Социал-Опасность

Мало кто думал в апреле 1870 года, что главным городом страны является вовсе не Новороссийск, где решалась судьба Черноморского военного флота, а Симбирск, в котором в богатой интеллигентной семье родился Владимир Ильич Ульянов, более известный как Ленин. Его отец занимал важные посты в системе народного образования – был инспектором.
Перебравшись в 1888 году, Ленин уже заместитель Федосеева в молодежном революционном кружке…
В то время основной революционной идеологией в России оставалось народничество, хотя и марксизм получил уже достаточно широкое распространение.
Однажды ноябрьской ночью 1895 года товарищ Ульянова по марксистскому кружку в столице, разбудив Ульянова стуком в дверь, объявил ему о создании единого «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»: «Боевая середина!»
А в марте 1898 года несколько делегатов от рабочих организаций открыли учредительное собрание, а через несколько минут объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии» или просто РСДРП. Тот съезд, однако, «забыл» принять и программу, и устав. С самого начала обнаружились идейные расхождения, каждый хотел достучаться до другого в вопросе путей дальнейшей борьбы. Началась перепалка: одни говорили, что нужно отдать предпочтение политическим методам, другие стояли за экономические…
Ленин и 28 других членов партии находились тогда в Сибири и не могли активно влиять на ее политику. В январе 1900 года, когда окончился срок его ссылки, он деятельно взялся за создание общерусской газеты «Искра», тематика которой лавировала около политики, хотя касалась по большей части социальных, аграрных и экономических вопросов.
Проведя примерно 5 организационных встреч в России, в июле Ленин выехал в Швейцарию. В Швейцарии он встретился с Плехановым, которому предложил стать одним из редакторов «Искры». Однако от местных типографий было решено отказаться: печататься газета должна была в Германии. В 1902 году было решено перенести редакцию в Лондон, в 1903 – в Женеву…— С первых номеров будем крутиться около подготовки ко Второму съезду партии, — декламировал лидер «Искры», — на котором предстоит принять программу и устав. Я ненадолго немного отвлекусь от работы газеты, так как приступаю к труду относительно вопросов партийного строительства. Экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей буржуазную диктатуру диктатурой пролетариата в противовес мнениям наших «экономистов»…
На Втором съезде РСДРП, проходившем летом 1903 года в Брюсселе и Лондоне, одна часть организации, представлявшая сторонников Ленина, ожесточенно спорила с другой – его противниками. На первых заседаниях делегаты приняли десятки пунктов программы партии, разработанные редакторами «Искры» Лениным и Плехановым. В этой программе впервые получили очень понятные и законченные выражения теории ленинизма, ставшие затем и опорой коммунизма, внесшие левые черты в политику партии, основанные на учении ортодоксального марксизма.
Однако, когда разрабатывали программу, учитывали и такие важные черты Российской империи, как ее многонациональный характер, преобладающую роль крестьянства и слабое развитие капитализма. А потому она провозглашала полное равноправие всех наций и признавала их неотъемлемое право на самоопределение. К аграрным вопросам в то время социал-демократы подходили осторожно, требуя не ликвидации помещичьих земель, а только возвращения крестьянам их наделов, которых они лишились после реформы 1861 года. Главная цель программы – победа пролетарской революции, однако отмечалось, что достичь этой цели сразу будет невозможно. Социалистической революции должна предшествовать буржуазно-демократическая, в результате которой самодержавие должна сменить демократическая республика со всеми ее атрибутами.
Но еще при обсуждении программы между делегатами не раз возникали принципиальные разногласия.
А фактически происходил раскол партии на сторонников Ленина, которых назвали большевиками, и, соответственно, на его противников или меньшевиков. В дальнейшем оказалось, что разногласия между ними носили непримиримый характер. И если бы только на внутрипартийную организацию, однако и на многие другие вопросы политической борьбы они смотрели по-разному.
После всех официальных дней съезда меньшевики прямо выступили против Ленина. Они оставались социал-демократами, однако в сентябре 1903 года организовали собственное бюро, которое возглавили Мартов, Дан, Потресов, Аксельроде и Троцкий.
Конечно, меньшевики проводили отдельные свои конференции, как это случилось в Женеве одновременно с Третьим съездом. Как они, так и Ленин анализировали расхождения между двумя течениями, и в августе 1905 года вышла брошюра Ленина под общим названием «две тактики социал0демократии в демократической революции». А заодно он повторял свою уже неоднократно высказанную мысль о том, что современная буржуазия не способна провести необходимые для страны демократические преобразования.
Несмотря даже на малочисленность своей партии, по сравнению со всеми основными, все мысли Ленина были устремлены к вооруженному восстанию и к социалистической революции. В связи с этим оценка им октябрьского 1905 года манифеста Николая II, провозглашавшего демократические свободы и обещавшего созыв Государственной Думы, была сугубо отрицательная – он оценил их только как проявление слабости правительства.
Тем временем началась работа по объединению двух фракций РСДРП. В апреле 1906 года в Стокгольме прошел Четвертый съезд партии, в котором по идее никто не должен был выступать против другого, а целью являлось найти точки соприкосновения и отыскать компромисс в разразившейся «войне». Но тот союз по факту так и остался и формальным. Проходили выборы в центральные органы, и так как меньшевики имели на этом съезде большинство, именно они вошли в эти структуры партийной власти в преобладающем порядке. Наверное, поэтому Ленин сохранил свой большевистский центр и продолжал выпуск своей газеты «Пролетарий». Да, об объединении партии не могло идти и речи, учитывая, что она распалась на несколько самостоятельных фракций, среди которых, помимо большевистской и троцкистской, были те, кто ратовал за переход к легальной деятельности, если уж в России появилась Государственная Дума, другие, напротив, требовали порвать со всей легальностью и перейти на сугубо подпольную работу, и некоторые другие ответвления.
Наиболее сильный разрыв между большевиками и меньшевиками произошел в связи с началом Первой мировой войны. Одни фракции были против нее, другие войну оправдывали. Удивительна позиция меньшевиков, которые в связи с угрозой отечеству выступили за временное прекращение политической борьбы против правительства и за готовность вместе со страной объединиться во имя победы. Некоторые смотрели на происходящее иначе. И в глазах Ленина классовые приоритеты стояли неизмеримо выше национальных… И поэтому он считал вполне естественным и даже необходимым, если они будут принесены в жертву ради торжества социалистической революции…
В принципе, «лжепацифистская позиция» имели отвлеченный характер (до поры, до времени): большевики не оставались нейтральными в той войне, упрямо борясь самыми различными способами за поражение в ней царской армии…
Получив 2 марта извести о свершившейся Февральской революции, Ленин был потрясен, так как, возможно, он и ожидал подобного события в грядущем будущем, но, по его признанию, не ждал, что это произойдет так быстро. Был отдан приказ сегодня же обеспечить безопасные пути в Россию: большевикам во главе с Лениным уже незачем было оставаться в Швейцарии.
(По материалам К. Рыжова)
Свежие комментарии