На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

ЛЕГЕНДАРНЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

ЛЕГЕНДАРНЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Эпоху знатных новгородцев открывает Вадим Храбрый. Один источник сообщает, что он вместе со своими сторонниками выступил против Рюрика и был убит.

С последним св язаны бояре Асколд и Дир. Согласно "Повести временных лет", Асколд и Дир "отпросились" у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами: "Прими путешествие наше".

Во время плавания по Днепру Асколд и Дир увидели маленький городок, затем они высадились и спросили о нем местных жителей. Затем услышали историю. После Асколд и Дир вокняжились на Полянской земле и сделали этот город - Киев - своей столицей.

Как Воскресенская, так и другие летописи повествуют, что Аскольд и Дир воевали с древлянами и угличами. А в Иоакимовской летописи говорится, что Асколд выиграл почти все битвы у хазар.

В 866 году Асколд и Дир захотели так же поступить и с Константинополем и отправились на него в поход. Очевидно, 200 военных русских кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. Однако это удачно начавшееся военное предприятие оборавала буря, разбившая русские корабли о скалы, и лишь немногим удалось живыми вернуться домой.

Сейчас много известно от Никоновской летописи об убийстве сына Асколда болгарами в 864 году, об успешном походе Асколда и Дира против хазар в 865 году, о возвращении князей с остатками дружины из Царьграда в 867, которыми они разбили печенегов. В ней же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Размах датировок летописи и византийских хроник небольшой и вмещается в пределы 870 и 875 годами.

Все дальнейшие успехи, поражения и мероприятия Асколда и Дира прервал Олег Вещий, в 882 году заманив князей в киевское предместье Угорское и там убив их. Летом Асколд был похоронен на Угорской горе. Но впоследствии на его могиле была построена церковь Святого Николая. А Дирова могила, по словам летописца, находится за церковью Святой Ирины.

Некоторые историки бъются об заклад, что Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а родственниками легендарного Кия.

Олег Вещий признан комментаторами великим русским князем. Многие летописи предполагали Олега родственником Рюрика, но Новгородская первая летопись малого извода называет его воеводой князя Игоря Рюриковича.

В "Повести временных лет" сообщается, что Рюрик назначил князем родственника Олега, опекуном малолетнего сына Игоря, после чего благополучно умер. Через три года, в 882 году, Олег опустошает Смоленск и Любеч, а затем, возвратившись, присоединяет их к своему княжеству. Затем, говорит летописец, Олег хитростью выманил на капище Перуна княживших в Киеве Асколда и Дира. Затем он заявил им: "Если вы не князья и не княжеского рода, то я княжеского рода!" Услышав плач младенца, Олег приказал показать сына Рюрика. После этого одни Асколд и Дир были убиты воинами Олега, который вокняжился в Киеве. Священники Киева встретили его с распростертыми объятиями. Когда Олег воссел в Киеве, то объявил этот город главным среди всех русских городов. Также 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь. Олег строил города, приказал Новгороду давать ежегодно дань матери городов русских в размере 300 гривен, возложил подати на мери, кривичей и веси. В 883 году произошло покорение древлян, в 884 он победил северян, в 885 подчинил радимичей и обложил все эти народы данями. Он пытался завоевать и все другие племена: уличей, тиверцев и остальные. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

Давая описание 907 года, "Повесть временных лет" рассказывает о походе на Византию Олега и всех подвластных ему народов; "Тогда к Царьграду подошла русская конница и флот, наситывавший 2000 кораблей". Русские сожгли большое количество домов и церквей, перебили множество народа в предместьях, но в сам Константинополь не вошли. Поставленные на колеса корабли при попутном ветре пошли на штурм столицы. Еще они не дошли до стен города, как перепуганные греки запросили мира. Ростовская дружина приняла от них отравленные еду и вино для Олега. Только русский князь не принял все это. Византийцам пришлось вынести из города Олегу огромную контрибуцию. Византии ничего не оставалось, как пойти на требования Руси и заключить очень выгодный для нее мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. Отправившийся на переговоры Олег клялся со своими мужьями по "Русскому закону" при заключении мирного договора своим оружием и славянскими именами. Вот только скандинавских тут не было ни одного. Вплоть и везде упоминались боги Перун и Велес.

Уходя из Царьграда, Олег, чтобы прочнее закрепить свою победу, повесил на городских воротах свой щит. Вскоре он прибыл в Киев с золотом, шелками, продуктами, вином и разными украшениями. Вскоре он получил прозвище Вещий.

Из 907 года перепрыгнем в 911. От летописи - 912 год. Тогда сам Олег заключил второй, также очень выгодный для Киевского государства, договор с Византией.

Когда князь Олег навсегда покинул свою дружины, летописи датируют по-разному. Каждое повествование приводит свои "неоспоримые доказательства", будь то 912, согласно "Повести временных лет", или 922 - по версии Новгородской первой летописи младшего извода - годы. Когда заходит разговор о захоронении Олега, то здесь одни кивает на киевскую гору Щековица, другие утверждают, что могила князя находится на Ладоге, другие вообще доказывают, что это местоположение где-то за морем: "Эти разногласия летописцев дали основания ученым утверждать, что на Руси конца 9 - 10 века и расплачивались то ли серебром, то ли золотом". Так случилось и с полководцем и государственным деятелем по имени Олег; некоторые утверждают, что таковых было несколько.

Легенду о гибели князя Олега использовал Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Песнь о Вещем Олеге".

Картина дня

наверх