На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

О первых репрессиях после войны, историческом собрании после них и отношении к белогвардейцам маршала Советского Союза

О первых репрессиях после войны, историческом собрании после них и отношении к белогвардейцам маршала Советского Союза

После блистательного разгрома в августе 1945 г. Красной Армией миллионной Квантунской группировки японцев создавалось впечатление, что советская оккупация Маньчжурии будет долгой. Однако в марте 1946 г. советским руководством было принято решение о незамедлительном выводе оккупационных войск из Маньчжурии. Дальневосточная ветвь русской эмиграции отреагировала на это неоднозначно. Ее позиция складывалась под влиянием сложной гаммы впечатлений, накопленных с августа 1945 г. по апрель 1946 г., равно как и тревожных прогнозов на ближайшее будущее.

Советские войска маршируют по Соборной площади Харбина

.

Об истинном масштабе репрессий (в некоторых изданиях преуменьшаемом, а в других - непомерно преувеличиваемом) можно судить из следующих данных, ставших доступными только в последние годы. В докладной записке от 27 февраля 1946 года начальника ГУКР «СМЕРШ» (ген.-полк. В. С. Абакумова) в НКО СССР (тов. Сталину) говорилось, что органами «СМЕРШ» Забайкальско-Амурского, Приморского и Дальневосточного военных округов на территории Маньчжурии и Кореи, занятой советскими войсками, на 25 февраля 1946 года было арестовано: сотрудников и агентов японских разведывательных и контрразведывательных органов – 5921 человек; руководящих и активных участников белогвардейских и других вражеских организаций, а также изменников Родине – 2824 человек. Данные о национальном составе арестованных и месте их проживания в документе не приводятся. По-видимому, подавляющую часть первой категории арестованных составляли японцы. Большую часть второй категории, несомненно, составляли русские жители Маньчжурии. Среди арестованных был и единственный харбинский священник – протоиерей Владимир Светлов. Почему был арестован именно он, до настоящего времени остается загадкой.

Вердикт истории

Получил приглашение для участия в этом собрании и Временно Управляющий Восточно-Азиатским Митрополичьим Округом архиепископ Харбинский и Восточно-Азиатский Нестор. Поскольку день проведения собрания совпал со Страстной пятницей – самым скорбным днем церковного года, в который вспоминают распятие и смерть Иисуса Христа, владыка Нестор не счел возможным принять участие в светском мероприятии. В этот день он возглавил в Кафедральном соборе печальное и проникновенное богослужение – вечерню с выносом Плащаницы. Епархию на собрании представлял настоятель Градо-Харбинского Свято-Николаевского кафедрального собора протоиерей о. Леонид Викторов (позже архиепископ Никандр) – бывший военный священник колчаковской армии, участник трагического «Ледяного похода» через озеро Байкал, а затем Главный военный священник Земской Приамурской Рати.

Протоиерей о. Леонид Викторов и протодиакон о. Симеон Коростелев

Все ждали выступления Р. Я. Малиновского, имя которого было чрезвычайно популярно среди харбинцев. Харбинская газета «Русское Слово» так описывала выступление маршала: «В наступившей тишине мягко и внушительно звучит мерная, неторопливая речь прославленного полководца. Просто, но как-то глубоко проникновенно говорит Маршал Малиновский. Зал настороженно, боясь пропустить хоть одно слово, следит за его рассказом». Начал свое выступление маршал такими словами: «Товарищи! Вы дожили до того дня, когда получили право, а мы возможность называть Вас товарищами».

В ходе выступления маршал сказал ключевую фразу, которая запомнилась многим, а затем в течение последующих лет была предметом ожесточенных споров харбинцев всех поколений: «Мы в гражданской войне боролись и дрались друг с другом, каждый за свою идею. Сейчас вы можете убедиться – кто был прав» (Выделено нами – Авт.). Маршал говорил твердо и убежденно, однако без какого-либо злорадства, поэтому слова его не вызвали отторжения в зале. Часть харбинцев (особенно молодежь) соглашались со словами Родиона Яковлевича и бурно им аплодировали. Можно только догадываться, какую реакцию вызвали эти слова в душах ветеранов гражданской войны, оставшихся верными идеалам «Белого дела».

Прошло более полувека со времени описываемых событий. Россия изменилась до неузнаваемости. Новая страна, быть может, не в полной мере соответствует былым чаяньям старой русской эмиграции. Но, все же… Гордо реет над седым Московским Кремлем бело-сине-красное знамя, расправил над страной свои крылья Двуглавый орел, восстановлены иконы на Спасской и Никольской башнях Кремля, сияют золотом кресты над Храмом Христа Спасителя и тысячами других, восставших из руин, церквей по всей Святой Руси. Канонизированы в лике святых Царственные мученики и тысячи других новомучеников, убитых богоборческой властью. Торжественно перезахоронены под сводами Петропавловского собора Санкт-Петербурга останки Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и Великого Князя Кирилла Владимировича. Возвращаются из небытия имена героев-белогвардейцев. Обретен в ограде харбинской Свято-Иверской церкви и с подобающими почестями перевезен из Харбина в Москву прах генерала Владимира Оскаровича Каппеля. Памятник на его могиле является точной копией харбинского. Место нового упокоения героя находится на кладбище московского Донского монастыря рядом с могилами генерала Антона Ивановича Деникина и русского философа Ивана Александровича Ильина. Учреждена высшая награда Петропавловской и Камчатской епархии – медаль Апостола Камчатки митрополита Нестора трех степеней. Да разве все перечислишь? Россия медленно, но верно встает с колен, укрепляя свое экономическое могущество и уважение мирового сообщества. Можно только сожалеть, что харбинцы старшего поколения не дожили до этих дней.

Так кто же оказался прав? История вынесла свой вердикт. Не в силе Бог, а в правде!

Щедрость маршала

Маршал Р. Я. Малиновский не понаслышке знал высокую цену наградам, полученным владыкой Нестором – они давались только за исключительное личное мужество, проявленное в боевых условиях. Сам он, движимый патриотическими чувствами, 16-летним мальчишкой в самом начале войны сбежал на фронт и был принят добровольцем в 256-й Елисаветградский пехотный полк 64-ой пехотной дивизии, где служил сперва подносчиком патронов, а потом пулеметчиком. В сентябре 1915 г. за мужество, проявленное в боях под Сувалками, получил свою первую боевую награду - Георгиевский крест 4-й степени.

После краткого обмена воспоминаниями о местах службы и сражениях, в которых довелось принять участие, беседа двух Георгиевских кавалеров стала носить дружеский характер. Маршал оживился, шутил, расспрашивал о жизни харбинцев. Вместо запланированных двадцати минут беседа продолжалась более двух часов.

Спустя несколько дней на территорию «Дома Милосердия» заехала колонна военных грузовиков. Машины были с верхом нагружены мешками с мукой и крупами (рис, чумиза, гаолян, гречка), бочками с растительным (соевым) маслом, коробками с медикаментами, ящиками с консервами, тюками с армейским сукном, обувью, а также с нижним шерстяным и хлопчатобумажным бельем. Тут же заместителем Военного коменданта г. Харбина подполковником И. Н. Кравченко, сопровождавшим колонну, и Управляющим Домом Милосердия К. А. Карауловым был подписан соответствующий «Акт приема-передачи».

Харбину и харбинцам, можно сказать, повезло – передел власти между «маоцзедуновцами» и «чанкайшистами» не сопровождался военными действиями в городе, хотя многие другие тяготы гражданской войны в Китае (безработица, трудности с продуктами питания и т. п.) не обошли стороной и их. Предоставленной маршалом щедрой помощи, при ее бережном хранении и рачительном использовании, оказалось вполне достаточно для того, чтобы сотни харбинских детей, стариков и инвалидов в течение последующих самых трудных 3 – 4 лет не остались без попечения. Разбросанные впоследствии по всему миру, бывшие воспитанники харбинских приютов, возможно, и не догадывались, что самой своей жизнью обязаны Маршалу Советского Союза.

Последний парад

Архиепископ Нестор и Маршал Р. Я. Малиновский на митинге в Харбине 21 апреля 1946 г. За спиной у Владыки слева – К. А. Караулов, справа – протодиакон о. Николай Лобас.

В канун Пасхальных торжеств многие верующие харбинцы были встревожены тем, что посещение храма в Святую ночь окажется невозможным из-за действовавшего в Харбине с 23.00 до 5.00 по местному времени комендантского часа.

Следует заметить, что военные власти в течение всего периода оккупации Маньчжурии советскими войсками неизменно проявляли подчеркнутую доброжелательность и толерантность к запросам местного населения, как русского, так и китайского. Начало этому положил первый начальник гарнизона и военный комендант города Харбина генерал-полковник А.П. Белобородов, издавший свой «Приказ № 1» от 21 августа 1945 года, приятно удививший харбинцев своей гуманностью. Так, в п.4 приказа говорилось: «Богослужение в храмах и молитвенных домах отправляется беспрепятственно». Было ли это частью хорошо продуманной политики «кнута и пряника» или попыткой военных дистанцироваться от действий СМЕРШ, проводившего в августе – декабре 1945 г. массовые аресты русских эмигрантов, в настоящее время сказать трудно. Многие харбинцы старшего поколения, приводя убедительные доводы, склонялись ко второй версии. Так или иначе, но и на этот раз военные пошли навстречу верующим.

Митинг в Харбине 21 апреля 1946 г. Выступает архиепископ Нестор.

Неисповедимы пути Господни! Красную Армию православный Харбин встретил в 1945 г. в праздник Преображения Господня и проводил в 1946 г. в день Св. Пасхи молебнами, многолетиями и торжественным трезвоном. Где еще случалось такое?

Подарок коменданта

Вывод советских войск из Маньчжурии проводился ударными темпами и близился к завершению. Последними - 28 апреля - должны были отправиться два эшелона с личным составом и имуществом советской военной комендатуры.

Военный комендант г. Харбина генерал-майор А. И. Ковтун-Станкевич.

По воспоминаниям присутствовавшего при разговоре личного секретаря архиепископа К. А. Караулова, в конце встречи генерал сказал:

- Владыка! Трудно предвидеть, что может произойти в Харбине после нашего ухода. Давайте, мы выдадим Вам для самозащиты пистолет.

- Что Вы, Андрей Игнатьевич! – ответил Владыка - Я священнослужитель и мне запрещено иметь оружие.

- Мне бы русский пистолет, ТТ, например – попросил К. А. Караулов.

Изъятию не подлежит.

Удостоверение, выданное Советской Военной Комендатурой

К. А. Караулову, к счастью, в течение двух лет так и не пришлось воспользоваться этим пистолетом. Однако …

Русские старожилы Маньчжурии с тревогой вспоминали эксцессы боксерского восстания, а также ожесточенность, с которой сводили счеты друг с другом китайские маршалы в 20-е годы (чего стоила, например, печально знаменитая резня в Ханькоу). Нередко в этих столкновениях амбиций то одна, то другая из сторон вымещала свою ярость на иностранцах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх