невозможно использовать.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что ультраортодоксальный раввинат, заинтересованный в увеличении своей паствы, обеспечивающей ему растущее экономическое и политическое влияние, не только жестко следит за неукоснительным выполнением всех обрядов и предписаний религиозных авторитетов в рядах своей общины, но и все активнее пытается навязать свои взгляды светской части израильского общества. Пока он вынужден ограничивать свои требования, поскольку ультраортодоксы составляют меньшинство. А что будет дальше? В 2011 г. в Израиле произошло знаменательное событие: численность учащихся в начальных классах ультраортодоксального и арабского сектора сравнялось с числом учащихся аналогичного возраста в государственных общеобразовательных еврейских школах. Ученики последних через 30 лет при сохранении нынешних демографических тенденций составили только четверть всех школьников. Но если светская часть населения превратится в меньшинство, то неизбежно встанет вопрос о сохранении Израиля как светского государства. Возникнет реальная угроза его превращения в государство Галахи, своего рода еврейский Иран. Этот сценарий будущего исключить нельзя, и подспудно это тревожит светских израильтян намного больше, чем бремя содержания общины ультраортодоксов.

Между тем проблема усиления влияния ортодоксов волнует израильский истеблишмент намного меньше, чем светское население страны, о чем свидетельствует политика правящих партий Израиля как в прошлом, так и в наше время. С лидерами ортодоксов все израильские премьер-министры в конечном счете находили общий язык. Трудно сказать, согласился бы Д. Бен-Гурион на предоставление ультраортодоксам отсрочки от службы в армии, если бы речь шла не о 400 учащихся ешив, как это было вскоре после создания государства, а о десятках тысяч, как это имеет место сейчас, но именно он заложил мину замедленного действия под светский характер израильского государства. Его преемники следуют по тому же пути, не желая идти на конфликт с мощным религиозным лобби в Кнессете. Об этом свидетельствуют многочисленные факты последнего времени, в числе которых и принятие выморочного закона о гражданских браках, по сути оставившего раввинату контроль над гражданскими актами, и принятый в 2008 г. Кнессетом закон, в соответствии с которым разрешается государственное финансирование даже тех учебных заведений, где не изучаются основные общеобразовательные предметы. Примечательна и реакция министерства финансов на принятое Верховным Судом Израиля постановление, в соответствии с которым с 2011 г. должна быть прекращена выплата пособий по обеспечению прожиточного минимума ученикам ешив, так как по мнению Верховного Суда их выплата равнозначна узаконенной дискриминации студентов университетов. Данное решение (в том случае, если оно будет реализовано) может крайне негативно сказаться на материальном положении примерно десяти тысяч семей ультраортодоксов, главы которых учатся в ешивах. Сейчас они имеют право на получение пособия по обеспечению прожиточного минимума при условии наличия не менее трех детей, семейного дохода, не превышающего 60% от размера этого пособия, и отсутствия в семье автомашины и доходной недвижимости. В 2009 г. на выплату пособий этой группе населения было истрачено 120 млн. шекелей. Почти одновременно министерство финансов обнародовало свое предложение по решению проблемы призыва ультраортодоксов в армию. Суть его вкратце сводится к тому, чтобы отцы семейств с двумя-тремя детьми получали автоматически освобождение от армейской службы и имели бы право работать. Те молодые люди, которых не призвали в армию до 22 лет, по плану министерства должны отслужить год на так наз. гражданской национальной службе. В возрасте 24 – 25 лет все непризванные в армию до этого должны получать полное освобождение от службы в армии. В общем, все не отслужившие вовремя служить и не будут. Эксперты Минфина утверждают, что руководство армии на самом деле не заинтересовано в поголовном призыве ультраортодоксов, а их выключение из сферы производства слишком дорого обходится экономике страны. Все как будто логично, но проект привлечения десятков тысяч молодых людей к национальной гражданской службе вряд ли реализуем. Создание института гражданской службы планировалось по закону Таля еще в 2002 г., но реально соответствующая управленческая структура начала свою работу только в сентябре 2006 г. К июлю 2010 г. 1245 харедим было зачислено на эту службу. По утверждению начальника управления гражданской службы, на начальном этапе она должна быть опробована в рамках самой ультраортодоксальной общины и лишь после накопления опыта ее можно будет использовать для нужд всего населения. Таким образом, создаются предпосылки для дополнительного финансирования все тех же ультраортодоксов. Впрочем, в любом случае для осуществления обширной программы национальной гражданской службы потребуются значительные расходы на соответствующую инфраструктуру и курирующие эту службу учреждения. Скорее всего, это предложение Минфина, как и многие другие планы интеграции общины ультраортодоксов в современное общество, останутся благими пожеланиями. Такую же участь может разделить и рассмотренное выше постановление Верховного Суда – религиозные партии, входящие в правящую коалицию, наверняка найдут обходные пути для сохранения выплат учащимся колелей.

 

 
 
Ссылка на первоисточник
наверх