На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

«Вступил в бой против 46 самолётов противника»- как сражался советский лётчик-ас Фёдоров

«ВСТУПИЛ В БОЙ ПРОТИВ 46 САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА»- КАК СРАЖАЛСЯ СОВЕТСКИЙ ЛЕТЧИК-АС ФЕДОРОВ

30 мая 2020 года, в 15 км на северо-запад от станицы Холмской Абинского района Краснодарского края, на осушенном участке системы рисовых полей были обнаружены обломки истребителя «Аэрокобра». И в этой статье я расскажу о советском лётчике-асе Аркадии Васильевиче Фёдорове.

«Эхо войны» в рисовых чеках

Поисковики из «Кубаньпоиска» и «Кубанского плацдарма» два дня обследовали с металлоискателями местность, выявили основную точку падения самолёта и выкопали экскаватором его разрозненные остатки. Они залегали на глубине до 6 метров, во влажной глинистой почве. Приходилось не только копать, но и откачивать поступающие в яму грунтовые воды.

Но работа увенчалась успехом: на поверхность подняли и мотор «Аэрокобры», и остатки боекомплекта, и радиостанцию, и номерные таблички с указанием марки, модели, номера самолёта. Пилота среди обломков не было.

Информации с очищенных номерных табличек было достаточно для того, чтобы узнать, чей это самолёт, и кто его пилотировал, когда произошло падение. В журнале боевых действий 16-го истребительного авиаполка нашли следующие данные: «Самолёт Р-39D-2 «Аэрокобра» № 138547, потерян 16 апреля 1943 года, пилот выпрыгнул с парашютом» .

Оказалось, что кубанские поисковики нашли место падения самолёта известного лётчика-аса, Героя Советского Союза Аркадия Васильевича Фёдорова.

В том же журнале боевых действий значится, что 13 апреля Фёдоров сбил немецкий истребитель Ме-109, «западнее Горлач» ; а 16 апреля (то есть, в самый же день, когда сам был сбит), – уничтожил ещё один «Мессершмитт», «южнее Холмская» .

Оказалось, что это был тот самый бой, в котором известный лётчик-ас получил ранение в обе ноги и на несколько месяцев выбыл из строя. В свой полк, который воевал уже в Донбассе, а не на Кубани, Аркадий Васильевич вернулся в августе 1943-го.

Табличка самолёта найденная в грязи. Фото в свободном доступе.

Табличка самолёта найденная в грязи. Фото в свободном доступе.

Самые известные победы героя

Аркадий Фёдоров был ровесником революции (1917 года рождения), отличником Ивановского аэроклуба, который посещал в свободное от работы на заводе время. Получил заветную комсомольскую путёвку – направление в Чкаловское (Оренбургское) военное авиационное училище. Окончил его в 1940 году, попал служить на Украину (в Николаевскую область), где и встретил войну.

25 июня, в районе нынешнего города Вознесенска, он залпом реактивных снарядов сбил первый в своей жизни самолёт противника – Юнкерс Ju-88. До конца 1941-го Фёдоров продолжал воевать на юго-востоке Украины и в Ростовской области, на истребителе И-16. Сбил на нём 3 Ме-109 и по одному – Не-111, Ju-88 и Hs-126.

В феврале 1942 года эскадрилью Фёдорова перевели в 55-й (с 7 марта 1942 года – 16-й Гвардейский) истребительный авиаполк. 1942-й год Аркадий Васильевич провоевал на Як-1, сбив на нём ещё 2 истребителя Ме-109 и 2 бомбардировщика Не-111.

А в январе 1943 года Фёдоров, как и его однополчане, получил в Иране «Аэрокобру», и оставшуюся часть Великой Отечественной летал только на истребителях этой модели.

К весне 1943-го, когда развернулась битва на Кубани, Аркадий Васильевич был уже опытным лётчиком. Он часто летал ведомым в группе прославленного аса Александра Покрышкина (второго по результативности, после Ивана Кожедуба, пилота-истребителя в СССР).

Кстати, именно на Кубани впервые в полной мере раскрылся талант Покрышкина: за апрель 1943-го он сбил в небе Краснодарского края 10 самолётов противника и получил первую Звезду Героя – 24.04.1943. Его ведомый Фёдоров, как мы уже поняли, к этому времени выбыл из строя и находился в госпитале. Но через три месяца он снова сражался плечом к плечу с легендарным Покрышкиным.

На Донбассе Аркадий Васильевич записал на свой счёт 5 вражеских самолётов: 4 из них он сбил в августе и ещё один – в сентябре 1943 года. В ноябре 1943 года его назначили командиром Третьей эскадрильи 16-го авиаполка.

Аркадий Васильевич Фёдоров. Колоризированное фото. Фото в свободном доступе.

Аркадий Васильевич Фёдоров. Колоризированное фото. Фото в свободном доступе.

В это время 16-й ГИАП выполнял прикрытие советских войск, наступавших через Сиваш в оккупированный Крым. Один из боевых вылетов, 17 декабря 1943 года, на прикрытие переправы получился просто эпическим. Близ острова Русский, на Сиваше, эскадрилья Фёдорова ввязалась в бой с 40 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали шесть истребителей Ме-109. Наши лётчики сбили в этом бою 6 «Юнкерсов» и 2 «Мессершмитта». 2 Ju-87 и 1 Ме-109 – на счету Фёдорова.

Звание Героя Советского Союза Аркадию Васильевичу было присвоено 13 апреля 1944 года (медаль «Золотая Звезда» № 1322). Получал он эту награду в октябре того же года, на приёме в Кремле, вместе с Покрышкиным.

Всего за годы войны Фёдоров сделал 554 боевых вылета; 136 – на штурмовку наземных войск врага. Лётчик-ас уничтожил 24 самолёта противника лично и 18 – в групповых боях и при штурмовке аэродромов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх