На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

К истории проекта обитаемой базы на Луне

 

От автора: Настоящие заметки содержат только личные воспоминания и свидетельства и не претендуют на сколько-нибудь полное освещение истории проекта. В.В. Шевченко

Своим участием в программе создания обитаемой лунной базы автор, прежде всего, обязан инициативе выдающего отечественного пионера ракетостроения академика В.П. Глушко (рис. 1).

Рис. 1

Необходимость не только изучения, но и освоения Луны впервые была обоснована В.П.Глушко с научно-технической точки зрения еще в его первой профессиональной книге «Проблема эксплуатации планет» подготовленной студентом последнего курса университета. С рукописью ознакомился почетный академик Н.А. Морозов. В Ленинградском отделении архива АН СССР хранилось письмо Н.А. Морозова от 23 февраля 1925 г., адресованное Я.И.Перельману, в котором в частности говорилось: «… рукопись мне понравилась. Вы ведь тоже интересуетесь этими вопросами, и если найдете, что при современном состоянии книжного рынка её можно напечатать, то я с удовольствием напишу к ней напутственную статейку…». В то время рукопись не была издана, но идея освоения Луны была на протяжении всей долгой жизни В.П.Глушко одной из самых приоритетных среди широкого круга его интересов.

Когда во второй половине 60-х годов прошлого столетия интерес к освоению Луны стал приобретать черты научно-технического проекта, В.П. Глушко проявил инициативу в опубликовании в «Вестнике академии наук СССР» проблемной статьи на эту тему. Сложность публикации в открытой печати состояла в том, что тогда уже выполнялись определенные работы, проходившие по линии закрытой тематики. В результате обсуждений с ведущим научным авторитетом в лунных исследованиях того времени, заведующим отделом физики Луны и планет ГАИШ МГУ Ю.Н. Липским мне, как сотруднику отдела было поручено подготовить обзорную статью. По предложению В.П. Глушко, который в течение многих лет был членом редколлегии «Вестника академии наук СССР», курирующим ракетно-космическую тематику, статья «Проблемы обитаемой базы на Луне» была опубликована с подзаголовком «По страницам зарубежной печати» (рис. 2). Рецензентом и редактором этого материала был В.П. Глушко.

Рис. 2

Очередной пик интереса к непосредственному осуществлению проекта обитаемой лунной базы приходился на конец 70-х – начало 80-х годов.  По инициативе В.П. Глушко в 1984 г. я был командирован в Космический центр им. Л. Джонсона (г. Хьюстон, США), где в это время интенсивно разрабатывался проект обитаемой лунной базы. Там состоялось знакомство с Майклом Дюком и его группой, непосредственно работавшей над проблемами создания лунной базы. М. Дюк, геолог по первому образованию, был непосредственным участником проекта «Аполлон» и даже в течение некоторого времени рассматривался в качестве кандидата в члены очередной экспедиции на Луну. Его полет на Луну не состоялся, но впоследствии он стал продвигаться по научно-административной линии, занимая должности руководителя отделений лунной и марсианской экспедиции в Космическом центре им. Л. Джонсона (рис. 3).

Рис. 3

Сотрудничество и добрые отношения с М. Дюком продолжаются до настоящего времени.

Примерно в то же время по инициативе В.П. Глушко в «Вестнике академии наук СССР» была опубликована еще одна проблемная статья В.В. Шевченко «Проект обитаемой базы на Луне», которую он также внимательно прочел и отредактировал (рис. 4). Публикация по времени совпала с разработкой проекта лунной базы в НПО «Энергия». Транспортная инфраструктура этого проекта базировалась на ракетно-космической системе «Энергия-Буран».

Рис. 4

Весной 1988 г. в г. Хьюстоне состоялся симпозиум «Лунные базы и космическая деятельность XXI века» (рис. 5).

Рис. 5

Симпозиум открылся заседанием, на котором был один пленарный доклад В.В. Шевченко «Лунная база – советский взгляд», содержавший опубликованные ранее материалы, которые в основном рассматривали астрономические и общепланетарные вопросы создания обитаемой базы на Луне (рис. 6). В качестве транспортной системы рассматривалась недавно перед этим удачно запущенная с первого раза РН «Энергия». Следует отметить, что американская сторона с большим вниманием отнеслась к этим материалам. Кроме упомянутого доклада на симпозиуме был еще только один пленарный доклад, который от имени Администрации НАСА сделала недавно перед этим слетавшая в космос Кэтрин Сэлливан.

Рис. 6

Опубликовать полную схему проекта создания лунной базы удалось только через несколько лет, уже после смерти В.П. Глушко, так и не успевшего осуществить мечту всей своей жизни об освоении земного спутника (рис. 7). В качестве околоземной части транспортной системы рассматривался комплекс «Энергия – Буран» и орбитальный комплекс  типа «Мир» в качестве промежуточной станции.

Рис. 7

Лунный транспортный корабль выводился на траекторию полета к Луне РН «Энергия» и стыковался с космической станцией, находящейся на окололунной орбите. Этот окололунный орбитальный комплекс служил для выполнения транспортных операций «окололунная орбита – поверхность Луны – окололунная орбита» и «окололунная орбита – околоземная орбита».

Выбор места для лунного аванпоста был поручен Отделу исследований Луны и планет ГАИШ МГУ. Исходя их уровня наших знаний о Луне на то время, район был выбран на восточной окраине Моря Восточного. Молодые базальты, покрывающие эту часть многокольцевого бассейна, рассматривались как структуры, перспективные для изучения с точки зрения истории системы «Земля-Луна». Благодаря оптической либрации по широте Земля с периодом в одни лунные сутки восходила над местным горизонтом и заходила за него. В первом случае обеспечивалась возможность прямой радиовидимости «лунная база – Земля» без привлечения специальных ретрансляционных спутников. Во втором случае в течение длительного времени обеспечивались наилучшие условия для радиоастрономических наблюдений лунного неба без помех со стороны такого мощного источника радиошумов, как Земля. Выбор места базирования в Море Восточном был одобрен В.П. Глушко.

Возвращаясь к сотрудничеству с М. Дюком и его группой,  интересно отметить, что специалисты НАСА одно время рассматривали проект доставки на лунную поверхность элементов лунного аванпоста с помощью РН «Энергия». Этот предварительный проект был отображен на серии изображений, переданных мне М. Дюком. Часть из них представлена на  рис. 8 – 11.

Рис. 8

В грузовом отсеке ракеты предполагалось установить посадочную платформу, с помощью которой на лунную поверхность доставлялся первый модуль аванпоста (рис. 9 – 10).

Рис. 9

 

Рис. 10

Планировалось, что составные части аванпоста представляют собой передвижные жилые и рабочие модули, которые постепенно образуют обитаемый комплекс на лунной поверхности (рис. 11).

Рис. 11

Таким образом, если бы мудрость политиков, хотя бы отдаленно приближалась к гениальности ученых и техников, не пришлось бы уничтожать готовые РН «Энергия» и чудо техники «Буран» якобы за ненадобностью, а международная лунная база уже давно бы функционировала на лунной поверхности, являясь частью мирового хозяйства.

Секция Солнечная система Совета РАН по космосу. .
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх