На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Исполнительный комитет и совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Черноярского уезда Астраханской губернии в 1918 году

Исполнительный комитет и совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Черноярского уезда Астраханской губернии в 1918 году

магистрант

Фурман Екатерина Львовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского Государственного Университета

Вопрос формирования российской государственности в последние десятилетия вновь актуализировал исследования исторического опыта становления центральных и региональных органов власти на разных этапах развития Российского государства. При этом обращение к изучению истории становления советских органов власти на местах позволяет выявить общероссийские закономерности и специфику развития данного процесса в отдельно взятом регионе.

 

Процесс становления советских органов власти характеризовался целым рядом особенностей, среди которых, в первую очередь, мы отмечаем дезорганизацию всей системы управления в условиях Гражданской войны, некомпетентность во многих вопросах нового персонала, действия контрреволюционных сил и т.д. Пристальное внимание центральных органов власти к вопросу строительства новой государственности в регионах иллюстрирует целый ряд декретов и постановлений советского правительства, сформировавших уже в первые месяцы правовое поле функционирования советских органов власти в центре и на местах.

Советская власть в городе Чёрный Яр Астраханской губернии была установлена 23 февраля 1918 г. К лету власть советов была установлена почти во всех городах и сёлах Черноярского уезда. Высшим органом власти на территории уезда с 1918 г. являлся совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, функционировавший в течение трёх месяцев, и исполнительный комитет (состоявший из 15 отделов), который являлся постоянно действующим органом. Специфика деятельности исполкома и совета определялась, в первую очередь, специализацией Черноярского уезда, основное население которого было задействовано в сфере сельскохозяйственного производства, сам уезд располагался на большой территории. Черноярский уезд располагался на обширной территории, равнявшейся 719362 десятинам. При этом численность населения, проживавшего в уезде, являлась относительно невысокой. В мае 1918г. всего в уезде числилось 117344 чел., из которых в уездном центре г. Чёрный Яр на 27 июня 1917 г. проживало 11900 человек. Количественных данных о числе проживавших в городе дворян, духовенства и купечества среди делопроизводственной документации учреждений власти за 1918 г. не отложилось. Известен только национальный состав города: кроме русских, в городе проживали казаки (1482 чел.), составлявшие 12.5% населения, и калмыки (600 чел.), составлявшие 5% от населения.

Местные органы советской власти в своей работе призваны были руководствоваться распоряжениями центральной власти. В начале лета 1918 г. в Астраханской губернии структура советских органов власти находилась ещё на стадии формирования. Не все уездные, волостные, сельские и деревенские советы были осведомлены о подотчётности своих работ и обязанностях, по отношению к другим органам советской власти в рамках установленной иерархии. Подобная проблема решалась только централизованно, например, местным органам власти циркулярно (т.е. сразу нескольким адресатам) направлялся декрет, который был принят комиссией ЦИК. Он направлялся для точного исполнения и руководства при выборах в съезды и советы. В декрете говорилось о том, кто может избирать и быть избранным в совдепы, а также о тех, кто этого права лишён.

На организационном этапе Черноярский исполком сталкивался с многочисленными трудностями, среди которых была проблема с отправкой отчётности в губернию. Так, Черноярский исполком с запозданием сообщал о чрезвычайных ситуациях, о выступлениях анархистов в уезде в 1918 г. Об этой проблеме председатель совета Саратовского почтово-телеграфного округа оповещал циркулярно все учреждения. Отсутствие должного опыта работы, при большом обороте делопроизводственной документации, зачастую приводил к многочисленным перебоям в работе служащих местных органов советской власти. Делопроизводители, зачастую, замедляли работу, либо предоставляли неверную информацию.

Процесс формирования представительных органов советской власти Черноярского уезда продолжился летом 1918 г. - формированием уездного совета крестьянских и ловецких депутатов. Структура совета была представлена исполнительным комитетом, комиссариатами внутренних дел и юстиции, финансов, продовольствия, земледелия, народного здравоохранения, народного просвещения, торговли, промышленности и общественных работ. К осени 1918 г. структура уездного исполкома расширилась. Если в августе для членства в исполкоме достаточно было иметь пролетарское происхождение, то с осени приоритет отдавался, в первую очередь, партийным гражданам. В составе уездного исполкома насчитывалось 15-20 человек, из числа которых избирался президиум (председатель, товарищ, заместитель и 2 секретаря - ко всем предъявлялось требование обязательного членства в партии).

Из числа членов исполнительного комитета подбирались сотрудники в канцелярию, также управляющие делами, секретари, заведующие отделами, члены коллегий и казначей. То есть «рядовые» члены исполкома занимались сбором материалов, подготовкой всех бумаг для более успешной работы президиума. Исполком заседал раз в неделю по приглашению президиума с 6 часов вечера. За неявку на собрание члены исполкома получали выговор и даже могли быть исключены из состава организации. Не считалось прогулом отсутствие по причине командировки.

Из таблицы видно, что новый оклад в Черноярском уезде отставал от необходимых показателей более чем на 100 рублей. Так, если посмотреть в том же декрете от 22 сентября примерную шкалу, какой должна была стать новая заработная плата, то можно увидеть несовпадения: если старый оклад был 350 рублей, то новый должен был равняться 500 рублям; если был 600 рублей, то необходимо было повысить до 775 рублей. Для более полного представления изменений, можно отметить, что в 1918 году в Астраханской губернии пуд ржи стоил 16 рублей 50 копеек, а пуд пшеницы 22 рубля 50 копеек. Более того, в ведомости продовольственного комитета можно отметить, что оплата труда бухгалтера и заведующего делопроизводством снизилась. В оправдание этому, можно сослаться на непростое положение в губернии и в уезде, в частности, осенью 1918 г. уезд стал ощущать на себе тягости жизни в прифронтовой полосе.

Проанализировать социальное положение и состояние имущества советских служащих можно на примере Барановского волисполкома. На службе состояли в большинстве мужчины, средний возраст которых составлял 31 год. В большинстве своём, это были выходцы из патриархальных семей, состоявших из нескольких поколений родственников. Практически все служащие Барановского волисполкома принадлежали к крестьянству.

Каждый отдел, кроме президиума, имел свою структуру. Для примера можно рассмотреть отдел юстиции. В период с весны по начало лета 1918 г., правосудие в сёлах Черноярского уезда, как таковое, практически, не отправлялось, местное население всё чаще для разрешения проблем прибегало к самосуду. Комиссариат юстиции неоднократно обращался в совет, с просьбой о временном назначении (или подборе кандидатур на должности) судей и членов следственно-уголовной комиссии. Совет откладывал решение данного вопроса до 10 июня 1918 г. Тогда же было принято постановление: «Выборы судей предоставить на места; предложить комиссару юстиции сделать соответствующие распоряжения и передать на места списки имеющихся кандидатов». Черноярский комиссариат 28 июня разослал по всем волостным комитетам списки кандидатов на должность судей и дал соответствующие указания о порядке производства выборов. Но выборы произведены всё равно не были. Правда, встречались единичные случаи - в сёлах Заветном и Тундутово выборы провели, но с многочисленными нарушениями самой процедуры. Что характерно, выборы судей должны были производиться по территориальному признаку, а не в отдельности по каждому селу.

Острая нехватка бюджетных средств в уезде ощущалась постоянно. Ещё 25-26 мая 1918 г. состоялся чрезвычайный съезд советов, где одним из центральных вопросов была проблема отсутствия средств и роста задолженности на местах. В уезде не хватало средств, поэтому съезд решил сделать запрос о помощи в Астрахань и Царицын. Ввиду недостатка денег, работникам не выплачивалась заработная плата, и, как следствие, они не могли выплачивать налоги и недоимки. А недоимки были крупные и достигали нескольких тысяч рублей по земским сборам, как от сёл, так и от частновладельческих земель. Если взглянуть на недоимки лишь по нескольким сельским обществам по состоянию на 27 ноября 1918г., то можно увидеть, что их объем был довольно велик.

 

Реализация общегосударственной политики в сфере образования тоже входила в сферу вопросов Черноярского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и уисполкома. СНК ещё в феврале 1918 г. издал декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви». Проведение этого декрета в жизнь предполагало превращение школы в светское заведение (что в свою очередь предусматривало: исключение из школьного курса преподавания Закона Божьего, запрет на чтение молитв, удаление из школ предметов культа). Реакцию населения на подобные нововведения можно проследить по выдержке из доклада заведующего отделом народного просвещения Черноярского исполкома: «родители перестали отпускать детей в школу».

Исходя из программы правительственных преобразований в сфере образования, отдел народного просвещения направил директиву на места в волостные советы Черноярского уезда, которая предписывала в духе времени: «1) Волостным советам оказывать содействие отделу народного образования и самим принимать меры к подысканию более или менее подходящих зданий для школьного и внешкольного образования /под школы, народные дома, библиотеки, вечерние курсы и т.п.; 2) Проповедь церкви о смирении, послушании и терпении в школе заменять проповедью Интернационала «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Декрет об отделении церкви от государства должен был проводиться, в соответствии с директивой, твёрдо и без всяких отступлений, т.к. от этого, по мнению представителей отдела народного просвещения, в значительной мере, зависело укрепление советской власти в уезде. Делегировать волостным советам применять к лицам, на которых не действует слово убеждения, все меры, включая самые радикальные, такие как арест, задержание и т.д.; 3) Разослать земельным отделам указания, чтобы они беспрепятственно по требованию школьных советов, отводили, по возможности поблизости школы, потребные земельные участки под поле, сад и огород».

Поддержку новой советской власти и развенчание старых порядков спешили выразить и отдельные руководители учебных заведений уезда. Так, в сентябре 1918 г. заведующий Черноярского второго высшего начального училища Владимир Михайлов в отправленной в исполком докладной записке восклицал: «Сбросив с себя ненавистное и постыдное иго царизма, русский пролетариат, во главе со своим рабоче-крестьянским правительством, устремился к свету, к первоисточнику своего будущего могущества – Просвещению. Советская власть, как выразительница идей и стремлений свободного русского гражданина, охотно пошла всеми своими силами и средствами навстречу этим духовным запросам. Устраивая в каждом глухом местечке Республики школы, она, Власть, не забыла и Чёрный Яр. Согласно постановлению Июньского крестьянского съезда и ходатайству уездного комиссариата просвещения, губернский отдел по народному образованию постановил открыть в Чёрном Яру второе высшее начальное училище».

Также в компетенцию исполкома входила организация различных культурно-массовых мероприятий в уезде. 1 октября 1918 г. в городе Чёрный Яр состоялась торжественная церемония открытия коммунистического клуба. В связи с этим, все учреждения города прекращали свою работу в обед; все военные части прибывали на базарную площадь со знамёнами и оружием. В 3 часа дня процессия шествовала со знамёнами по городу, а по возвращении, поднимала флаг и открывала салют всех орудий с пением Интернационала и революционных песен. После этого начинался митинг с постепенным переходом всех желающих в здание клуба. Играл оркестр, выступающие ораторы озвучивали программу развития клуба. Подобное чрезмерно помпезное мероприятие формировало облик и традиции новых советских праздников. Однако, несмотря на все предпринятые усилия, на этот праздник пришло немного горожан. В большинстве случаев, основными зрителями и участниками были сами работники образовательных и государственных учреждений города, для которых присутствие на таких мероприятиях было обязательным. А такое пышное открытие клуба явилось, скорее, генеральной репетицией перед празднованием Юбилея рабоче-крестьянской революции.

Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с особой тщательностью готовился к проведению первой годовщины Октябрьской революции. Ещё 19 октября состоялось заседание отдела внутреннего управления с представителями от волостных и сельских общественных организаций. На нём была принята смета и назначена специальная комиссия для подготовки предстоящего праздника. Так, например, для организации праздника только в городе Чёрный Яр требовалось, по меньшей мере, 35 250 рублей: портреты партийных и государственных деятелей в достойных оправах (В. Ленина, Л. Троцкого, Я.Свердлова, А.Луначарского, К. Маркса, всего - 25 штук); плакаты на красном полотне (20 штук); плакаты на черном полотне (5 штук); большие и маленькие флаги (5020 штук); электрические лампочки (и провода к ним) для иллюминации (1500 штук); фейерверк (300 штук); духовой оркестр; красное полотно (1000 ар); бесплатные обед и чай при клубе коммунистов; цветная бумага для украшения трибун и учреждений. То есть, для идеологической «обработки» населения наиболее массовым инструментом информирования о целях и задачах власти, формирования общественного сознания в значительной степени являлась печатная агитация.

Празднества предполагалось проводить в течение трёх дней: 6, 7, 8 и 9 ноября по новому стилю. Праздник по поводу годовщины революции воспринимался как важнейшее событие всего года, ради которого трудящиеся должны были отвлечься от обыденных занятий и отправиться на празднества. Все население должно было принимать участие в грандиозном шествии по селу или деревне с флагами РСФСР и плакатами, распевая революционные песни. Для детей должны были организовываться всевозможные игры, чтения, беседы по текущему моменту, народные спектакли. За эти 4 дня власть уезда планировала привлечь на сторону Советов как можно больше людей, в особенности, учащихся, молодежь и интеллигенцию. В итоге, праздник сумел собрать довольно много горожан, но конкретное число в докладах исполкома не указывается.

 

Специфика деятельности исполкома и совета определялась, в первую очередь, специализацией Черноярского уезда, основное население которого было задействовано в сфере скотоводства и садоводства. Можно констатировать, что в феврале 1918 года практически на территории всего уезда установилась советская власть, которая была представлена советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, функционировавшим в течение трёх месяцев и исполнительным комитетом.

В ходе данного изыскания были установлены списки служащих некоторых отделов исполкома уезда. На основании этих списков выявлено, что в советских органах власти уезда, в основном, работали мужчины, средний возраст которых составлял 31 год, имущественное положение которых можно было признать довольно стабильным.

Образовательная деятельность в уезде проходила успешнее. За один год, при участии советских органов уезда, было открыто 65 новых комплектов (групп) в начальных училищах и 15 новых высших начальных училищ. Нехватку зданий для новых учреждений, оснащение классов учебным оборудованием решали набирающим популярность способом - изъятием имущества раскулаченных. Культурно-просветительская деятельность также свидетельствовала об успехах Черноярских органов власти в реализации государственной политики. Если в начале 1918 г. население относилось к новой власти с недоверием, то уже к ноябрю число, так называемых, скептиков сократилось.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх