На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Начинаем апрель с курса "Начало"!

Чего ждать в эпоху "войн"? Обзор...

Ерофей Павлович Хабаров один проходил земли, создавал крупную промышленность. И это при том, что он происходил из крестьян.

Переломным этапом в жизни Хабарова стали 20 годы 17 века, когда он начал периодически выходить в море на коче. Причем он лично делал себе это деревянное одномачтовое судно с низкой оснаской. (Из Тобольска в Мангазею, добирался до полуострова Таймыра: "В 1649 отряд Хабарова, состоявший из казаков и других "охочих людей", совершил поход из Якутска на Амур и дошел до реки Уссури, притока Амура".) В принципе Хабаров завоевал Приамурье и обложил население данью. Впрочем, правильнее ее называть ясаком. Смелая его подруга Екатерина отстаивала эти земли в борьбе с манчжурами, которые также претендовали на приамурские территории. Сам же Хабаров ездил за помощью к русскому правительству, которое не пожелало сопутствовать успеху и обострять отношения с Китаем. Тогдашний его поход закончился отзывом из Приамурья и удалением в Сибирь остатков разгромленного манчжурами отряда.

Во славу Хабарова был назван возникший в 19 веке город Хабаровск, а также построенная в 20 веке железнодорожная станция Ерофей Павлович. В наши дни можно найти немало документальных свидетельств о деятельности и личности этого человека. В том числе "Отписка якутцкому воеводе Дмитрию Францбекову от служилого человека Ерофея Хабарова о войне его на Амуре" и "Отписка якутских воевод о походе Ерофея Хабарова на Амур".

Про полуостров

Между выдающимися русскими землепроходцами и крупными промышленниками стоит также имя Владимира Васильевича Атласова. Всесильный русский конкистадор происходил из устюжских крестьян. Новым местонахождением с 70 годов 17 века стала Сибирь. Был не только казацким пятидесятником, но также приказчиком в Анадырском остроге.

В 1696 Атласов послал казака Луку Морозко в разведку на Камчатку. В 1697-1699 Атласов во главе отряда в 120 "охочих людей" отправился на Камчатский полуостров и досконально исследовал его, подчинив России эту территорию и обложив данью местное население. Атласов подробно описал географию и климат Камчатки, кем она заселена, ее главные достопримечательности. Их описания представляют исключительную историческую ценность. В будущем императрица Анна Иоановна заявила, что деятельность Атласова не так уж и высоко была оценена правительством. А ведь поначалу ему было присвоено звание казацкого головы, а затем и большая пожизненная пенсия. Атласов погиб на Камчатке во время бунта, который поднял служилый человек Потемкин, говоривший, что "атаман шибко жесточе с людями обходитися".

Все острова Курил носят чьи-то имена, и одно из них - имя Атласова, которое, кстати, присвоено и одному из населенных пунктов на Камчатке.

Сибирь: пусть мир прогнется под нас

Имя Ремезова Семена Ульяновича неразрывно связано с географией и историей Сибири. Отец Ульян Ремезов имел некоторую власть в Сибири в чине служилого человека.

В 80 годы этот сибирский Потемкин 17 века являлся собирателем даней и проживал в Тобольске. В конце XVII - начале XVIII веков он был одним из строителей тобольского кремля. О дворянстве мечтал всю жизнь, но получил его лишь в 1712 году. В 1697 году он с сыном Семеном создал "Чертеж Сибири", а в 1701 году с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном "Чертежную книгу всей Сибири" - атлас из 23 карт, который специалисты отмечают как несомненно лучшую географическую работу россиян, родившихся в 17 веке. В этом труде кроме исследований собственно самого Ремезова, находится обобщение работ его предшественников, даны подробные характеристики отдельных сибирских регионов, методы и пути освоения и использования природных богатств восточной части России. Энергия Ремезова поражает, так как ряд трудов по истории, этнографии и топографии Сибири также принадлежит ему. По самым высшим критериям можно оценить его "Историю Сибири": данная летопись выполнена исконно по ремезовским наблюдениям, изысканиям и исследованиям. Те сыновья, что помогли ему создать "Чертежи Сибири", стали соавторами и этой "Истории". При ее написании Ремезов использовал много архивных материалов, иногда рассказы пришлых и местных людей, иногда записки своих предшественников, сибирские летописи и, конечно, собственные исследования. Он внимательно анализировал сведения людей, которые бывали в тех или иных краях Сибири, записывал их и выводил историю. Труды Ремезова в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность.

Обзор творчества одного из лучших художников России 17 века

Ушакова Семена Федоровича несомненно нужно внести в число выдающихся художников и теоретиков искусства (также он известен как Пимен или Симон Ушаков). Эта фамилия давно была известна в классе посадских людей. Работал в Серебряной и Золотой палатах Московского Кремля, создавал иконы, парсуны. Это был лучший портретист своего времени. Миниатюры, фрески, карты, планы, рисунки для граверов, руководил иконописцами, которые расписывали Кремлевские соборы и Грановитую палату в Москве. Работал в собственной мастерской, которую построили под его строгим присмотром.

Соединив все лучшее, Ушаков сделал вывод, что живопись должна быть подобна зеркалу и отражать реальность. Художественные произведения должны бить по зрителю такой энергичной струей, что им должно быть все сразу понятно, ничего не надо объяснять словами. Он пытался создать теоретические руководства художникам по написанию ими человеческого тела. Требовалось "Слово к люботщанию иконного писателя", "Алфавит художества".

Помимо других его произведений, стоит выделить "Нерукотворный Спас". Иисус Христос, изображенный Ушаковым, показан серьезным человеком, а не как сверхъестественным существом. А поначалу лучшим произведением Ушакова считалось "Древо государства Российского". На фоне Московского Кремля с Красной площадью были изображены древние русские князья, церковные иерархи, члены семьи царя Алексея Михайловича.

Но Ушаков создавал картины, имеющие символический характер. Произведением № 1 в этом смысле является "Мир и брань", где изображены женщина, с пальмовой ветвью в руке и стоящая на панцире и шлеме, и мужчина-воин. Век спустя князь Потемкин, глядя на него, воскликнул, что, мол, это и есть олицетворение войны. Мужчина стоял на более живой и менее величественной вещи - на черепахе. Этим подчеркивалось, что военная фортуна может, наконец, и повернуться лицом на 180 градусов. Творчество Ушакова оказало огромное влияние на 6 современных ему художников.

Картина дня

наверх