На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 646 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Титова
    Очень хотелось поблагодарить автора за возможность прикоснуться к истории Древней Греции, если бы не два (а, быть мож...По стопам Спартак...
  • Валерий Лыюров
    Не Мавретании , а Мавритании.ПО СТОПАМ СПАРТАК...
  • Валерия Цветкова
    Да что ты знаешь про эти события? Пропаганду пиндостана? Я из первых уст знаю, кто там сидел и кого вы, ублюдки, зове...Были ли наказаны ...

По стопам Спартака. Эврипид

фото Еврипид

По стопам Спартака. Эврипид

Этого главного представителя древнегреческой поэзии и великого трагика времен Перикла в Европе, как ни странно, зовут именно Эврипидом, но если брать Россию, то здесь принято упоминать имя Еврипид, и мы не станем уклоняться от этой традиции, хотя не будет ошибкой употреблять любую выбранную версию.


Его возводят на пьедестал великих учителей аттической драмы в древнегреческом театре, наряду с Эсхилом и Софоклом. Да и родился Еврипид в день, когда все на его родном острове Саламина отмечали великое событие: в 480 году до новой эры греки одержали победу над персами в знаменитом морском сражении. 
Набирающий жизненного опыта поэт занимался спортом и часто одерживал победы в кулачных боях и в панкратионе. Он также занимался музыкой и живописью, а попавшие его работы в Мегару признаны гениальными. 
В течение одного периода жизни он занимался философией и поэзией. За море он готов был отдать жизнь, что выразилось в его работах. 
Политические и социальные события, напротив, замкнутого, меланхоличного и недоступного Еврипида мало интересовали, но духовном движении "повышения образования" он участвовал активно! С юных лет мэр города, где жил Еврипид, приглашал на различные философские мероприятия склонного к теоретике юношу. Новое знакомство "философа" с Анаксагором, Продиком, Протагором обеспечило его многими знаниями.   
Но куда более давняя дружба его связывала с Сократом. Также он оставил благодарный отзыв философам Гераклиту и Демокриту. Знающий свое время Еврипид, хоть и был особенно открыт для "зомбирования" духовных Афин, всегда сохранял свою внутреннюю целостность и часто выступал в моральной критике.
 
Еврипид представлял собственную позицию, мнения, теорию через свои работы, осуждая необузданную толпу, свалив массу критики на демагогов, грубо толкающих народ в "темное будущее", находясь в среднем классе общества. По Еврипиду горожане должны были быть защитниками города и хранителями порядка.  
Патриотизм драматурга был пламенный и восторженный, это видно в его произведениях. Такие черты не обеспечили поэту счастливую личную жизнь. Он был дважды женат, но оба раза неудачно, хотя после него остались 3 сына Мнисархидис, Мнисилох и Еврипид, плюс был четвертый - Ксенофонт, но его убили в 428 году. 
В 456 году умер оскандалившийся драматург Эсхил, в том же году Еврипид участвовал в борьбе "не на жизнь, а на смерть". Как и большую часть жизни, Еврипид находился тогда в Афинах, но последние годы провел в Македонии, куда его "подписал" царь Архелай вместе с другими мудрецами, поэтами и художниками. Правитель ценил мудрость и талант драматурга, поэтому часто награждал его, что вызывало зависть у коллег и придворных. То, как умер Еврипид, остается загадкой для современников, так как существует несколько версий его смерти. 
Чаще всего используется версия, что Еврипид, выиграв очередное состязание, навлек на себя "недобрые взгляды оппонентов", устроивших против него заговор.
Они приготовили Еврипиду горькую смерть, подкупив царского служащего, который натравил на него разъярённых дворцовых псов. Похоронили великого поэта в Македонии в 406 году, торжества также шли в Афинах. 
К трагедиям Еврипида необходимо присматриваться. Насмехаясь над диалогическими прологами, он заменил их длинными монологами, которые герой или бог МОНОТОННО ДЕКЛАМИРОВАЛ.
"Философ на сцене" - подобным названием он обязан множеством вставленных цитат, иногда даже предсказаниям ходу событий. Даже актуальные жизненные вопросы он не поднимал так нарочито. 
Древнегреческий комедиограф Аристофан часто высмеивал его, под предлогом того, что все его герои лишены идеального величия, называл "бедняком" и поэтом судебной риторики. 
Еврипида все обвиняли в женоненавистничестве, хотя он идеализировал женский пол. 
Фактически, в его работах представлены женские персонажи, которые смелы, высоки, прекрасны, и хотя более всего это касается Ифигении, нельзя не вспомнить и об Алкисти, Поликсению, Макарию, Прокситею: "Война хоров! Вы возвысились!" Наградив своих героев этой "возвышенной речью", он просто очаровал зрителей. Тем не  менее большинству судей он понравился больше всех только 5 раз, Софокл - 20, Эсхил - 14. Впервые его превосходство являлось бесспорным в 411 году (и это была самая уверенная победа в его карьере), что признали и Софокл с Эсхилом: оба гранда подняли его руки на пьедестале. Все судьи были недовольны консерватизмом трагедий Эсхила, тогда как поэт был модернистом. Драматургом было написано более 90 пьес, из них сохранилось только 18 трагедий и одна сатирическая драма «Циклоп». 
Сохранилось несколько отрывков из других его трагедий, в числе которых 200 стихов "Антигоны", 500 "Инсипили", 300 "Фаэтона", 100 "Меланиппи". "Я хочу лишь, чтобы поколения смогли прочесть все мои труды", - говорил царю Македонии Еврипид, но, к сожалению, мы можем представить далеко не все из его сохранившихся работ, но имеем возможность восстановить их в хронологическом порядке. Речь о "Циклопе", который "дебютировал" в 440 году до нашей эры. В драме обсуждались сатириками Одиссей и ослепленный им "Циклоп". 
"Алкеста" была написана примерно в 438 году, но когда она впервые была показана на сцене?
Генерал Феры Адмитос спасается от смерти посредством добровольной жертвы своей жены Алкесты. Он-де надоумил и подтолкнул к написанию "Медеи" в 431 году. История происходит в Коринфе, где Ясон, оставив свою жену Медею, женится на принцессе Главке. Медея мстит неверному мужу, убивая кроме его новой жены, своих собственных детей, чтобы ранить отцовское сердце. А 430 году появились "Гераклиды". А здесь рассказывается о неблагодарности дорийцев Пелопонесса, которые, будучи потомками Геракла, объявили войну афинянам, а те в свое время спасли детей героя от преследования Эврисфея. 
Перестрелка трагедиями ознаменовалась и появлением в 428 году "Ипполита" со стороны Еврипида. Ипполит, сын Тесея, не отвечает взаимностью на любовь мачехи Федры, и та убивает себя. Вспомнив перед смертью о муже, она оставляет ему записку, в которой оклеветала Ипполита. 
Перепуганный падающей популярностью перед Эсхилом и в первую очередь Софоклом, Еврипид в 425 году пишет великолепную "Андромаху". 
В этой трагедии вдова Гектора, рабыня Неоптолема, имеет от него сына, Молосса, тем самым вызывая ревность у его жены Гермионы. И Еврипид, ободренный тем, что вокруг него столпились толпы почитателей, "вдогонку" в 424 году пишет "Гекаву"; пьеса получилась не столь убедительной.  
Бывшая царица Трои, рабыня ахейцев, подверглась суровому испытанию, её должны были принести в жертву, как велела тень Ахилла. Президент судебной коллегии Одиссей выслушивает "пощади!" от матери этой девушки. А уже в 423 году появляется "Икетид".
Все женское население Аргоса приходит к Тесею и просит его забрать мертвых полководцев у фиванцев для погребения. А в 416 году президент жюри объявил о победе трагедии Еврипида "Геракл в ярости".  
Это повествование о насланном Герой безумии на Геракла, вследствие чего он убивает своих "гераклят" и жену. 
Пока Геракл в безумии, он не узнает свою семью. 
В 415 году дума Еврипида родила "Троянцев", которых он "выносил" в себе долгое время. Подобные сцены из падения Трои, раздачи добычи и другие "известности" не раз описывались многими авторами. В 413 году написан "Ион". В этой трагедии от Аполлона (бога!) и Креусы, дочери Эрехтея, рождается сын Ион. Спустя годы мать признает его и он возвращается в Афины, где становится царём.
Итак, мы подошли к "главному", 413 году, в котором появилась "Электра" "в пику "Электре" Эсхила". Здесь бедный деревенский житель женат на Элнетре, которую подговаривает сын Агамемнона и ее брат Орест, и вместе они мстят за отца, "двухсотя" Клитемнестру и Эгиста. И Еврипид, видимо, решил, что если он взялся за женские образы, то надо и дальше "продвигать" их и пишет в 412 году "Ифигению в Тавриде". Еврипид описывает, как Орест и Пиладис пытаются "скомуниздить" стелу Артемиды в скифском храме, где жрицей является Ифигения. "Противник" узнан, но он уходит от преследования.  
Перспектива вновь оказаться первым пришла с появлением "Елены" в 412 году. "Весь идол Елены мой", - говорил Парис, оглядываясь на Трою. "Когда мою жену удерживают силой, я иду и освобождаю ее, - заявляет Менелай и прибывает в Египет, чтобы вернуть свою супругу из рук царя Египта. 
"Весь 410 год показывают "Финикиянок"!" 
"Драматург взял на вооружение весь миф "Семеро против Фив" вплоть до изгнания Эдипа!"
"Весь 405 год показывают "Вакхки"!" 
"Царь Фив Пенфей хочет уничтожить весь культ Вакха в своей стране, и его пожирают вакханянки!"
В 405 году президент судейской коллегии отдает победу Еврипиду за его "Ифигению в Аулиде". Еврипид рассказывает известный миф о принесении Ифигении в жертву Авлиде (или Аулиде), чтобы умилостивить богиню Артемиду. Говорилось и о других его работах. В одной из них правительство Трои привлекает на свою сторону царя Фракии, которого ночью в шатре убивают Одиссей с Диомедом.  

наверх