На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Либеральные реформы: думы русских городов как самоуправление

Либеральные реформы: думы русских городов как самоуправление

Городская реформа 1870 года (реформа городского самоуправления) — одна из значительных уступок императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась уже через год после отмены крепостного права, но император выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

История реформы

 

В 1862 году на­ча­лась ра­бо­та по под­го­тов­ке ре­фор­мы. Были со­зда­ны в гу­берн­ских и уезд­ных го­ро­дах 509 ко­мис­сий, пред­на­зна­чен­ных для вы­ра­бот­ки пред­ло­же­ний. Но пред­ло­жен­ное мно­ги­ми но­во­вве­де­ние о вы­да­че из­би­ра­тель­ных прав всем со­сло­ви­ям не устра­и­ва­ло пра­ви­тель­ство, во мно­гом это тор­мо­зи­ло реформу.

На ос­но­ва­нии свод­ки вы­ра­бо­тан­ных ко­мис­си­я­ми ма­те­ри­а­лов ми­ни­стер­ством внут­рен­них дел под ру­ко­вод­ством Петра Александровича Валуева было со­став­ле­но «Го­ро­до­вое по­ло­же­ние» в 1864 году. По­ло­же­ние было на­прав­ле­но в Госсовет, где про­ле­жа­ло еще два года. Когда уже не было иного вы­бо­ра, Алек­сан­дру II при­ш­лось при­нять прин­цип «все­со­слов­но­сти», и 16 июня 1870 года из­ме­нён­ный закон был при­нят. Он стал на­ча­лом вто­рой ре­фор­мы мест­но­го самоуправления.

Положения реформы

 

Городское общественное управление

Ста­тьёй 2 «Го­ро­до­во­го по­ло­же­ния» вво­ди­лись го­род­ские об­ще­ствен­ные управ­ле­ния, в ве­де­нии ко­то­рых сто­я­ли хо­зяй­ствен­ные во­про­сы: внеш­нее бла­го­устрой­ство го­ро­да, обес­пе­че­ние про­до­воль­стви­ем, про­ти­во­по­жар­ная без­опас­ность, устрой­ство при­ста­ней, бирж и кре­дит­ных учре­жде­ний и пр.

Ста­тья 15 про­воз­гла­ша­ла, что под учре­жде­ни­я­ми го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния под­ра­зу­ме­ва­лось го­род­ское из­би­ра­тель­ное со­бра­ние, дума и го­род­ская управа.

Ос­нов­ной функ­ци­ей из­би­ра­тель­но­го со­бра­ния яв­ля­лось из­бра­ние членов в го­род­скую думу раз в 4 года.

Дума из­би­ра­лась на 4 года, при­чём по ста­тье 35 её чле­ном мог стать каж­дый, кто имеет из­би­ра­тель­ные права, ис­клю­че­ние — число нехри­сти­ан не долж­но было пре­вы­шать 1/4 об­ще­го числа глас­ных. Воз­глав­лял думу го­род­ской глава (он не мог быть евреем).

Ос­нов­ны­ми функ­ци­я­ми думы яв­ля­лись «на­зна­че­ние вы­бор­ных долж­ност­ных лиц и дела об­ще­ствен­но­го устрой­ства», «на­зна­че­ние со­дер­жа­ния долж­ност­ным лицам го­род­ско­го об­ще­ствен­но­го управ­ле­ния и опре­де­ле­ние раз­ме­ра оного», «уста­нов­ле­ние, уве­ли­че­ние и умень­ше­ние го­род­ских сбо­ров и на­ло­гов» и прочие. Рас­хо­ды на со­дер­жа­ние думы были в ве­дом­стве гу­бер­на­то­ра. За­се­да­ния думы могли быть на­зна­че­ны «по усмот­ре­нию го­род­ско­го го­ло­вы», по тре­бо­ва­нию гу­бер­на­то­ра или по же­ла­нию не менее одной пятой числа гласных.

Го­род­ская упра­ва вы­би­ра­лась го­род­ской думой на 4 года, её функ­ци­я­ми были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Упра­ва могла по­счи­тать неза­кон­ным ре­ше­ние думы, в таком слу­чае в дела вме­ши­вал­ся губернатор.

Выборы в думу

В 509 го­ро­дах Рос­сии были вве­де­ны думы — бес­со­слов­ные ор­га­ны го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Они из­би­ра­лись раз в 4 года го­ро­жа­на­ми-пла­тель­щи­ка­ми на­ло­гов, имев­ши­ми опре­де­лён­ный иму­ще­ствен­ный ценз. По раз­ме­ру упла­чи­ва­е­мо­го на­ло­га из­би­ра­те­ли де­ли­лись на три из­би­ра­тель­ных со­бра­ния. Тре­бо­ва­ния к из­би­ра­те­лю были следующими:

  • Он должен был быть подданным Российской империи
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Из­би­ра­тель не дол­жен быть судим, снят с долж­но­сти или на­хо­дить­ся под след­стви­ем. По ста­тье 24 «Го­ро­до­во­го по­ло­же­ния» со­став­лял­ся спи­сок из­би­ра­те­лей, от­сор­ти­ро­ван­ный по упла­чи­ва­е­мым за год на­ло­гам. К пер­вой из­би­ра­тель­ной груп­пе (со­бра­нию, раз­ря­ду) от­но­си­лись упла­чи­вав­шие одну треть об­ще­го сбора на­ло­гов, ко вто­рой — также упла­чи­ва­ю­щие треть, а к тре­тьей — все осталь­ные из­би­ра­те­ли. Со­став­лен­ный спи­сок по раз­ря­дам от­прав­лял­ся на утвер­жде­ние го­род­ской думой. Го­род­ской глава из­би­рал­ся гу­бер­на­то­ром (в круп­ных го­ро­дах — ми­ни­стром внут­рен­них дел) из числа гласных. Го­ло­со­ва­ние было тайным.

Итоги реформы

 

Ре­фор­ма 1870 года по­слу­жи­ла толч­ком к тор­го­во-про­мыш­лен­но­му раз­ви­тию го­ро­дов, она за­кре­пи­ла си­сте­му ор­га­нов го­род­ско­го об­ще­ствен­но­го управ­ле­ния. Одним из ре­зуль­та­тов ре­форм Алек­сандра II яв­ля­лось при­об­ще­ние об­ще­ства к граж­дан­ской жизни. Была по­ло­же­на ос­но­ва для новой рус­ской по­ли­ти­че­ской культуры.

Но после ре­фор­мы го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния у про­вин­ци­аль­ных го­ро­дов воз­ник­ла новая про­бле­ма — по за­ко­ну часть до­хо­дов на­прав­ля­лась на со­дер­жа­ние пра­ви­тель­ствен­ных учре­жде­ний, жандармерии и дру­гих го­су­дар­ствен­ных струк­тур. Из-за этого они ис­пы­ты­ва­ли неко­то­рые труд­но­сти в ре­ше­нии го­род­ских проблем.

Картина дня

наверх