На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Дмитрий обновил резюме - появились новые шедевры!

ДМИТРИЙ ОБНОВИЛ РЕЗЮМЕ - ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ШЕДЕВРЫ!

Шостакович. Отец его был талантливым инженером-химиком, одним из молодых сотрудников Менделеева, а мать до замужества училась в фортепианном классе Петербургской консерватории.

Шостакович покинул консерваторию в тот момент, когда молодое советское искусство переживало бурную эпоху становления. Художники и композиторы напряженно искали тот стиль, который бы во всем отражал образ эпохи. В большой популярности находился конструктивизм, отличавшийся графичностью, жесткими линиями, прямотой движений, железным построением тембра и музыки, антилиричностью. 

К тому времени Шостакович спешил попробовать себя в оперном жанре. Первая оперная музыка в новой стране находилась в затруднительном положении в тот год (1928). В репертуаре ниже великого года (1917) видели закоснелость, новые оперы туго создавались в условиях традиционности меломанов с переложением на новый лад. "Изменить законы честь выпала Шостаковичу".

В 1928 году он закончил оперу "Нос" по повести Гоголя, которая была немедленно принята к постановке Ленинградским Малым оперным театром. 

Вершиной Шостакович пытался быть в это время (1928) и в других жанрах. В 1929 году он пишет музыку для кинофильмов "Златые горы" и "Встречный", Третью "Первомайскую симфонию", музыку к произведению Маяковского "Клоп", работает над балетами в 1930 году "Золотой век", в 1931 "Болт". Но оба балета были написаны в обычном для тогдашнего времени стиле с элементами кино, цирка, мюзикл-холла, танцевальной сюиты и ясностью плакатных идей. Так, например, в "Золотом веке" излагалась незамысловатая идея о том, как советские спортсмены выезжают за рубеж на всемирную выставку, где сталкиваются с фашиствующими представителями западного мира. Именно здесь противопоставлялись музыкальные ритмы двух противоборствующих лагерей, где миру Запада соответствовали томно-джазовые, гротескно фокстротные ритмы, а в советском преобладал явно наступательный марш:

В 1932 году Шостакович написал вторую оперу, попытавшись выразить то, что хотел передать писатель-прозаик в своей "Леди Макбет Мценского уезда". Объясняя свой интерес к этому сюжету, композитор писал, что он исходил из темы всеохватной, всеобъемлюющей любви. Так детство советской оперы начало переживать время взросления (1926-1932), начались по-новому расставляться музыкальные акценты. Так, например, Шостакович сильно разошелся с Лесковым в трактовке образа Катерины - он поднят в опере до истинно трагической высоты. Катерина в опере - единственный светлый образ, противостоящий миру затхлого уездного быта.

Как и в первом случае, опера "Леди Макбет" стала заметным культурным событием. В январе 1934 года она была поставлена сразу в двух театрах (Ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко). Обе премьеры вылились в настоящий праздник советского оперного искусства и были очень благожелательно оценены критикой. "Советское искусство" писало, что "Леди Макбет" была по настоящему первой, крупной жемчужиной оперного театра, которая оставила впечатления огромного мастерства (имелся в виду промежуток в 16 лет со времен Октябрьской революции). 

К 1935 году Шостакович закончил свой третий балет - "Светлый ручей" на либретто Лопухова и Пиотровского. 

Эти заметные события обозначили зримый рубеж в творческой биографии Шостаковича. 

С осени 1937 года Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, сначала в классе оркестровки, а чуть позже - в классе сочинения. В том же году он заканчивает Пятую симфонию. Как и Четвертая, она была написана в совершенно новом ключе: пройдя через искус "программности" и формотворчества, композитор вернулся к многочастной и чисто инструментальной композиции. "Требуем и далее подобных образцов классического трагедийного и лирически-повествовательного симфолизма", - реагировали музыканты. Он здесь напряженно "боролся" со злом, которое "двигалось танком" в тупой и слепой силе, "закрыв глаза", на живое. "Однако для противостояния ему разум и чувства поднимаются навстречу".

С событиями Великой Отечественной войны связан новый мощный импульс творчеству Шостаковича. Поначалу он наотрез отказался покинуть Ленинград и остался в осажденном городе. В эти тяжелые дни он под беспрерывный вой сирен, под 3-тысячный град бомб, под грохот разрушающихся зданий пишет свою Седьмую "Ленинградскую" симфонию. В начале октября Шостакович начал, утвердив, наконец, 3 ее части (они стали основными) 4-ю. Изложение симфонии было завершено в декабре, уже в Куйбышеве, куда вылетел Шостакович. Благодаря ей каждый, даже за пределами СССР, узнал об имени Шостаковича. В первой, самой сильной, части спокойно-величавая тема Родины прерывается темой нашествия, которая воплощается в присвистывающем напыщенном марше: сочетание флейты пикколо и малого барабана. Немаловажную силу дает этот вроде бы безобидный шлягерный мотивчик смертельному, ужасному наступлению нацизма. Вторая часть симфонии - подержанная в элегической дымке мирного прошлого сменяется третьей, где выдерживается в спокойных тонах высокий пафос раздумья, и, наконец, приходит финиш, где вновь через смерть, страдания, испытания, воскрешается красная тема первой части, а в заключительных тактах симфонии предсказывается окончательная победа над злом. При наступлении весны в 1942 году в Куйбышеве состоялась премьера этой Седьмой симфонии. В августе того же года ее с легкой руки Элиасберга сыграли в осажденном Ленинграде. 

Пока не пришла смерть, композитор продолжал работать в непростых условиях в разных жанрах. В 1951 году он сочинил 10 "поэм" для смешанного хора на слова революционных поэтов, за которые получил в 1952 году Государственную премию. Но еще не умер и перечень его симфоний, и в 1953 году появляется Десятая, а в 1957 году Одиннадцатая "1905 год". После этого Шостаковичем был похоронен возвышенный и серьезный стиль, и в 1959 году он пишет оперетту "Москва, Черемушки". 

Картина дня

наверх