На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Борьба с советской спекуляцией 70 лет назад

 

Борьба с советской спекуляцией 70 лет назад

10 лет после окончания войны (промежуток берем условный) ознаменовались безоговорочно самыми масштабными усилиями правоохранительных органов в борьбе с уголовной преступностью, хотя в этой статье речь пойдет об одном из ее видов, - экономических преступлениях.

Этот вид возник по причине вытеснения и упразднения легального предпринимательства советской властью в конце 20-х годов прошлого века. Исчезло американское фермерство, но более мелкие виды предпринимательства, такие, как булочные, прачечные, химчистки, пошивные ателье, сапожные мастерские, парикмахерские, сохранились. Председатель ОГПУ СССР Вячеслав Менжинский эту отрасль регламентировал при условии, что мелкие предприниматели будут обзаводится патентами на разрешение своей деятельности. 

Органы борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией помимо всего прочего именем закона пресекали все попытки и к предпринимательской деятельности (неразрешенной властями). Ужесточение наказания за нелегальную предпринимательскую деятельность современники-биографы приписывают председателю Комиссии партийного контроля Николаю Ежову, однако этот способ побочного заработка продолжал функционировать, ориентируясь на несовершенность экономики СССР и на недостаточное обеспечение "каждодневными товарами" граждан. Однако со спросом населения уже не справлялся и этот вид обеспечения (численность населения росла, производительность оставалась почти на том же уровне, а импорт достать было практически невозможно), так как правительство взяло курс на улучшение тяжелой промышленности, а не легкой. Кроме того, в ранние советские годы появились состоятельные люди, которые нуждались в качественных продуктах, модной одежде, мебели. Довольно часто спрос могли удовлетворить только спекулянты, умевшие доставать по своим каналам дефицитные товары для наиболее состоятельных слоев населения. 

Николай Ежов через тотальное устрашение, широкое развитие бедности и поиски внутренних врагов сумел существенно снизить уровень экономических преступлений в 30-х годах. Однако уже через 12 лет ситуация начала меняться. Хищения, мошенничество, спекуляция процветали в базарных местах и стихийных продажах. В первые послевоенные годы экономическая преступность за дело взялась основательно и с умом. Именно в этот период она окончательно профессионализируется и, как бы это ни показалось парадоксальным, приспосабливается к тоталитарной государственности.

Методы и начало борьбы ОБХСС

Переменные успехи

Дефицит и карточная система создавали почву для различных махинаций с продуктовыми карточками. Был создан контроль за правильным регулированием карточной системы со стороны домоуправлений, различных учреждений, комиссий по выдаче продуктовых карточек, других организаций, однако он функционировал достаточно слабо, чем пользовались руководители (отдельные должостные лица в этих бюро) при работе с этими документами, совершая различные правонарушения. 

Так, только в октябре 1946 года за перепродажу продовольственных карточек в Ленинграде сотрудниками органов внутренних дел было задержано всего две тысячи триста восемьдесят семь граждан, из них пятидесяти восьми гражданам предъявлено обвинение по соответствующей статье УК РСФСР. Экспериментируя, органы внутренних дел активизировали работу в данной области и в провинциальных районах. В соответствии с приказом Министерства Внутренних Дел СССР от 6 сентября 1946 года органами правопорядка на рынках было задержано 66 978 человек за куплю и продажу карточек, многие из них были привлечены к уголовной ответственности. Так, у привлеченных к уголовной ответственности было изъято более 424 тысяч карточек, талонов на хлеб и другие продукты, свыше 125 тысяч на питание, талонов и карточек на промтовары перевалило за 330 тысяч, а также почти 5 миллионов 110 тысяч рублей и других ценностей на сумму чуть менее 3 миллионов рублей. Кроме того, работники милиции повсеместно обнаруживали при правонарушителях огромное число поддельных карт. 

Проведение спекулятивных операций и хищение государственных, общественных товаров шли практически рядом. Засуха 1946 года усугубило и без того тяжелое положение в стране, и такое преступление возросло еще более стремительно, подняв планку 1945 года с 42,8 процентами до 56,4 % в 1947 году. Данный вид преступления повсеместно разрастался из-за существенной разницы в ценах на товары при государственной продаже и колхозной стоимости. 

Сизифов труд

Так, в Астраханской области после отмены карточек работники милиции с привлечением торгинспекции и партийно-советского актива провели ревизию в 12 районах области, проверили 348 магазинов, 37 столовых, 32 склада, 8 чайных, 32 торговые базы, 31 пекарню. В результате был закрыт 1 колхоз, выявлено 263 700 спекулятивных рублей (полученных посредством растрат и хищений), 56 человек привлечено к уголовной ответственности, 19 человек отстранено от работы. Вместе с этим Управление милиции Министерства государственной безопасности сделало вывод (1948 год), что ликвидировать спекуляцию на производствах разовыми методами невозможно.  

 Бич

Еще Николай Ежов осознавал, что торговля промышленными и продовольственными товарами является магнитом для спекуляции, хищений и затрат. Ведь это был соответствующий ответ на дефицитную экономику. Он пришел к такому выводу (закономерность возникновения экономических преступлений), проанализировав всю официальную статистику. А 5 марта 1954 года к председателю Совета министров СССР Георгию Маленкову обратились с запатентованной докладной запиской о финансовом положении бюджетных рабочих, служащих и колхозников за 1953 год. Документ был составлен специально для Маленкова, весьма обстоятельно и, в отличие от официальных идеологических исследований, изложен крайне объективно. По данным этой записки возможно сделать лишь один вывод. Уже тогда воочию было зафиксировано властью явление, выходящее за рамки экономических отношений между гражданами, которое позже будет называться теневой экономикой.

Интересные факты о спекулятивной деятельности

Ей оказалось достаточным для развития два года

Спекуляция стала характерной чертой жизни советского общества в первые послевоенные годы. При всех затраченных усилиях, милицейские сводки с мест показывают постоянный рост данного вида преступления. Особенно таким видом деятельности отличался Ленинград, где в третьем квартале 1946 года было зафиксировано 100 случаев подобного нарушения, в четвертом - 236, а в первую половину следующего года он имел на своем счету уже 480 спекулянтов, не считая отловленных ранее. Тогда, как и сегодня, спекуляция деорганизовывала поставку гражданам продовольственных и промышленных товаров и порождала другие, более опасные виды уголовных преступлений. 

 

Спекуляция становится уникальной отраслью

Позорным пятном столицы выглядит квартал в центре города у кинотеатра "Метрополь". Это место, где в любое время дня и до позднего вечера подростки перепродавали билеты. Купленные за 3 рубля, у спекулянтов они стоили в 5, а то и 7 раз больше. Все это делалось по всем правилам ловкости, но, в принципе, никто особо не скрывал своей деятельности. На улицах города и на площадях, в первую очередь, вокзалов современники часто наблюдали картину, где подростки в буквальном смысле из-под полы, а иногда и открыто продавали хлеб и папиросы. Подросток вообще был чуть ли не главнейшей фигурой в этом "бизнесе", за что он частенько подвергался не только административной, но и даже уголовной ответственности. Довольно часто его использовали в качестве продавца для реализации спекулятивных схем. 

Послевоенный период в плане развития ситуации со спекуляцией продемонстрировал непреложный факт, что данный вид преступных посягательств на государственные сферы экономики постоянно модифицировался. Это видно по фактам, отмечаемым правоохранительными органами в различных местностях страны (в провинциях и столицах опыт перенимался, но все же зачастую методы, учитывая специфику региона, были различными). Так, уникальная перемена спекуляции произошла после отмены карточек, привнеся намного больше конспирации. Выходя на рынок, спекулянт имел при себе только макет товара, а продажей он занимался на своей квартире или через третье лицо. 

Одержимость дефицитными товарами и законы рынка

Примечательно, но даже в рамках абсолютно одной экономики - окологосударственной - рыночный механизм спроса и предложений продолжал действовать. У покупателей имелись запросы и предпочтения, и этим они провоцировали появление и развитие спекулятивного рынка. Так, возможно, в первой половине 1947 года из-за некоторого повышения цен на продовольственные товары и понижение на промышленные наблюдался поток спекулянтов из городов в сельские районы и обратно. Также, во второй половине после открытия в некоторых городах универмагов по коммерческой линии число спекулянтов промышленных товаров начало сокращаться. 

Сергей Кафтанов помог спекулянтам

В том же году министр высшего образования СССР Сергей Кафтанов издал несколько рескриптов, направленных на увеличение принадлежностей для учащихся, и в июле-августе резко увеличилось количество спекулянтов школьных товаров. По мнению кандидата исторических наук Богданова, свою роль тут сыграла и выдача готовой продукции некоторыми предприятиями рабочим в качестве премий, материальной поддержки и заработной платы. С другой стороны, он отмечает отмену в 1947 году карточной системы, что подорвало уровень спекуляции, но не убило ее. Все товары повседневного спроса, будь то сахар, рис, камни для зажигалок, галоши и пр. скупались и перепродавались. 

Спекулянт любил всему вести счет

Какие бы меры не предпринимал Николай Ежов, Иосиф Сталин, Георгий Малеков, Лаврентий Берия или любой кто другой, спекулятивные элементы всегда приспосабливались к обстоятельствам и изменениям и находили себе выгоду. По сути, это был изобретатель биржевых игр, так как именно представители теневой экономики использовали для быстрого личного обогащения денежную реформу 1947 года посредством скачков нефтяных цен и ориентируясь на спрос популярных товаров. Если верить сводке МВД СССР от 2 марта 1948 года, то правоохранительными органами с 26 декабря по 15 февраля выявлено и изъято у преступников в области товарно-материальных ценностей порядка 50 миллионов рублей. По протоколам изъятия материальных ценностей при обыске вырисовывается примерна та же сумма. Основной метод получения крупной прибыли заключался в сокрытии товаров для их перепродажи бо более высоким ценам в будущем, а также трата дельцами больших сумм денег старого образца за изымаемые товары и удержание их до новой денежной реформы, и единственное, чем рисковали дельцы, так это долгим отсутствием повышения цен и отменой намечающейся реформы. Например, заведующие магазина и склада "Тесла" в г. Зугдиди Грузинской ССР внесли в кассу 256 380 рублей старого образца, предварительно изъяв товары на эту сумму. По статистике, распространение продовольственных и промышленных товаров по негосударственной линии было распространено широко. 

Зверев спровоцировал всплеск хищений и спекулятивной деятельности

Министр финансов Арсений Зверев отменил карточную систему, что потребовало от милиции внесение корректив для борьбы со спекуляцией. В свете данных событий из МВД вышел ряд директив. Уже в декабре 1947 года вышло две директивы о мероприятиях, связанных с борьбой со спекуляцией. По данным министерства внутренних дел в первые послевоенные годы резко увеличилось количество фиксаций как уголовной, так и хозяйственной преступности. С 1945 года по 1946 во много раз увеличилось количество хищений, а также случаев спекуляции. После оживления корыстной преступности, советская идеологическая машина последовала по традиционной схеме. В газете "Правда" от 17 сентября 1947 года отмечалось, что наблюдаются случаи, когда некоторые личности ради собственной наживы используют достижения, достигнутые другими, пользуясь исключительно чужим трудом. "Товарищ Сталин категорически и резко отозвался об этих индивидуумах, пренебрегающих моральными ценностями, с низменными наклонностями, нарушающих принципы общественной деятельности и обладающих паразитирующими способностями", - отмечает советское издание.

 Нелюбовь к социализму

По сведениям органов внутренних дел, предметом спекуляции часто становились товары, похищенные или полученные за взятки из государственных или кооперативных учреждений и предприятий. Если обратить внимание на годовой отчет МВД 1948 года, то он явственно показывает, что наиболее популярными видами спекулятивной деятельности были скупка и сбыт сельскохозяйственной продукции и промтоваров, мелкие спекулятивные действия на рынках, скупка зерна и муки с целью дальнейшей выпечки и реализации по спекуляционным ценам. В то время, когда производителей хлеба - колхозников и работников совхозов - ловили и сажали за похищенный однажды ток зерна, отдельные представители партийных и властных структур скупали товары в закрытых магазинах по государственным ценам и реализовывали их через своих посредников. Никто не смущался огромной ценовой разницы. К этому стоит прибавить и идеальные условия для спекуляции. Каждый руководящий работник республики, края, области, района получал, вопреки постановлению СНК СССР 1943 года безлимитное количество товаров.

В советском обществе достаточно глубоко укоренилась мысль, что чем ближе человек стоит к дефицитным товарам, их распределению, тем выше он находится в социальной иерархии. Сторонники социализма всегда кивают на равноправие граждан в Советском Союзе, но в годы войны и послевоенные годы никогда не голодали лишь те, кто был продавцом магазина, работником отдела распределения, трудящимся хлебозаводов. Необходимо еще добавить, что довольно часто именно эти "счастливчики" попали в поле зрения ОБХСС как поставщики товаров перекупщикам. Благодаря фактам спекуляции, вскрывались и фигуранты громких уголовных дел - работники пищевой промышленности. Этот вид корыстной преступности наносил удар по государственной торговле, подрывал систему карточного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, его нисколько не интересовал принцип социальной справедливости.

 

По материалам из открытых источников

Автор Орлов Владимир

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх