На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

О времени существования древнерусского государства (историография вопроса)

В.А. Кучкин

О времени существования древнерусского государства (историография вопроса)

Важные оценки развития Руси после смерти Ярослава были сделаны Н.М. Карамзиным, хотя и в присущем ему пафосном стиле: «Древняя Рос­сия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское сча­стие, будучи снова раздробленною на малые области.

Владимир исправил ошибку Святослава, Ярослав — Владимирову; наследники их не могли вос пользоваться сим примером, не умели соединить части в целое, и государство, шагнув, так сказать, в один век от колыбели своей до величия, слабело и разрушалось более трехсот лет».

В главе VII, характеризовавшей состояние России с XI до XIII в., Н.М. Ка­рамзин вновь вернулся к характеристике политических изменений в Руси, последовавших за смертью Ярослава Мудрого: «Ярослав, могущественный и самодержавный, подобно св. Владимиру, разделив Россию на княжения, хотел, чтобы старший сын его, называясь великим князем, был главою отечества и меньших братьев, и чтобы удельные князья, оставляя право насле­дования детям, всегда зависели от Киевского как присяжники и знамени­тые слуги его. Отдав ему многолюдную столицу, всю юго­-западную Россию и Новгород, он думал, что Изяслав и наследники его, сильнейшие других князей, могут удерживать их в границах нужного повиновения и наказы­вать ослушников. Ярослав не предвидел, что самое великое княжение раз­дробится, ослабеет и что удельные владетели, чрез союзы между собою или с иными народами, будут иногда предписывать законы мнимому своему государю. Уже Всеволод I долженствовал воевать с частным князем его соб­ственной области, а Святополк II — ответствовать как подсудимый на за­просы князей удельных». Насколько доказательны были исторические примеры, приведенные историографом XIX в.?

Ярослав Владимирович Мудрый. Миниатюра из царского титулярника. XVII век.

Возникшим после смерти Ярослава Мудрого отношениям между его наследниками посвятил целую главу в своей «Истории России с древней­ших времен» С.М. Соловьев. Первая глава II тома его труда так и назы­валась: «О княжеских отношениях вообще». В отличие от В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, рассматривавших Древнерусское госу­дарство как нечто похожее на Российскую империю XVIII–XIX вв. — с еди­ным правителем, его наместниками в главных городах страны, централизо­ванными податной и судебной системами, профессор Московского университета имел иной взгляд на русское прошлое. Исходя из того несомненного факта, что правителями Древнерусского государства и более поздних рус­ских княжеств в русских летописях были представлены князья — наслед­ники и потомки скандинавского князя Рюрика, С.М. Соловьев предложил видеть в Рюриковичах единый княжеский род, который имел исключительное право на управление Русью. В таком случае переход на Руси от единовластия к многовластию, который предшественники С.М. Соловьева связы­ валисо смертью Ярослава Мудрого и признавали кардинальным, оказывал­ся не столь существенным. Власть все равно оставалась за Рюриковичами.

Так, характеризуя родовые отношения старшего и младшего князей, С.М. Соловьев привел фразу из статьи 1117 г. Ипатьевской летописи: Вла­димир Мономах «наказал» владимиро­волынскому князю Ярославу Свято­полковичу, «веля ему к собѣ приходити, когда тя позову». Однако такой «наказ» киевский князь смог дать лишь после того, как два месяца вместе со своими союзниками осаждал Ярослава Святополковича во Владимире Волынском и добился его капитуляции. «Наказ» Владимира Мономаха ока­зывается не нормой, сложившейся внутри рода Рюриковичей, а требовани­ем князя­победителя, обусловленным конкретными обстоятельствами. Другой пример, приведенный С.М. Соловьевым, долженствовал пока­зать отношения младших князей к старшим. В начале 1153 г. галичский князь Ярослав Осмомысл обращался к киевскому князю Изяславу Мстис­лавичу: «Нынѣ, отче, кланяю ти ся. Прими мя, яко сына своего Мьстисла­ва, тако же и мене; ать ездить Мьстиславъ подлѣ твои стремень по одинои сторонѣ тебе, а я по другои сторонѣ подлѣ твои стремень ѣждю всими своими полкы». С.М. Соловьев не отметил, что свое предложение Ярослав Осмомысл сделал у гроба отца, Владимира Галичского, неожиданно скончавшегося от разрыва сердца. Владимир люто враждовал с Изяславом Мстисла­вичем, и никакие родовые отношения прекратить вражду им не помогали. Предложение юного галичского князя киевскому также не являлось давней нормой таких отношений. Это было предложение нового военно-­политического союза, направленного прежде всего на то, чтобы предотвратить ожидаемый при смене правителей военный удар Киева по Галичу.

По утверждению С.М. Соловьева, «младшие князья обязаны были оказы­вать старшему глубокое уважение и покорность, иметь его себе отцом в прав­ду и ходить в его послушаньи». Такое заключение историк сделал на основа­нии изложения в летописи событий 1158 г. В том году владимиро­волынский князь Мстислав Изяславич и его союзники дорогобужский и пересопницкий князь Владимир Андреевич и уже известный нам галичский князь Ярослав Владимирович Осмомысл сумели изгнать из Киева правившего там черни­говского князя Изяслава Давыдовича. 22 декабря 1158 г. победители вошли в Киев. Не надеясь удержать город за собой, три князя предложили занять киевский стол Ростиславу Мстиславичу Смоленскому, дяде Мстислава. В Смоленск было отправлено посольство. В ответ в Киев приехали представи­тели князя Ростислава Мстиславича. Дядя заявлял племяннику и его союзни­кам: «Оже мя въ правду зовете с любовию, то я всяко иду Киеву на свою волю, яко вы имѣте мя отцемь собѣ въ правду и въ моемь вы послушаньи ходити.

Отношения князей внутри Рюрикова дома, вопреки выводам С.М. Соловьева, регулировались не патриархальными родовыми нормами, а воен­ной мощью, политической целесообразностью и договорным правом. Поэтому отрицание С.М. Соловьевым принципиальной разницы между перио­дом правления Ярослава Мудрого и периодом, последовавшим за его смер­тью, оказывается необоснованным. Впрочем, историк все равно вынужден был признать, что в 1054 г. в политическом развитии Руси произошли серьезные изменения. Вторая глава II тома «Истории России с древнейших времен» начиналась с утверждения: «По смерти Ярослава I княжение це­лым родом надолго утвердилось в Руси». Даже в понимании С.М. Соло­вьева правление в Руси одного лица после 1054 г. сменилось правлением многих лиц, хотя и родственных.

Сребреник Ярослава Мудрого. Пропись А.Г. Силаева.

Сребреник Ярослава Мудрого. Пропись А.Г. Силаева.

К теории С.М. Соловьева В.О. Ключевский подключил и свою, согласно которой начало Русского государства было связано не с возникновением княжеской власти, а с более ранними явлениями, как полагал исследователь, экономического порядка —появлением городов на крупных путях мировой торговли, шедших через Русь в соседние страны. В итоге вопрос о системе правления на Руси в ранний период ее существования осложнял­ся. Во внимание приходилось принимать не только общие права на вла­ствование Рюриковичей, не только честолюбивые стремления отдельных представителей этого княжеского рода, но и позицию старинных городов.

И здесь рубеж между временами Ярослава Мудрого и его потомков был обозначен В.О. Ключевским совершенно отчетливо. «По смерти Ярос­лава, — писал историк, — власть над Русской землей не сосредоточивается более в одном лице: единовластие, случавшееся иногда до Ярослава, не повторяется; никто из потомков Ярослава не принимает, по выражению летописи, “власть русскую всю”, не становится “самовластцем Русстей земли”». Описав характер владений и власти сыновей Ярослава, В.О. Ключевский за­ключал: «Такой своеобразный порядок княжеского владения устанавлива­ется на Руси по смерти Ярослава». Приведенные высказывания В.О. Клю­чевского без всяких сомнений свидетельствуют о том, что в его понимании с кончиной Ярослава Мудрого был связан важный этап в развитии Древне­русского государства. Единовластие кончилось, следовательно, единое Древ­нерусское государство прекратило свое существование. На смену пришло дробление власти и территории. И хотя ученые второй половины XIX в. го­ворили о коллективной власти Рюриковичей над Русью, эта власть с раннего времени и вплоть до XV в., во­-первых, ограничивалась в тех местах, где проживали отдельные славянские и неславянские племена, слабо под­чинявшиеся русским князьям — потомкам Рюрика (например, вятичи на юге, с которыми черниговские князья договаривались в 1146 г. о совмест-

Страница «Русской Правды». XIII век.
Страница «Русской Правды». XIII век.

ных военных действиях; корела, водь и ижора, с которыми соседствовали новгородцы), и, во­-вторых, все сильнее разрушалась под влиянием борьбы за земли и дани формировавшихся местных династий Рюриковичей. «Курс русской истории» В.О. Ключевского был подготовлен им в 80­-е гг. XIX в., но свет увидел впервые только в 1903 г.

Со ставшими широко известными взглядами В.О. Ключевского в горя­чую полемику вступил молодой исследователь А.Е. Пресняков. В своей книге «Княжое право в Древней Руси. Очерки по истории X–XII столетий», опубли­кованной в 1909 г., он подверг острой критике концепцию В.О. Ключевского и его учителя С.М. Соловьева «о «нераздельно­поочередном» княжом владении» в Древней Руси. Более внимательно изучив первоисточники, А.Е. Пре­сняков показал, что князья­-правители Руси и до середины XI в. сталкивались с проблемами наделения своих сыновей владениями (Святослав, Владимир), то есть при таком наделении им необходимо было продумывать послед­ствия вероятного распада государства Русь на отдельные части, но такие «особные» после смерти отцов владения братьев в результате стечения слу­чайных обстоятельств оказывались недолговечными.

Время сыновей Ярослава Мудрого, когда «самовластца» на Руси уже не было, Б.Д. Греков описывал в следующих чертах: «После смерти отца они (киевский князь Изяслав, черниговский князь Святослав, переяславский князь Всеволод. — В.К.) сообща вносят существенные изменения в «Рус­скую Правду», между прочим, отменяют окончательно месть и заменяют ее денежным штрафом. Втроем они распоряжаются судьбами отдельных княжений, земли одних князей они передают по своему усмотрению дру­гим, некоторые особенно ценные оставляют за собой в общем владении».

Законодательная деятельность триумвирата Ярославичей в первые годы его существования, хотя и отмечавшаяся в свое время А.Е. Пресняковым, ха­рактеризуется здесь Б.Д. Грековым более конкретно и более подробно, а вну­триполитическая — по А.Е. Преснякову, причем единичные акции Ярослави­чей подаются Б.Д. Грековым как многократные действия, а «особенно ценные» земли «в общем владении» старших сыновей Ярослава Мудрого точно не указываются, очевидно, потому, что таковых просто не существовало. Ка­саясь позднейшей деятельности трех Ярославичей, Б.Д. Греков отмечал, что «следующие по старшинству братья Изяслава оказались во главе достаточно сильных княжеств, чтобы не считаться со старшим своим братом». Здесь историк имел в виду события 1073 г., когда Святослав и Всеволод Ярослави­чи изгнали Изяслава из русских пределов и 22 марта 1073 г. заняли Киев.

Битва Ярослава со Святополком. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век.

В 60­-е гг. XX в. в другом обобщающем труде по истории СССР, созданном под эгидой ЦК КПСС, написанном уже в послесталинскую эпоху и отвергавшем концепции советской исторической науки сталинских времен, Б.А. Ры­баков оспорил эти новые утверждения Б.Д. Грекова: «Со смертью Ярослава юридически перестала существовать единая держава Русь, так как русские области оказались разделенными между сыновьями и племянниками Ярослава». Скрытая полемика получилась краткой, оставлявшей без поясне­ний, что такое юридическое и реальное существования единой Руси, в чем отличия одного от другого, к тому же неточной фактически: все племянники Ярослава умерли при его жизни. Ярослава пережил только его единственный внучатый племянник Всеслав Брячиславич, ставший полоцким князем за 10 лет до смерти Ярослава. Однако относительно времени существования Древнерусского государства утверждение Б.А. Рыбакова было весьма опре­деленным, и оно подтверждалось показаниями источников.

Прошло время, и в 1983 г. в учебнике по истории СССР для высших учебных заведений о распаде Древнерусского государства Б.А. Рыбаков на­писал совсем другое: «Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава временем феодальной раздробленности, но это нельзя признать правильным, так как настоящая феодальная раздробленность наступает тогда, когда кристаллизуются отдельные земли, вырастают большие горо­да, возглавляющие эти земли, когда в каждом суверенном княжестве закрепляется своя княжеская династия. Все это появилось на Руси только после 1132 г., когда кристаллизовались суверенные княжества, а во вто­рой половине XI в. все было переменчиво и непрочно. Княжеские усоби­цы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы. Князья не закрепля­лись в определенных городах, а передвигались из города в город в результате побед и поражений».

Битва Ярослава со Святополком. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век.

Боевые действия под Черниговом. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век.

Утверждение, что «князья не закреплялись в определенных городах», не соответствует данным источников. Образовавшиеся после смерти Ярослава Мудрого Киевское, Черниговское, Переяславское, Владимиро-­Волынское и Смоленское княжества, а также существовавшее внутри Древнерусского государства Полоцкое княжество, находившееся в вассальной зависимости от Киева, просуществовали до татаро-­монгольского завоевания, а некоторые из них — и после него.

Так, Киевское княжество находилось под властью Изяслава Ярославича до 1068 г. В 1068 г. восставшие киевляне возвели на киевский стол полоцкого князя Всеслава Брячиславича, но тот через 7 месяцев бежал в свой Полоцк. Киевский стол вернул себе Изяслав. В начале 1073 г. младшие братья Из­яслава Святослав и Всеволод изгнали его из Руси. Киевским князем до своей смерти 27 декабря 1076 г. стал Святослав. Святослава в январе 1077 г. сме­нил Всеволод. Летом 1077 г. с польской помощью на Русь вторично пришел Изяслав и 15 июля в третий раз занял киевский стол. После гибели Изясла­ва 3 октября 1078 г. в битве на Нежатиной ниве на киевский стол вернулся Всеволод Ярославич. Он умер 13 апреля 1093 г. Внуки Ярослава Мудро­го решали, кому быть киевским князем. Сошлись на том, что править будут поочередно потомки Изяслава, Святослава и Всеволода. Поэтому киевским князем 24 апреля 1093 г. стал Святополк Изяславич. Он княжил до 1113 г., когда по просьбе киевлян их князем стал не черниговский Святославич, а пе­реяславский Владимир Мономах, единственный сын Всеволода Ярославича.

Черниговское княжество, полученное от отца Святославом Ярослави­чем, оставалось за ним до его кончины, хотя Святослав умер киевским кня­зем. Почти сразу после смерти Святослава Чернигов захватывает его пле­мянник Борис, сын смоленского князя Вячеслава Ярославича. Но захваты­вает только на 8 дней. В 1077 г. Чернигов переходит к ставшему киевским князем Всеволоду Ярославичу и к его сыну Владимиру Мономаху. Послед­ний владеет Черниговом до 1094 г., когда под давлением вооруженной силы вынужден был вернуть его Олегу, старшему из живших тогда сыновей Свя­тослава Ярославича. Вплоть до нашествия Батыя и после него Черниговом, за редчайшими исключениями, владеют потомки Святослава Ярославича. Представители других княжеских линий появляются в Чернигове в силу случайных обстоятельств на несколько месяцев и лишь однажды — на не­сколько лет.

Столь же стабильным до Батыева нашествия было положение Переяс­лавского княжества, управлявшегося Всеволодом Ярославичем и его потом­ками (исключение — захват Переяславля в 1206 г. черниговским князем Всеволодом Чермным, но в том же году и оставившим его). Смоленским княжеством владел Вячеслав Ярославич. Он умер в 1057 г.

Ему по современной логике должен был бы наследовать его сын Борис, но летопись говорит об ином: «И посадиша Игоря в Смолиньскѣ, из Во­лодимеря введше». Форма глагола «посадиша» (аорист 3­-го лица множе­ственного числа) указывает на то, что перевод Игоря из Владимира в Смо­ленск был осуществлен несколькими лицами. Это, скорее всего, три его старших брата. Игорь умер в 1060 г. Согласно новгородско-­софийскому своду 30-х гг. XV в. после смерти Ярослава Мудрого его сыновья «разделиша Смоленескъ на три части». Ермолинская летопись указывает, что это раз­ деление произошло после смерти Игоря Ярославича в 1060 г. Очевидно, раздел произошел между тремя старшими Ярославичами. Показательно, что летопись ничего не говорит о доле в Смоленске сына Игоря Бориса. По всей вероятности три старших Ярославича разделили лишившееся взрослого правителя княжество только между собою, не заботясь об ин­тересах других родственников. В конце 60­х гг. XI в. видим в Смоленске Ставка Скордятича, боярина киевского князя Изяслава Ярославича, и сына переяславского князя Всеволода Ярославича Владимира Мономаха. В по­следующие годы Смоленск находился под властью Всеволода и Мономаха. Однако в 1095–1096 гг. в Смоленске княжил черниговский князь Давыд Святославич. С 1096 г., после примирения Мономаха с Давыдом Святос­лавичем, Смоленское княжество сохранялось в руках Владимира Моно­маха и его потомков вплоть до 30­х гг. XIII в.

Надо полагать, что Владимиро­-Волынское княжество, главное на запад­ных границах Руси, после перевода его князя Игоря Ярославича в Смоленск оказалось под властью киевского князя Изяслава. Так можно думать на ос­новании одной ремарки, сохраненной летописью. В 1098 г. киевский князь Святополк Изяславич, выполняя свое обязательство наказать князя Давыда Игоревича, ослепившего Василька Теребовльского, осадил Давыда во Вла­димире Волынском. Тот покинул город, и Владимир Волынский был занят киевским князем.

Успех окрылил Святополка. Он решил разделаться не только с Давыдом, но заодно и с его жертвой — Васильком Теребовльским и с братом последнего Володарем Перемышльским. Оправданием Святополку было то, что Перемышль и Теребовль, как пишет летопись, — «волость отца моего [и] брата». Волость Святополкова брата Ярополка хорошо известна. Это Владимир Волынский, который, как указывалось выше, Ярополк получил в 1078 г. от Всеволода Ярославича. Следовательно, в 70­е гг. XI в. Перемышль и Теребовль считались территорией Владимиро­-Волынского княжества, которая достигала в таком случае левого берега Днестра в его верхнем течении.

Если Перемышль и Теребовль были «волостью» и отца Святополка Изяслава, то это означает, что он владел Владимиром Волынским, то есть это княжество после 1057 г. оказалось в руках киевского князя и он не делил его с братьями. После Изяслава во Владимире Волынском до 1078 г. княжил Олег Святославич, которого посадил туда его отец, киевский князь. После Олега киевские князья отдавали Владимир Волынский потомкам князя Изяслава Ярославича или сыну Игоря Ярославича Давыду. Последним вла­димиро­волынским князем из таких князей был Ярослав Святополкович (Изяславич), лишившийся княжества в 1118 г. С тех пор и до начала XIII в. Владимиро­-Волынское княжество находи­лось в руках Владимира Мономаха и его потомства. Лишь в 1206 г. владими­ро­волынский стол был захвачен черниговскими Ольговичами, но вскоре был возвращен Мономаховичами.

Что касается Полоцкого княжества, то оно явно приобрело самостоя­тельность после смерти Ярослава Мудрого. Всеслав Полоцкий первоначально помогал киевскому князю и его братьям в борьбе против кочевников, но когда в южных степях активизировались половцы, отказался от такой помощи. Мало того, в 1065 г. он начал борьбу против Изяслава Киевско­го, по­-видимому, повоевав окрестности Пскова, а затем в 1066 г. захватив и ограбив Новгород. Это вызвало поход против него трех Ярославичей. На р. Немиге 3 марта 1066 г. произошло кровавое сражение, в котором Всеслав потерпел поражение.

Спустя 4 месяца Ярославичи вызвали его на переговоры в Оршу, где ве­роломно арестовали вместе с двумя сыновьями и отправили в заточение в Киев. Восставшие в 1068 г. киевляне освободили Всеслава и даже сделали своим князем, но в мае 1069 г. Всеслав бежал в родной Полоцк. Вернув­шийся на киевский стол Изяслав не оставил Всеслава в покое. На Полоцк были направлены войска, и Всеслав укрылся у скандинавов. Полоцким кня­зем стал сын Изяслава Мстислав. Однако в 1071 г. Всеслав сумел отвоевать Полоцк. Княжившие в XII в. в Полоцком княжестве сыновья Всеслава на­следовали буйный нрав своего отца. Они не помогали киевским князьям в их борьбе со Степью. Мало того, Всеславичи предупреждали половцев о военных замыслах потомков Ярослава Мудрого.

Карательные меры, предпринятые в 1129 г. киевским князем Мстис­лавом Владимировичем, привели к аресту пяти старших наследников Всеслава Брячиславича и высылке их в Византию. В городах этих князей были посажены киевские наместники. Но часть полоцких земель осталась в руках внуков Всеслава. В 1139 г. два высланных князя вернулись в Полоцк. Киевские наместники были изгнаны, и вся власть в Полоцком княжестве перешла в руки потомков Всеслава. Такое положение сохра­нялось и в XIII в.

Таким образом, рассмотрение истории шести княжеств, образовавших­ся после смерти Ярослава Мудрого, обнаруживает их достаточную стабиль­ность и отсутствие переходов князей из одного княжества в другое в ре­зультате войн. Итогом войн могло быть только присоединение княжеств. И в последующие десятилетия и даже века княжества, образованные в 1054 г., управлялись, несмотря на некоторые исключения, потомками тех князей, которые впервые получили эти княжества от Ярослава или от Бря­числава Полоцкого. Первые правители шести княжеств вели настолько активную политику собственного усиления и обогащения, что даже вопроса о существовании во второй половине XI в. единого государства на древне­-русских землях возникнуть не может. Но откуда же у Б.А. Рыбакова появилась дата 1132 г., теперь преобладающая в современных учебниках и литературе по истории Древней Руси? Впервые этот год был назван М.С. Грушевским в его «Iсторiи України­Руси». Он связан со смертью Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха. Мстислав умер 15 апреля 1132 г. За 7 лет правления в Киеве Мстислав добился немалых успехов. Он сумел отодвинуть половцев за Дон и даже за Волгу, распространить свою власть на Курское и Полоцкое княжества. Рисуя Мстислава продолжателем политических традиций Ярослава, Всеволода и Владимира Мономаха, М.С. Гру­шевский представлял его как выразителя идей единовластия и борца про­тив распада Киевской державы. Подчеркивал историк и крупное значение столицы этой державы: «Київ, переставши бути реальним полїтичним центром, не став вiд разу на однiм рiвени з иньшими полїтичними осе­ редками Руської полїтичної системи». Как итог, следовало утверждение, что со смертью «Мстислава закiнчуеться перша стадiя в процесї розкладу Київської держави».

Несмотря на витиеватость и туманность формулировок М.С. Грушев­ского, отказ от разъяснения содержания многих собственных определе­ний («Київська держава», «перша стадiя», «руська полїтична система»), указание на связь развития столичного Киева только с существованием единого государства, игнорируя его развитие в составе Киевского княже­ства, оставление в стороне многих конкретных фактов (история представ­лена М.С. Грушевским в его «Iсторii України­Руси» «в найзагальнїйших рисах»), основная мысль историка проступает достаточно отчетливо: он старался продемонстрировать длительное существование древней единой «України­Руси». Однако подобная попытка — результат не научных изысканий, а дань политическим настроениям конца XIX — начала XX в. — времени острых социальных и национальных движений в Европе, в которых М.С. Грушев­ский принимал активное участие. В 1899 г. он стал одним из основателей Украинской национал­-демократической партии в Галиции, в 1917 г. — Украинской партии социалистов­-революционеров, которые ставили вопрос о консолидации украинских земель и центр такой консолидации ви­дели в австрийской Галиции. Последнее отвечало интересам Генерального штаба Австро­-Венгерской империи, разрабатывавшего планы войны с вос­точным соседом — Николаем II.

Профессор Лембергского (Львовского) университета М.С. Грушев­ский пользовался поддержкой австрийских властей и рисовал древность в нужных красках. Крупная держава в прошлом, «Україна­Русь» должна была стать такой и в будущем за счет территорий Российской империи. Политическое будущее строилось с опорой на прошлое. Однако древние источники свидетельствовали об ином прошлом. Когда в 1127 г. Мстис­лав Великий вместе с тремя сыновьями, двумя братьями, черниговскими Ольговичами, князьями гродненским и клеческим двинулся на полоцких князей, то сам факт похода, состав его участников свидетельствовали о разделении Руси. Если к этому добавить отказ от похода черниговских Давыдовичей, князей муромо­рязанского, перемышльского, теребовльского, суздальского (им был Юрий Долгорукий), картина «розкладу Київської держави» станет совершенно очевидной. Но этот период рус­ской истории начался после смерти не Мстислава Великого, а Ярослава Мудрого.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх