На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Двойник кота Рамзеса

Двойник кота Рамзеса

Двойник кота Рамзеса

Сергей Конёнков (1874–1971), «русский Роден», — яркий, талантливый, самобытный художник-мыслитель. В его многочисленных работах (творческое наследие скульптора — более 700 произведений), невероятно наполненных содержанием, звучит гимн гармонии, свободе, разуму.

В 30-е годы Конёнков создал серию графических композиций космогонического характера, в которых были зашифрованы его пророчества. 
Родился Сергей Конёнков на Смоленщине в деревне Караковичи в крестьянской семье. Живописи учился у заезжего иконописца и сразу проявил себя как талантливый рисовальщик. Написанные им иконы висели в красных углах всех домов родного села. Конёнков окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, потом — Петербургскую Академию художеств. В настоящее время работы этого прекрасного скульптора можно увидеть во многих музеях мира и в частных коллекциях.
Самая большая коллекция его произведений — более 90 шедевров — находится в Смоленском музее скульптуры Конёнкова, созданном по инициативе самого художника: прекрасные портреты русских писателей, музыкантов, ученых; женские образы, пронизанные чувством гармонии; трогательные детские портреты. Христианская тема является одной из центральных в творчестве С.Т. Конёнкова. И сам он напоминал мощного духом, мыслящего библейского пророка. Незабываемы его сказочные персонажи, часто выполненные из дерева — любимого материала мастера. Близка к сказочным скульптурам и мебель Конёнкова. Мастеру бывало больно видеть на помойке «устаревшую» мебель — выброшенный человеческий труд. Он решил для своего личного пользования сделать мебель — кресла, столик из пней, коряг, ветвей деревьев — на века, вне стиля и всегда современную.
В Московском музее-мастерской Сергея Конёнкова находится интересный «столик с котом». Возможно, этот кот являет собой некий собирательный кошачий образ. А может быть, один из реально существовавших конёнковских котов позировал художнику.
Кота среди произведений великого мастера мы встретили, конечно, не случайно. Как многие люди искусства, великий скульптор Сергей Конёнков любил животных, симпатизировал даже тараканам. Был у него свой «мышатник», насчитывавший около 60 обитателей. И скульптор очень любил кошек. В его мастерских они обитали в большом количестве. Не запечатлен ли в этом хвостатом его знаменитый кот Рамзес, который жил у Конёнкова в Нью-Йорке, где, по воле судьбы, скульптор оказался с супругой в 1923 году? Он отправился туда на несколько месяцев, но пребывание Конёнкова в США затянулось более чем на двадцать лет, до 1945 года. Это было время творческого успеха, нескончаемых выставок, дорогих заказов. 
Живя в Америке, художник тосковал по России. Там оставалось его сердце, «американцем» он не стал. Часто Конёнков, одетый в русскую косоворотку, прогуливался по шумному Бродвею под руку со своей красавицей-женой, на плече у него восседал кот Рамзес. Иногда Сергей Конёнков брал такси и совершал экскурсию по городу, показывая коту Нью-Йорк. Все друзья хорошо знали этого потрясающего умного кота, который умел, к примеру, по-человечески пользоваться туалетом. Сохранились снимки, на которых Сергей Конёнков запечатлен со своим любимцем. Пришел кот, возможно, откуда-то сам, как и многие другие усатые, поселявшиеся в мастерских художника. Куда потом делся? Судьба кота Рамзеса теряется во времени и пространстве…
Как-то, лет 7-8 тому назад, появился в Смоленске на улице Маяковского около входа в музей скульптуры Конёнкова котик-подросток. Голодный зверек требовательно просился внутрь. Но здесь уже жила хозяйкой музейная кошка. Котик был настойчив, громко, отчаянно мяукал, долго и упорно объяснял сотрудникам музея, что ему просто необходимо поселиться именно здесь: на то есть особые причины, и что музейная кошка — ему не помеха, и что ей он мешать тоже не будет, напротив, поможет охранять помещение от грызунов. Кота впустили внутрь. Он же, входя, продолжал утверждать, интригуя, что есть еще одна веская причина — может, самая важная, — почему он претендует именно на это место. Натолкнул ли музейных сотрудников на это кот или они сами неожиданно увидели необыкновенное сходство новоприбывшего кота с котом Рамзесом? Будто сам любимец Конёнкова пожаловал к ним, по крайней мере, это была его точная копия. Кота Рамзеса сотрудники музея знали по фотоснимкам, невозможно было не заметить, как похож на него этот откуда-то взявшийся котик, который с большой настойчивостью добивался их внимания и расположения и, в конечном итоге, поселился в музее.
Кота, названного Барсиком, полюбили. Он оказался очень умным и покладистым зверем с прекрасным характером и проявил себя отменным мышеловом. Когда же ушла в мир иной первая музейная кошка — к тому времени она была уже старенькая, кот Барсик прочно занял ее место и в сердцах сотрудников, и на территории музея, где он исправно несет свою охранную службу. Кот поселился в подвале музейного здания, там у него устроено котовое лежбище, уютное, удобное, теплое. Там он столуется, но и сам мышкует. Кот Барсик старательно помогает научным сотрудникам в их работе по сохранению музейных ценностей, которые, помимо экспозиционных залов, находятся и в хранилище. Главная задача музейного кота — охота на грызунов. Каждое утро Барсик с гордостью предъявляет сотрудникам музея свои охотничьи трофеи, оставляя их у порога. Барсикова добыча, которой он «угощает» сотрудников музея, — мыши, крысы, кроты. Случаются, увы, и птички.
В течение дня важным внимательным смотрителем музея обходит кот залы, осматривая, все ли в порядке. Время от времени старается прилечь отдохнуть у какой-нибудь особо приглянувшейся ему скульптуры. Ухоженный, справный, с лоснящейся шерсткой кот Барсик очень бережно относится к работам Сергея Конёнкова. Как рассказывают сотрудники музея, больше всего он любит посидеть в ногах огромных скульптур, изображающих художника Василия Сурикова и вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.
Иногда веселый кот, не лишенный чувства юмора, развлекаясь, может попытаться на время прервать (продлить?) экскурсию, войдя в зал и развалившись посередине в вальяжной позе как раз во время рассказа экскурсовода. Кот любит всех музейных сотрудников (они его кормят, ласкают, ухаживают за ним, периодически приглашают доктора, делают необходимые вакцинации), но некоторых он выделяет особо. Ко всем добрым людям и даже к детям, этой буйной части человечества, от которой обычно коты стараются держаться подальше, Барсик относится с большой симпатией и дружелюбием.
Сегодня кот Барсик, двойник кота Рамзеса, — важная музейная достопримечательность. Он с радостью приветствует посетителей музея, знакомит со своими любимыми скульптурами, представленными в экспозиции.
В музее можно не только увидеть творения скульптора, но и услышать голос великого ваятеля Сергея Конёнкова, посмотреть фильмы, повествующие о его жизни и творчестве. Во многих воспоминаниях о скульпторе упоминается кот Рамзес; о нем рассказывается и в документальном фильме режиссера Андрея Судиловского «Резец и музыка. Сергей Конёнков».
После посещения музея мы отправились побродить по городу. В одном симпатичном скверике увидели оригинально оформленные скамейки со спинками в виде кошек. Потом зашли в кафе, где забавными панно продолжалась кошачья тема нашего путешествия…  

 

Двойник кота Рамзеса

 

 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх