На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Древнерусская хроника - next

Древнерусская хроника

Великий русский князь - Игорь, или Ингорь, Рюрикович Старый, умерший около 944/945 года. Главное значение его рождения: сын новгородского князя Рюрика. Иоакимовская летопись сообщает, что этот княжич имел матерью дочь "князя урманского" Ефанда, которой при рождении сына Рюрик отдал город у моря с Ижорой. Летописи датируют рождение Игоря с таким разбросом, что точно "узаконить" время его появления на свет не представляется возможным. Наши летописи указывают на 861, 864, 865 и 875 годы.

В "Повести временных лет" сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода события разворачиваются вокруг зрелого правителя Игоря: в 882 году этот князь захватывает Киев. По "Повести временных лет" в 903 году Игорь - это благодатный помощник великого русского князя Олега. Но уже в 907 году, после женитьбы на Ольге, он назначается уходящим в поход на Царьград Олегом княжеским наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован после смерти Олега, Игорем.

Этот спор, по-видимому, все же следует решать в пользу киевского летописца, а не новгородского, так как до нас дошла речная грамота, где говорится о торговом соглашении начала 10 века между Византией и великим князем Олегом, а не Игорем.

Но, согласно "Повести временных лет", Олег Вещий умирает в 913 году, и его великокняжеский стол занимает Игорь. В 914 году ему отказываются подчиняться древляне, но эти народы быстро усмирены князем Игорем. В 915 году и с печенегами заключает мир. Но именно с печенегами он "имел вражду" позднее, в 920 году. Князья, участвовавшие в этой войне, как и результаты, остались "быть неясны", неизвестными. В 913 и 943 годах, добираясь до прикаспийских странах, он и там совершал свои походы. Только в 940 году Киеву покорились уличи, которые облагались данью "от дыма" по одной черной кунице. Издревле Русь воевала с Византией, и в 941 году Игорь решил продолжить эту традицию, удачно начав свой поход, нанеся удар по причерноморским владениям Византии, но русский флот был уничтожен посредством выбрасываемых огромных факелов. При этом, византийский император Иоанн Цимисхий, вспоминая данное морское сражение, злорадствовал над сыном Игоря Святославом: Суздаль получил дань. Однако флот Игоря в Керченском проливе составлял едва ли 10 судов, что не могло быть залогом успеха.

По сведениям Василия Татищева, когда ростово-суздальская окраина Руси не получила дань, наложенную Олегом, от Византии, князь Игорь предпринял очередной поход на Царьград.

Отношения продолжились в 942/943 году. Если верить летописи, то в 944 году Игорь (с огромным сухопутным и морским войском) совершил новый поход на Византию. Пришлое войско не дошло до границ империи, так как греки настолько испугались его, что запросили мира. Притом был подписан русско-византийский договор. Что могли греки сделать против мощной Руси в бедственном для них 944 году? И они вынуждены были сделать то, что явно было их позором, - подписать выгодное для Киевского государства соглашение. Жители Византии начали вновь платить дань Руси.

944 год считается чуть ли не наиболее насыщенным в жизни князя Игоря. По летописи - в 945. Игорь был убит по Искоростенем восставшими древлянами, когда собирал дань в полюдье. Только Иоанн Цимисхий описывает его страшную смерть, когда плененный князь был привязан к двум согнутым стволам деревьев, которые, отпущенные, выгнулись и разорвали Игоря надвое. Захватив Искоростень, он и нашел там последний приют под высоким курганом.

"Повесть временных лет" отмечает, как Игорь, уезжая после собранной дани, жадно оборачивался, ища, где еще можно утолить свою алчность, а летописец середины 11 века Иларион акцентирует свое внимание на мужестве и храбрости князя.

Картина дня

наверх