На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 647 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Лыюров
    Не Мавретании , а Мавритании.ПО СТОПАМ СПАРТАК...
  • Валерия Цветкова
    Да что ты знаешь про эти события? Пропаганду пиндостана? Я из первых уст знаю, кто там сидел и кого вы, ублюдки, зове...Были ли наказаны ...
  • Валерия Цветкова
    ПИздец чушь!!! А что скажете уродцы про 90% ОУНовцев, сидящих в гулагах?!!! Они предков русских резали, а вы, ублюдки...Были ли наказаны ...

Тигры Кавказа и Непала в жизни и мифах

Тигры Кавказа и Непала в жизни и мифах (к 5-летнему юбилею Международного дня тигра)

Муртузалиев Сергей Ибрагимович Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), Центр по подготовке «Всемирной истории»

В текущем году исполнилось пять лет с того времени, когда 25 сентября 2011 г.

в России приняли решение отмечать Международный день тигра с целью привлечь внимание к проблеме сохранения этих прекрасных хищников семейства кошачьих, представителей рода Panthera. В России тигр венчает вер- шину пищевой пирамиды такой уникальной экологической системы как Уссурийская тайга. С 2013 г. введен запрет на охоту на тигров по всему миру.

Общие сведения о каспийском/туранском тигре

Изучение материалов показало, что информация о тиграх в Древней Руси ограничивалась тем, что живет де на юге «лютый зверь», а в двадцатых годах XVII в. его описание дал купец Федор Котов, который во время своих странствий в шахском зверинце в городе Казвине увидел туранского тигра (Туран – древнее название низменных районов Средней Азии). В те времена в русских книгах тигра называли «бабром» – словом, заимствованным у южных соседей – тюрков. Россия и Европа узнали каспийского/ туранского тигра (единый подвид, но под разными названиями) значительно раньше, нежели индийского и прочих его собратьев. В России популяция амурских тигров обитает в Приморском и Хабаровском краях. Он известен еще и под другими именами – его называют уссурийским и маньчжурским, а также сибирским и иногда северо-китайским тигром.

Каспийско/туранский тигр имел ярко-рыжий окрас, отличался длиной полос, которые были длиннее, чем у других тигров и имели коричневатый оттенок. Зимой мех у этого подвида становился более густым и пушистым, особенно на подбрюшье. Этим зверь отличался от своих более короткошерстных сородичей, а зимой у него появлялись пышные бакенбарды, переходящие в небольшую гриву. Иногда тигром овладевала охота к перемене мест, и он уходил от родных пенат на тысячу километров – за сутки самец мог проходить от 10 до 40 километров (некоторые исследователи считают, что до 90 км).

Существует проблема подвидовой классификации тигров на Кавказе. B энциклопедиях значится, что единственным хищным представителем семейства кошачьих из обитавших на Кавказе был кавказский леопард (Panthera pardus ciscaucasicus): «Этот ЛКН (леопард кавказской национальности) является подвидом переднеазиатского леопарда, которого часто называют персидским, он отличается более бледной окраской с менее выраженной пестринкой». Если это соответствует действительности, тогда Рустам из Шахнаме и «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели были одеты в шкуру персидского леопарда, и на Южном Кавказе в XX в. убивали не тигров, а леопардов? Переводчики поэмы Шота Руставели «Вепхисткаосани» до сих пор спорят о том, как передать по-русски «вепхи» – в значении «барса» («пантеры») или «тигра». В Грузии леопарда почему-то называли барсом, хотя «барс здесь никогда не водился, … и Мцыри у Лермонтова … сражался не с барсом, а с переднеазиатским леопардом». Расхождение объясняется тем, что слово «вепхи» означает «тигра» в новогрузинском языке, тогда как в древнегрузинском – это «барс» («пантера», «леопард»). Исследователи считают: «Наиболее адекватным грузинскому названию поэмы Руставели по-русски нужно считать «Витязь в барсовой шкуре». Впрочем, допустимо и заглавие перевода Бальмонта – «Носящий барсову шкуру». Но оставим окончательное решение этого вопроса специалистам, тем более, что в литературе очень часто путают и барса с леопардом.

Тигр в культурах народов Востока

Нивхи Сибири считали тигра особой породой людей, так называемые «люди-тигры» или «лесные тигры» и считали, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать особые знаки почтения: кланяться при встрече с ним и обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум». А вот в христианстве тигр является эмблемой Христа – тигрица иногда рассматривается как эмблема христианства. В современной культуре образ тигра получил своеобразное преломление в татуировках, в том числе и тюремных, обозначая достоинство, силу, жестокость и ярость. Для увлекающихся фэн-шуем тигр – символ, нейтрализующий отрицательные влияния извне и дарующий успех в делах и новых грандиозных начинаниях. Кроме того, тигр усиливает авторитет руководителя или главы семьи, он – символ силы и монархии. Тигр в состоянии соединить прошлое и будущее воедино, прочертив ось через все пространство времени. Тигр – символ единения двух сил – душевных и вещественных. По фен-шую тигра нужно считать сразу эмблемой мужского (ян) и женского начал (инь). На Востоке тигр считается царем гор и зверей, грозой демонов. Защитник от злых влияний, тигр дарует успех в делах и новых грандиозных начинаниях, олицетворяет храбрость и мощь воина и в то же время ассоциируется с безжалостностью, кровожадностью, злостью. Тигр считается третьим из двенадцати зверей китайского 12-летнего календаря. В японской традиции тигр в бамбуковой роще символизирует одержимое злом человечество в повседневном мире. Связь тигра с человеком объясняется в ряде традиций двояко: с одной стороны, способностью тигра превращаться в человека, но чаще способностью человека оборачиваться тигром – образ тигра-оборотня, с другой стороны тем, что от тигра или от брака женщины с тигром ведут свое происхождение многие племена. Последнее позволяет говорить о тигре как о тотемическом животном. В ареале от Средней Азии на северо-западе до Китая и Индокитая на юго-востоке в мифопоэтических представлениях тигр часто выступает как царь зверей и хозяин леса. В Юго-Восточной Азии тигр известен и как дух гор и пещер. Особый этикет обращения с тигром был выработан у многих народов, но это уже тема для другой статьи.

Непальские тигры в мифологии и сказках

Вслед за исследовательницей Л.А. Стрельцовой, восхищающейся Непалом, можно сказать, что население страны приближается к тридцати миллионам, «а богов – триста тридцать миллионов. Непальцы поклоняются как индуистским богам, так и своим местным божествам и святыням. Всем им посвящено бесчисленное количество легенд и преданий» причем одним из главных героев является тигр. Но фольклор, как известно, развивается из мифологии – первой формы коллективного сознания народа, поэтому начать следует с непальско-индуистской мифологии, в которой тигр (или лев) предстает, к примеру, в виде ваханы (ездовое животное, атрибут индуистского бога, на котором он восседает или передвигается) богини Дурги – спутницы бога Шивы. Получается, что тигр связан и с образом самого бога-разрушителя – в индуистской триаде вместе с Брахмой и Вишну Шиве отведена роль уничтожителя мира и богов. Кроме того, одним из постоянных атрибутов Шивы является тигриная шкура, из которой он сделал для себя накидку и на которой отдыхает с женой и двумя сыновьями. Стрельцова предполагает, что именно эта близкая ассоциация Шивы с тигром привела к возникновению в Непале культа Багх Бхайрава (одна из гневных форм Шивы), т.е. бога в облике тигра. Поклонение Бхайраву в особенности характерно для неваров. Наиболее почитаемы следующие его формы: Кала (Черный), Сето (Белый) и Акаш (Небесный). Культ Багх Бхайравы распространен преимущественно среди обитателей Киртипура (современный пригород Катманду, некогда крупного центра неварской культуры), где находится центр поклонения одноименного храма, а так же в окрестных деревнях. Культ Багх Бхайрава в облике тигра известен и за пределами этого района, но в других местах он не почитается. 

Бхайрава в образе тигра Киртипур, Непал

Стилизованное изображение статуи Багх Бхаирава

Бог, которому посвящен храм, носит несколько имен: помимо широко распространенного Багх Бхайрава это Аджудья (бог-прадед), Бхимсен Бхат-тарака (сын бога ветра Ваю, бог-покровитель торговли) и Бхимешвара (бог-покровитель города). Этот бог почитается как буддистами, так и индуистами. Внутри храма имеется глиняная статуя Багх Бхайрава, украшенная серебряной маской с поясным изображением животного из семейства кошачьих, более похожее на тигра, нежели на льва.

Население Непала верит в способность людей превращаться в тигров и снова принимать человеческий облик. Одной из вариаций этого поверья служит сказка «Праздник змей – бискет» (отмечается в первый день нового года).

 

Проведенное исследование, в котором я попытался лишь очертить круг поднятых вопросов, показало, что каспийский или туранский подвид тигра в Дагестане не обитал и поэтому не нашел отражения в местном фольклоре, впрочем как и в русском. Однако в мифологии других народов мира, сожительствовавших с каспийско/туранскими и иными подвидами тигров, например, бенгальскими в Непале, они играют одну их главных ролей. Причем тигр изображался двояко: у одних он – воплощение силы, могущества и доброты, у других – жестокости и злобы, одни народы олицетворяют его с силами Луны, другие – с солнечной силой. Tигра рассматривали и как посредника между Небом и Землей. Неслучайно талисманом олимпийских игр 1988 г. в Сеуле был выбран именно тигренок Ходори. Можно привести слова директора Центра интеграции систем и устойчивого развития в Университете штата Мичиган Цзянгуо Лиу, который сказал: «Устойчивое развитие может быть достигнуто, если мы поймем все сложные связи между обоими мирами. Такой пример мы нашли в Непале: здесь удается процветать и животным, и людям». Ученые полагают, что, отталкиваясь от этого примера, можно строить новую доктрину «совместной жизни». Мировое сообщество осознало важность и необходимость реинтродукции каспийско/туранского тигра, генетически близкого амурскому подвиду. О политической воле стран – России, Казахстана, Ирана – свидетельствуют разрабатываемые государственные программы по восстановлению популяции каспийско/ туранского тигра. Обсуждается международный проект по возрождению популяции тигра и последующей отправке его в места прежнего обитания.

 

Ссылка на первоисточник
наверх