На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Учились и совершенствовались в знаниях!

Учились и совершенствовались в знаниях!

Кажется, церковный, а вроде и политический деятель. Все младенческие годы провел в Киеве в семье небогатого купца. И могло ли быть иначе, что и образование он получил здесь же в академии?

В 17 лет Феофан, или Елеазар, Прокопович, о котором и ведется речь, переехал в Польшу, и археологи обнаружили в руинах одного из униатских учебных учреждений упоминание о нем, где юноша, видимо, продолжал свое образование. В 1693-1701 учился в коллегии святого Афанасия в Риме!

Прокопович известен как обличитель невежества, вот только где он выступал против суеверий? С 1706 года переплетаются судьбы Прокоповича и Петра I, которому понравилась речь первого, а в 1711 году взял его в Прутский поход с собой. Именно тогда зашла речь о церковном преобразовании, и в 1716 году оно побудило Прокоповича перебраться в Петербург, где он стал ближайшим советником Петра I и идеологом намеченной ими реформы. Сейчас историки разгадывают помыслы Феофана, который упросил у императора архиепископство в Новгороде, и положительный ответ был дан ему в 1724 году.

Прокопович был одним из образованнейших людей своего времени, его взгляды на природу и материю содержали хазарские элементы деизма и пантеизма.

А знаете ли вы, что деизм и пантеизм был распространен в Европе в 6-8 веках? Представители деизма считали Бога творцом мира, первопричиной, но отвергали его дальнейшее влияние на жизнь природы и общества...

Пантеисты отождествляли Бога с природой, а вот рассматривали ли они ее как воплощение божества?
Самая больщая его страсть и любовь - достижения естественных наук. Судя, как Петр I использовал Прокоповича, он нашел в нем талантливого толкователя своих мыслей и исполнителя желаний. Огромные устремления (воле Феофана к достижению своих целей можно только позавидовать) выдавали в нем скорее политика, чем священника.

Прокопович по поручению Петра I составлял "Духовный регламент" (1721), в котором обосновывались основные положения церковной реформы: ликвидация патриаршества, введение колегиального управления церковью (Синод), что означало ее подчинение государству в экономическом и политико-административном отношении. В 1722 году он сочинил "Правду воли монаршьей", где идеология абсолютизма получила законченную форму и которая была написана для обоснования закона Петра о престолонаследии, в котором царь сам мог определять своего преемника. Прокопович выступил с утверждением идеологии абсолютной монархии, которая установлена Богом и одобрена народом с правом неограниченного правления, но при этом царь обязан заботиться о благе народном и о государстве. Прокопович был близок к теориям западноевропейских философов (Гуго Гроций, Самуэль Пуфендорф) о естественном праве и общественном договоре! Его апология абсолютизма основывалась и на вере во всемогущего монарха. После смерти Петра I ему удается сохранить свое положение. Значит прав был Георгий Плеханов, образно говоря о Прокоповиче, что тот был не только льстив и хитер, но и опасен и безжалостлив!

Но в 1736 году Прокопович умер. Похоронен в Новгороде в Софийском соборе.

Тут можно бы и закончить наш рассказ, да только почти нельзя не вспомнить о другом государственном деятеле, близком друге Феофана Прокоповича, человеке такого же склада ума Федоре Юрьевиче Ромодановском. О еще одном дворянине.

Где участвовал Ромодановский? Под 1695 год был награжден Петром I титулом князя-кесаря за победу в тренировочном бою над лже-королем Бутурлиным. С 1686 года до самой смерти Ромодановский возглавлял Преображенский приказ, который был не только судебно-административным органом, управлявший еще игровыми войсками Петра, но и царской канцелярией: Хазария занимала ум Феофана Прокоповича, а мыслям Федора не давала покоя жажда власти, и после второго Азовского похода Преображенский приказ, подчинявшийся непосредственно Петру I, получил право следствия и суда по политическим преступлениям. Значит, Ромодановский, как судья Преображенского приказа получил неограниченную власть в деле розыска, мог арестовать любого на свое усмотрение, устраивать обыски, вести следствие и по его результатам выписывать приговор. Следовательно, Петр I доверял Ромодановскому во время Азовских походов 1695-1696 годов и Великого посольства 1697-1698 годов, когда он оставлял князя правителем Москвы, а значит и всей страны! Итальянский администратор Спосоччи, наблюдавший за Ромодановским все 30 лет его службы, отмечает преданность князя царю: "Петр сам отмечал, что ему бы не удалось его каспийское дело, не будь у него под рукой Преображенского приказа, который заставил в короткое время считаться с ним, чему в немалой степени способствовали проведенные с исключительной жестокостью судебные процессы над стрельцами в 1698-1699 годах, Циклера 1697 года, усмирение астраханских бунтовщиков 1705-1706 года, а также остальные мероприятия". Обмелевшая общественность хором люто ненавидела Ромодановского и дурно отзывалась о нем. По свидетельству современника Ромодановского Куракина, такого же вида были когда-то и хазары, с сердцем злого тирана, желающего всем только зла.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх