На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Советское оперативное тыловое обеспечение 1939-1990 - часть 1

Советское оперативное тыловое обеспечение

Автор - Грэхэм Турбивилль-младший (Graham H. Turbiville, Jr.)

Вступление

Дезинтеграция советских вооруженных сил продолжается и после распада советского государства в конце 1991 года. Войска и техника бывшего СССР теперь разделены между его бывшими республиками, ставшими теперь самостоятельными государствами. Наибольшую часть вооруженных сил получила Российская Федерация. Российские вооруженные силы оказались в маленьких изолированных гарнизонах, теперь находящихся там, где пролегало "ближнее зарубежье", на территории объединившейся Германии, или же на базах на территории России. Одним из последствий такой "смуты" в вооруженных силах стало разрушение единой системы тылового обеспечения. Эта система была создана для поддержки беспрецедентных межвидовых и общевойсковых операций. Также, данная система тесно взаимодействовала с бывшими союзниками СССР - странами Варшавского договора. Несмотря на столь печальное состояние, советские концепции проведения общевойсковых операций - теория тылового обеспечения, оргструктура и средства, необходимые для их деятельности - содержат весьма полезную информацию, имеющую ценность как для офицеров по планированию, так и для обычных историков. Данная тема заслуживает тщательного изучения и анализа.

Развитие советского военного искусства и тылового обеспечения операций - комплекса тыловых служб, задач, процедур и средств, необходимых для обеспечения операций армий и групп фронтов - занимает видное место в общей массе советских усилий по формулировке или адаптации военных концепций к новым условиям. Как долгое время утверждали советские военные теоретики и практики, теория и практика тылового обеспечения формируется теми же историческими и технологическими тенденциями, что и те, которые влияют на советские военные концепции всех уровней. В свою очередь, практика и теория тылового обеспечения играет важную роль в определении направления и характеристик советских военных концепций.

Советские труды по военному делу также указывают на необходимость полного соответствия теории и практики тылового обеспечения с другими разделами стратегии, оперативного искусства и тактики. Несмотря на множество изменений в политической, экономической и военной обстановках, а также ускоряющийся темп технологических изменений, советские теоретики и практики военного дела продолжали подчеркивать важность применения соответствующего исторического опыта к современным военным проблемам. Данный процесс сейчас заметен в области тылового обеспечения, где формулировка или приспособление концепций тылового обеспечения к кардинально различающимся условиям является особо сложной задачей.

Данная глава расскажет о развитии концепций тылового обеспечения, и средствах, необходимых для обеспечения крупномасштабных общевойсковых операций в том виде, в каком их планировало проводить советское военное руководство с 1939 года. Также будут рассмотрены взгляды советских специалистов на возможное развитие тыловой службы в 1990-ых годах.

Довоенная подготовка, реорганизация военного времени, и тыловое обеспечение стратегических операций 1939-1945 гг.

Немецкие войска переходят советскую границу (1941 год). Фото: ТАСС

22.06.1941

Когда началась Великая Отечественная Война, система тылового обеспечения РККА и ВМФ СССР была, практически во всех отношениях, совершенно не готова к тем задачам, которые ей пришлось решать. Служба тылового обеспечения была, по большому счету, децентрализована, органы управления снабжения отсутствовали на тактическом и оперативном уровнях, и даже на уровне военных округов. Существующие отделы снабжения были недоукомплектованы, средства снабжения были неэффективно развернуты для решения проблемы тылового обеспечения в сложных условиях начала войны. Концепция предоставления тылового обеспечения армиям и фронтам - оперативное тыловое обеспечение - оказалась несовершенной как с точки зрения организации, так и с точки зрения эффективного использования имеющихся ресурсов.

Советские офицеры, задействованные в довоенном планировании тылового обеспечения, понимали, что столкнутся как с системными проблемами, так и с проблемами распределения накопленных запасов. Но для советской военной верхушки (изрядно потрепанной чистками 30-ых годов), проблемы тылового обеспечения имели второстепенное значение. Когда 47-летний корпусной комиссар Андрей Васильевич Хрулев был назначен начальником снабжения Красной Армии, он обнаружил, что его обязанности обозначены нечетко, и ему не подчиняются многие из органов, занимающихся тыловым обеспечением. Хрулев, служивший в Гражданскую в Первой Конной Армии Буденного, занялся реорганизацией тылового снабжения Красной Армии, которое даже в мирное время оценивалось, как неспособное справиться с обеспечением крупномасштабных общевойсковых операций.

Андрей Васильевич Хрулев

Практически с момента вхождения в должность, Хрулеву пришлось столкнуться с проблемами тылового обеспечения во время Зимней Войны с Финляндией. Во время этой войны, проблемы с перевозкой и организацией ощущались особенно остро. Начиная с первых дней кампании, эшелоны со снабжением не доходили до фронта из-за недостаточного количества путей и скверного планирования. Попытка улучшить ситуацию, снабжая Северо-Западный Фронт через море по маршруту Архангельск-Мурманск, лишь ухудшило положение, создав хаос в порту Архангельска. Каждый род войск РККА действовал по собственным правилам, без какой-либо общей координации. Доклады, получаемые центральными органами снабжения, были нерегулярными, и, иногда, неверными.

Как следствие данных проблем и неспособности органов тылового обеспечения их решить, Хрулев добился создания Главного интендантского управления РККА. Летом 1940 года, Хрулев (теперь - генерал-лейтенант) получил более широкие полномочия, и увеличенный штаб. Теперь центральное управление снабжением было достаточно сильным, однако этого было недостаточно для завершения той масштабной реорганизации, которая, по мнению руководителей тыловым обеспечением, была необходима.

В предвоенные месяцы, Хрулев продолжал добиваться дальнейшего расширения полномочий. Однако не весь советский генералитет разделял его мнение о структуре подчинения тыловых служб и их обязанностей по планированию тылового обеспечения. На свой пик эти разногласия вышли, когда начальником Генштаба стал Георгий Константинович Жуков.

Георгий Константинович Жуков

В своей послевоенной работе - "Становление стратегического тыла в Великой Отечественной Войне", Хрулев заметил, что Жуков "поддерживал те круги в Генштабе, которые считали, что для тылового обеспечения достаточно лишь самых общих указаний". Сторонники такого подхода считали, что "Генштаб должен был самостоятельно рассчитывать нужды в тыловом обеспечении, и издавать приказы. Интендантская служба, подчиненная Генштабу, должна была предоставить все необходимое, а Центральное управление военных сообщений, которому подчинялся автомобильный, железнодорожный, морской и авиационный транспорт, должно было доставить войскам надлежащие припасы".

Вкратце, Жуков хотел, чтобы прямой контроль над ключевыми органами тылового снабжения остался за Генштабом.

К началу войны, в соответствии с желаниями Жукова, обязанности по снабжению были разделены между несколькими ведомствами. Как заметил бывший начштаба Тыла Советской Армии генерал-полковник в отставке И. М. Голушко: "наблюдалось явное разделение в организации, и, следовательно, деятельности управлений и служб, относящихся к сфере тылового обеспечения". На тактическом и оперативном уровнях, управление планированием тылового обеспечения оставалось за командующими армий и фронтов и их штабами, а не за отдельными тыловыми службами. Из-за того, что командующие и штабы занимались, по большей части, проблемами боевых действий, вопросам тыла уделялось явно недостаточное внимание.

Помимо организационных проблем и соответствующих трудностей в работе тыловых служб, те средства тылового обеспечения, которые были предназначены для поддержки оперативных соединений РККА в первый период войны, были крайне неудачно развернуты. Склады всех типов снабжения (вооружение и экипировка, ГСМ, склады запчастей, продовольствия и т.д.) были подчинены различным центральным управлениям Наркомата Обороны СССР, и военным округам. Данные склады были предназначены для мобилизационного развертывания оперативных соединений. Однако, помимо отсутствия централизованного управления тыловыми службами (а, скорее всего, именно по причине отсутствия такового), существовали вредные особенности подчинения и расположения определенных тыловых служб. К примеру, резервы ГСМ Генштаба находились на уровне военных округов, или же на объектах национальной экономики, тогда как под непосредственным центральным управлением такие резервы практически отсутствовали. По этой причине, Генштаб был ограничен в возможности быстро управлять снабжением полевых соединений.

С другой стороны, склады амуниции, которые на всех уровнях подчинения находились под управлением Главного Артиллерийского Управления (ГАУ), располагались на центральных складах ГАУ, складах ГАУ в военных округах, и армейских складах ГАУ. В военное время, центральные склады ГАУ должны были непосредственно снабжать передовые армейские склады амуниции, тогда как армейские склады ГАУ должны были снабжать нижестоящие звенья. Снабжение фронтов не было предусмотрено, хотя фронты должны были бы планировать расход и снабжение боеприпасов, а непосредственное снабжение должно было бы проводиться на армейском уровне. Проблемы и потенциальная неразбериха такого подхода к делу (которые были очевидны для Хрулева и его штаба) в полной мере проявили себя после начала войны.

Разгромленная колонна советских войск. Лето 1941 года.

Представляется очевидным, что существовавшее в РККА к 1941 г. тыловое обеспечение испытывало бы существенные затруднения в снабжении огромных вооруженных сил даже в случае наличия времени на подготовку к войне и удачного (для РККА) её начала. Немецкое же наступление полностью нарушило довоенные планы тыловой мобилизации и обеспечения. Огромное количество складов были захвачены или уничтожены немецкими войсками в начале войны. Уцелевшие припасы, или же припасы на складах в глубоком тылу, часто были «в руках различных служб, которые не были подчинены общевойсковому штабу», и поэтому были недоступны для боевых подразделений. Тыловым службам приходилось одновременно снабжать отступающие войска, проводить мобилизационное развертывание подразделений тылового обеспечения, и проводить эвакуацию припасов. Вдобавок к этому, из-за того, что приходилось одновременно снабжать части и соединения РККА и эвакуировать более 1300 объектов промышленности и прочих припасов, «два огромных потока двигались в различных направлениях с огромной сложностью под постоянными воздушными налетами противника».

В свете вышесказанного, неудивительно, что советская система тылового обеспечения не оправдала надежд, и не соответствовала огромным требованиям, внезапно на неё наложенным. К июлю 1941 года, Жуков и Генштаб были настолько заняты оперативными вопросами, что у них не оставалось времени ни на формулировку концепции тылового обеспечения фронтов, ни на понимание того, какие силы необходимы тыловым ведомствам. Более того, Хрулеву и его штабу не было спущено никаких указаний. Недовольный таким положением вещей, 27 июля, Хрулев составил письменное предложение, в котором ратовал за централизованное тыловое обеспечение, которое должно было упорядочить существующий хаос. Данное предложение было передано Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину, который утвердил рекомендации Хрулева, и немедленно приказал тому составить предварительный приказ Государственного Комитета Обороны о тыловом обеспечении.

Михаил Павлович Миловский - начальник штаба тыла в годы Великой Отечественной войны

Вместе со своим штабом, Хрулев быстро составил данный документ, и предоставил его Сталину утром 28 июля. Несмотря на протесты Жукова, приказ был утвержден - таким образом, к 1 августа 1941 года, были установлены основные обязанности Управления Тыла Вооруженных Сил в таком виде, в котором они просуществовали до конца 1980-ых. Также было регламентировано "творческое соперничество" между высшими тыловыми службами и Генштабом.

Хрулев был назначен начальником тыла Красной Армии и заместителем наркома обороны СССР. Было создано Главное Управление тыла, состоявшее из:

- Штаба начальника тыла,

- Управления военных сообщений Красной Армии,

- Автодорожного управления Красной Армии,

- Инспекции тыла.

Данному органу были подчинены: Главное интендантское управление, Управление снабжением горючим, Санитарное управление, Ветеринарное управление. В Штабе начальника тыла были отделы, предназначенные для планирования тылового обеспечения оперативных соединений, планирования железнодорожных и автомобильных перевозок, организации снабженческих служб и складов, а также для общих вопросов. Таким образом, Хрулев получил под свое начало огромные снабженческие ресурсы в виде транспорта, складов снабжения и ключевых служб, а также авторитет заместителя комиссара обороны. Под началом технических управлений (к примеру, ГАУ) и различных ведомств (артиллерийского, инженерного и т.д.), оставалось только техническое обеспечение - ремонт, техобслуживание и снабжение боеприпасами и некоторой конечной продукцией. Данные тыловые организации и средства именовались "центральными" или "стратегическими" тыловыми службами - под началом Верховного Главнокомандования, и использовались для тылового обеспечения стратегических операций. По мере развития войны, данный уровень тылового обеспечения стал крайне важным для непосредственного тылового обеспечения оперативных соединений, и, как следствие, ключевым для советского оперативного тылового обеспечения.

В системе оперативного тылового обеспечения, в армиях и фронтах были введены посты "начальников тыла", которые, одновременно, были заместителями соответствующих командующих. Данные офицеры и их штабы занимались теми же вопросами, что и Хрулев и его центральный штаб тыла. Они были непосредственно подчинены командующему соответствующего оперативного соединения, и "особым образом" подчинены начальнику тыла следующего по старшинству соединения. "Начальники тыла" отвечали за планирование и контроль тыловых служб армий и фронтов, тогда как командиры соответствующих соединений и штабные офицеры занимались планированием действий войск.

Сталин лично подчеркивал, что снабжение армий и фронтов требует "железной дисциплины", и что новые заместители командиров по тылу должны быть "диктаторами в тылу" своих фронтов. Начальники тыла на всех уровнях занимались координацией даже в тех случаях, когда технические службы не находились под их прямым руководством. Это достигалось управлением транспортом (важность которого всё более росла по мере развития войны), и начальники тыла, таким образом, находились в центре планирования всего снабжения сверху донизу. 19 августа был учрежден пост начальника тыла ВВС. Данный офицер и его штаб управлял всем снабжением, связанным с авиацией, согласовывая с начальником тыла РККА остальные вопросы снабжения. Должность начальника тыла ВВС учреждалась также на более низких уровнях. Поскольку Главное Управление ВВС являлось частью РККА, начальник тыла ВВС также "особым образом" подчинялся Хрулеву.

Органы управления тылом РККА в начальном периоде войны.

К середине августа 1941 года, уже имея "костяк" структуры тылового снабжения, Хрулев и его подчиненные начали наведение порядка в тыловом обеспечении РККА. Если быть более точным, то Хрулеву поручили:

"Управление организацией тыла, перевозку солдат и пополнений, доставку всех типов техники на фронт..., эвакуацию подбитой техники, раненых и военного имущества [и]... сбор информации о наличии резервов техники во фронтах (армиях) и на складах, а также о наличии всех видов техники в армиях".

Каждая из данных функций включала в себя множество составных частей, которые необходимо было планировать и координировать в соответствии с развитием боевых операций.

По мере исполнения данных обязанностей, было выработано разграничение ответственности между центральными тыловыми службами и Генштабом, а также между командующими фронтов, армий и начальниками их тылов. Главное оперативное управление Генштаба (а также - соответствующие управления штабов армий и фронтов) должно было сообщать тылу РККА основную информацию о предстоящих боевых операциях и возможных требованиях к снабжению. На основе данной информации, штабы тыла РККА вырабатывали детализированные планы тылового обеспечения операции.

Каждый из 3 периодов ВОВ и Маньчжурская операция 1945 года имел свои особенности в тыловом обеспечении всех уровней советской и союзнической армий. В рамках данной статьи невозможно близко рассмотреть эти особенности, однако они крайне важны для понимания советской концепции тылового обеспечения и оперативного тылового обеспечения, а особенно - для понимания их развития в послевоенные годы.

Первый период войны характеризовался отступлением РККА, которая занималась стратегической обороной в быстро изменяющемся оперативном окружении. В этот период войны особое внимание уделялось оптимизации организации служб оперативного тылового обеспечения, а также созданию стратегических резервов. Долговременные склады и ремонтные базы, которые изначально должны были осуществлять тыловое обеспечение оперативных соединений, были заменены полевыми складами и базами. Также была улучшена структура транспортных служб, и начато формирование единых тыловых складов, которые должны были снабжать армии самыми необходимыми вещами. Было сокращено количество тыловых подразделений - как созданных до войны, так и сформированных уже после её начала.

Советские военные у грузовика ГАЗ-АА («полуторка»).

Было увеличено количество моторизованного транспорта на всех уровнях снабжения, хотя таковой транспорт был в дефиците. Вследствие нехватки автомобилей, широкое распространение получил гужевой транспорт, и автоколонны, находящиеся под центральным управлением начальника тыла РККА. Также получило развитие использование воздушного транспорта для оперативного снабжения. Был получен огромный опыт в управлении военными железнодорожными перевозками, а также в строительстве и ремонте ж\д путей. В марте 1942 года, Хрулев, в дополнение к посту начальника тыла РККА, стал народным комиссаром путей сообщений СССР.

Другой важной особенностью первого периода войны, стало широкое использование тыловых оперативных групп. Данные группы, иногда под началом самого Хрулева, выезжали на фронты для координирования тылового обеспечения и решения особых проблем. Данный подход оправдывал себя всю войну, особенно во время обеспечения стратегических наступательных операций, а также в разработке подходов к управлению и контролю обеспечения театра военных действий, или же стратегического тылового обеспечения спустя 40 лет после войны. В марте 1942 года была учреждена Трофейная Служба, которая занималась сбором, классификацией и эвакуацией захваченной немецкой техники на центральном, фронтовом и армейском уровнях. Огромное количество захваченной техники играло важную роль в компенсации недостатка советского вооружения и транспорта. В мае 1942 года были учреждены посты начальников тыла (или заместителей командиров по тылу) на корпусном и дивизионном уровне, а также был введен пост начальника тыла ВМС.

«Студебеккеры» — грузовые автомобили из американских поставок в транспортном резерве командования Красной Армии.

Одновременно со снабжением стратегических оборонительных операций 1941-42 гг., ВГК начало накопление серьезных стратегических резервов всех типов, включая снабженческие резервы. В числе данных резервов были следующие средства тылового обеспечения: транспортные ресурсы всех видов, вооружение и техника, амуниция и ГСМ, и иные запасы. Данные резервы, которые находились под управлением центральных тыловых служб, могли применяться только по указанию ВГК, и должны были возмещать потери, участвовать в создании новых воинских частей, а также использоваться для обеспечения оперативных соединений на важнейших направлениях. Применение таких стратегических резервов станет крайне важным для последующих советских контрнаступлений и стратегических наступательных операций во время ВОВ. А опыт, накопленный тыловыми службами в распределении стратегических резервов, использовался в планировании советского стратегического тылового обеспечения в 1970-80-ых гг.

Советские военнослужащие тыловой службы за работой.

В целом, к концу первого периода войны, была создана базовая система тылового обеспечения, которой с трудом, но удалось навести порядок в логистическом хаосе первых месяцев войны. Данная система обеспечивала стратегические оборонительные операции на всем фронте, и, в соответствии со строгими директивами ВГК, создавала стратегическую базу тылового обеспечения для проведения более решительных операций.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх