Пара мыслей почему артефакты этноархаики вызывают рвотный рефлекс.
Некоторых задевает издевательский тон моих постов относительно орнаментов, вышиваночек, глечиков на тинах и прочих элементов нашей могучей национальной культуры. Многие считают, что эти элементы должны каким-то образом драйвить нашу нацию в сложном мире и поднимать нас к высотам модернизации.
Все эти наивные утопические взгляды связаны с тем, что большинство наших людей никогда не выезжали за пределы Украины, потому им сложно понять, что все эти черепки не являются чем то уникальным, что действительно вызывает восхищениеЯ вам расскажу по себе. Когда я прилетаю в страну N первый раз, я никогда не стараюсь идти смотреть мегасайты расписанные в туристических путеводителях. Я никогда не покупаю всякое аутентичное барахло, которое мне пытаются впарить за сумасшедшие деньги под видом уникальности. Все эти крестики, рушнички, они везде одинаковые, вся эта hand made продукция.... что в Польше тебе впаривают кожухи, что в Словакии такие же кожухи, что в Закарпатье.Все разрисованные рубашки в Германии такие же по своей сути как и наши, отличаются только орнаменты. Все сделано в Китае при том. И какой они смысл несут эти орнаменты? Ну несут какой-то смысл, интересный этнографам, но зрелая личность не будет впадать в восторг от этого барахла.
Когда ты приезжаешь в 40- ю, 50-ю, 60-ю страну, то понимаешь, что нет никакого смысла тащить домой очередной вид наливки, какой-то рушник или варенье, которое делают особым образом. Тупо нет никакого смысла!
Ты понимаешь, что ты никогда это не будешь использовать и оно будет валяться дома с тоннами другого барахла, которое ты привез раньше.
Когда ты взрослеешь, то понимаешь, что единственное, что имеет значение - это чистая голова, которую ты привезешь домой; или опыт других народов, который делает их счастливыми и понимание того, как ты это можешь применить это дома и чему ты можешь научиться. Не менее, а может быть более ценной вещью является эмоция, которую ты ловишь в турецкой кафешке на краю обрыва, где тебе дают пережаренного барашка с чаем и ты сидишь в копании турецких традиционных семей, которые таращатся на твою белокурую голубоглазую жену и тебя, потому что ты для них экзотика, а они для тебя. Потом ты спустя 10 лет будешь вспоминать этот момент вместе с той самой женой и это вас будет держать вместе еще долгие годы, потому что вы пережили нечто приятное, что осознаете только вы. Или вы вспоминаете того муравья что ползал по тебе, пока ты лежишь в палатке высоко в горах и ты понимаешь, что ты ничем не отличаешься от этого муравья, только масштабом своих метаний.
Так вот, зрелость от юности и детства отличает то, что ты понимаешь, что никакое барахло не имеет значения, но имеет значение только ощущение гармонии с окружающим миром плюс люди и события, которые тебе это ощущение дарят.
Потому наша нация в основной массе - дети. Наши люди живут в барахле, их поглощает барахло, так что они им наиграться не могут и многие таким барахлом являются. Потому, когда им предлагают очередное барахло, они с удовольствием его выбирают. Они ничего не видели кроме барахла, потому его так истово любят, дорожат, молятся на него, на эти сундуки, что передаются из поколения в поколение, где лежат никому не нужные вещи на крайний случай. Отсюда золотые батоны в гостинных, джипы у молодых янтарщиков на которых гоняют по убитым селам, где сами же и живут, идиотские конструкции в центре Киева в духе "свадьба лучшего друга" с пасхальными яйцами, с нависающими на киевских холмах уродливыми многоэтажными колоннами, куда бывшие аграрии, перебравшиеся в Киев тащат тонны барахла. Занавес.
Юрий Романенко, главный редактор "Хвиля", Украина
Свежие комментарии