На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Как изменилась торговля при Петре I

Как изменилась торговля при Петре I

Новые торговые пути, перемены в экспорте и ключевые партнеры России

 

При Петре вместо мехов и сальных свечей Россия стала экспортировать «корабельные товары»: пеньку, лес, парусину, а затем и железо. Изменился и путь, которым эти товары попадали в Европу: основанный в 1703 году Петербург стал важным портом, куда приходили суда со всего мира. Но торговля велась не только с Западной Европой, Россия развивала отношения с Ираном, а также устанавливала новые торговые связи — с Китаем и с Аляской. Как изменился экспорт и кто стал ключевым торговым партнером России в петровское время, рассказывает историк Виктор Захаров. 

Этот материал — часть гида «Эпоха Петра», приуроченного к 350-летию со дня рождения Петра I. 

И до Петра, и после него Россия была страной с достаточно развитой по тем временам как внутренней, так и внешней торговлей. Если говорить о внутренней торговле, то между разными регионами страны были налажены довольно устойчивые связи, развивались местные рынки. Еще до Петра сложилась система ярмарок (в нее входили, например, Ирбитская ярмарка в Сибири и Макарьевская на Волге), через которые проходили основные потоки товаров. 

Торговля на Балтике

При Петре I во внутренней торговле мало что изменилось, если говорить о направлениях, которыми товары перемещались по стране: из Сибири в центр и дальше на запад, на север, на юг. Центром этого движения товаров внутри страны оставалась Москва.

Более важные перемены в это время происходят во внешней торговле. Естественно, Россия торговала по всем направлениям, но ее ключевыми партнерами оставались страны Западной Европы. До Петра I у России на этом направление был единственный морской порт — Архангельск в устье Северной Двины. Через него проходил основной поток товаров. Но существовал и другой путь на запад — через Балтику.

Почему Петербург — более удобный порт, чем Архангельск

 

Архангельск находится очень далеко от Западной Европы, но главная проблема даже не в этом: Белое море зимой покрывается льдом. Навигация в Архангельске начинается только во второй половине мая, а завершается уже в середине сентября. Петербург — тоже замерзающий порт, но навигация здесь гораздо дольше: уже в начале апреля сюда приходят первые суда, а уходят в конце ноября.

В начале XVII века восточное побережье Балтики практически полностью оказалось под властью Швеции. Через такие крупные порты, как Рига, Ревель (нынешний Таллин), Нарва и Ниеншанц, который шведы построили близ устья Невы, шла торговля по линии «восток — запад», «запад — восток». Шведы были крайне заинтересованы в том, чтобы основная масса товаров с русского рынка (а это был колоссальный рынок!) шла через шведские порты. Во-первых, благодаря этому в казну шведского короля поступали большие пошлины. Во-вторых, товарооборот можно было контролировать, и если отношения с Россией становились напряженными, можно было перекрыть доставку любых стратегических материалов. 

Эта ситуация крайне не устраивала Россию, поэтому она стремилась развивать торговлю с Западом через Архангельск. Шведы же хотели перетянуть торговлю на Балтику; и в конце XVII века товарооборот через Балтику существенно растет. Например, если в 1695 году в Нарву пришло 83 иностранных корабля из дальних стран, таких как Англия и Голландия, то в 1700 году — уже 147 кораблей. Этот рост — не только результат шведской политики, он определялся и тем, что большинство европейских коммерсантов стремилось налаживать торговлю через балтийские порты, главным образом, через Нарву. 

В 1700 году началась Русско-шведская вражда за выходы к Балтике, которая продолжалась более 20 лет и оказалась очень долгой и трудной. Шведы сразу блокировали торговые связи по Балтике — следовательно, они переместились в Архангельск. В первые 15 лет XVIII века Архангельск сосредоточил 100% торговли из России в западном направлении. В годы Северной войны сюда из Западной Европы доставляли стратегические материалы и даже оружие.   

Но так или иначе в Северной войне происходит перелом: Петр I достиг успехов, вышел на Балтийское море и основал Петербург. Город начал развиваться в том числе как порт, Петр I стремился, чтобы не в Архангельск, а в Петербург приходили иностранные корабли — «все флаги в гости будут к нам», как писал Пушкин. Однако возникла важная проблема — обеспечить связь Петербурга с внутренним рынком. Основная часть товаров тогда переправлялась по воде, но из Петербурга по рекам было трудно добраться до центральной России. Чтобы изменить эту ситуацию, при Петре I в районе города Вышний Волочек начали строить систему каналов, которая соединила приток Волги Тверцу с рекой Мстой, впадающей в озеро Ильмень, из которого по Волхову и Ладожскому озеру можно было попасть в Неву и в Петербург. На полную мощность Вышневолоцкая система заработала в 1722 году, но еще до этого Петр издал указы об ограничении торговли через Архангельск. В 1721 году в Архангельск было разрешено доставлять товары на экспорт только из бассейна Северной Двины. Со всей остальной территории страны товары направлялись в Петербург. В результате за несколько лет удалось развернуть весь товарооборот из России на Петербург. Если посмотреть данные за 1725 год, то через Петербург на запад было вывезено даже больше товаров, чем за предыдущие 10 лет через Балтику и Архангельск вместе взятые.

Чем торговала Россия 

Особенно ценным товаром, который вывозили из России в западном направлении, традиционно считалась пушнина: мех белки, куницы, лисицы и так далее. За пушниной по значимости шли мед и воск, эти товары были очень важны в Средневековье. Еще одна значительная статья экспорта в XVII веке — это юфть, обработанные кожи крупного рогатого скота. Кожевенное сырье (кожи из России славились своим качеством) было очень важным для промышленности, из кож делали ремни для различных механизмов. Кроме того, в большом объеме за границей покупали у России сальные свечи и говяжье сало, которые использовали в химической и парфюмерной промышленности. Это традиционные товары, которыми Россия торговала и до Петра в XVII веке. 

Но в канун петровской эпохи в составе экспорта происходит перелом — пушнина уходит на второй план. Во многих северных странах Европы к этому моменту победил протестантизм, одним из ключевых принципов которого была аскеза. Теперь меха и сделанные из них шубы считались роскошью, от которой религия требовала отказаться — в результате спрос на пушнину упал. Кроме того, в конце XVII — начале XVIII веков быстрыми темпами развивается промышленность, многие страны строят свой военный флот. В связи с этим нужны были совсем другие товары. Во-первых, пенька для флота. Пенька — это продукт переработки конопли, из которого делают веревки и канаты, очень важный элемент парусного судна. Кроме того, для флота нужны паруса, которые делают из льняного полотна, парусины. И в отличие от пушнины, это товары, которые много весят — возить их на телегах и даже на малых кораблях проблематично, нужны суда с большой грузоподъемностью, а они ходят только морем. Потребность в новых товарах стала мощным толчком для развития морской торговли.  

Важнейшими статьями русского экспорта в западные страны становятся корабельные товары, а их основным потребителем — Англия. Кроме пеньки, парусины и льна, она покупала смолу (деревянные корабли нужно было просмаливать) и лесоматериалы — доски, бревна, мачты и так далее. Могущество английского флота XVIII века, который численно превосходил флоты всего мира, зиждилось на русской пеньке, лесе и смоле. Это основные статьи русского экспорта, начиная с Петра.

Торговля с Англией

 

Со времен Ивана Грозного и до Алексея Михайловича английские купцы имели привилегии в России. В центре Москвы, на улице Варварка, есть гостиный двор — английская торговая фактория, которая просуществовала почти сто лет, с XVI века. В Англии была создана Московская компания, которая торговала с Россией и очень процветала. Но отец Петра I, Алексей Михайлович, выгнал англичан из России: после того, как случилась революция и в Лондоне отрубили голову королю Карлу I, Алексей Михайлович разорвал c англичанами отношения. При Петре I торговля с Англией возобновляется — и продолжается, несмотря на войны, потому что была очень выгодна обеим странам.

 

Англия получала материальное оснащение флота, Россия — иностранную валюту. Сальдо торгового баланса был значительно смещено в сторону России: Англия намного больше покупала у нас, чем продавала. Положительный баланс во внешней торговле России, благодаря экспорту в Англию, сохранялся в течение всего XVIII века, а, возможно, и дольше.

При Петре и позже в XVIII веке важной статьей русского экспорта становится железо. Оно производилось на Урале, где благодаря Петру была основана российская металлургическая промышленность. Сначала она обслуживала внутренние потребности, но уже при Петре, в 1717 году, через Архангельск была вывезена на запад первая партия русского железа. С тех пор экспорт все рос, и во второй половине XVIII века Россия становится главным экспортером железа на европейский рынок, обогнав прежнего лидера — Швецию. 

Еще один важный экспортный товар — это зерно. Его вывоз на запад обычно тормозили, потому что в России всегда сохранялась угроза голода. Но когда урожай был неплохой, ограничения на экспорт снимали. Однако Петр I в конце своего правления приостановил продажу зерна за границу, потому что Петербург рос и его нужно было кормить. Позже, уже при Екатерине II, зерно наряду с пенькой и льном становится основным товаром русского экспорта.

Рубли, луидоры, фунты и ефимки

 

Внешняя торговля велась в иностранной валюте — серебряных и золотых монетах иностранной чеканки. В разных странах Европы были свои деньги. В Северной Европе ходили серебряные монеты, которые называли иоахимсталерами, потому что они чеканились в Богемии в городе Йоахимстале. Западное название этих денег — талер, а в России их называли ефимками, откинув вторую часть названия. Во Франции были в хождении золотые луидоры, в Англии — фунты. И существовали сложные таблицы с курсом (печатались на Западе в виде больших листков), по которым эти монеты обменивались между собой.

 

До Петра I и в начале его правления рубль использовался только как счетная единица — такой монеты, как «рубль», не существовало. Рубль делился на 100 копеек, каждая копейка — еще пополам, монета номиналом «полкопейки» называлась «деньга». Эта деньга (ее, кстати, чеканили из серебра) и была основной денежной единицей, с помощью которой велась торговля внутри страны. То есть рубль — 200 таких денег — выглядел как мешочек с монетами.

Внешняя торговля находилась в руках иностранных купцов: голландских, гамбургских, английских и других. Русские купцы привозили свои товары в порты — Архангельск, Петербург, — где их покупали иностранные купцы и везли за границу. В Архангельске в начале XVIII века менее 1% оборота приходилось на товары, которые русские купцы самостоятельно реализовывали на внешнем рынке, отправляя их партнерам на Запад. В Петербурге в первые годы после основания этот показатель составил уже 1–2%. При Екатерине II доля таких экспортных товаров в лучшие годы достигает 20%.

Что ввозили в Россию

Начиная с Петра власти были не слишком заинтересованы в увеличении объема импорта, из-за чего сокращалось положительное сальдо торгового баланса. Но Россия не могла совсем обойтись без иностранных товаров. В первую очередь ввозили все необходимое для российской промышленности. В петровское время, когда производство цветных металлов в России еще только началось, импортировали железо, свинец, медь, олово. Металлы, которые в России не добывали, в большом количестве поступали с Запада, преимущественно из Англии и Швеции. Кроме того, Россия закупала всевозможные металлические изделия и механизмы. 

Еще одна важная статья импорта, без которой не могла обойтись российская текстильная промышленность, — это красители. В то время они в основном были природными, а не химическими, и их источники находились в экзотических странах. Красная краска, кошениль, производилась из личинок жука в Африке; синяя краска, индиго, — из тропического растения Индигофера красильная, сандал — из древесины одноименного дерева. 

Петр внедрял новый быт (касалось это, конечно, только верхушки общества). А значит, в России нужны были шелковые и тонкие льняные ткани, бархат, ленты, кружева, одежда, обувь, галантерея, очки, кареты. Все эти предметы роскоши шли через голландцев и гамбуржцев, купцов Любека, Бремена. Кроме того, ввозилось в большом количестве вино. Ценились английские часы, особенно напольные.

Другие направления торговли 

Направление торговли с Западом через Балтику и Архангельск было ключевым, но не единственным. У России была сухопутная граница с Украиной, через которую шла торговля с Европой по суше. По объему она была небольшой, но довольно интересной. Торговали через ярмарки, где товары передавались как по эстафете: купцы приезжали на Макарьевскую ярмарку на Волге, везли товар до Свенской на западе, затем шли украинские ярмарки Королевецкая и Нежинская. А на Украине была развилка: прямо на запад — на Львов, и дальше в Краков, Вроцлав, Братиславу, Лейпциг, Франкфурт, Страсбург. Еще более интересное ответвление — на юг. Этот путь шел через юго-западную границу, в ту сторону, где сейчас Одесса, и дальше во владения Турции. По нему везли меха: спрос на них упал в западной Европе, но здесь оставался высоким, особенно в Греции. Там из них шили шубы, продавали их туркам и обратно в Россию.  

Следующее направление торговли — через Черное море. В петровское время его контролировала Османская империя, с которой Россия часто воевала. Торговля шла через Очаков и крымские порты, но ее объем был не таким большим. Далее, через Средиземное море, был выход в Западную Европу: Италию, Францию и так далее. Но турки не разрешали никаким кораблям, кроме своих, проходить через Босфор в Черное море. 

Каспийское море связывало Россию с Ираном, который играл важную роль на мировом рынке, поставляя в Европу шелк-сырец. Россия оказалась транзитной страной на пути товаров из Ирана в Западную Европу. Альтернативный маршрут проходил через пустыни и Средиземное море, но плавать по нему тогда было очень опасно — оно кишело пиратами. Поэтому иностранные купцы добивались разрешения торговать с Ираном через Россию. В Иране торговлей в этом направлении занимались преимущественно армяне. «Армянская торговая компания Новой Джульфы» договорилась с царем Алексеем Михайловичем и стала возить иранский шелк на Запад и западные товары в Иран через русскую территорию. Позже к этой торговле присоединились русские купцы, став конкурентами армянских. Крупным торговым городом на этом пути была Астрахань — с большой армянской колонией, а также бухарскими купцами, торговавшими со Средней Азией. Там торговали даже индийские купцы, установившие через Иран связь с Индией. Из Астрахани путь шел по Волге, затем через Москву либо в Архангельск, либо на Балтику. Эта торговля поддерживалась Петром, так как приносила большие доходы в казну.

Торговые отношения с Китаем завязались в самом конце XVII века. Однако караван в Китай и обратно шел два года, и Петр I понимал, что торговлю в этом направлении надо активизировать. Когда Северная война приближалась к завершению, он направил в Китай несколько посольств. Последнее, возглавляемое Саввой Владиславичем-Рагузинским, известным деятелем из окружения царя, завершилось уже в 1727 году, после кончины Петра. Рагузинский доехал до Китая и договорился о регулярной торговле через город Кяхта на границе с Монголией. Это позволило избежать многих проблем, связанных с доступом иностранцев в Китай. Русские купцы покупали в Кяхте чай, хлопчатобумажные ткани, шелк. В Китай продавали продукцию русского ремесла и промышленности, западные товары. В эту торговлю активно вовлеклась Сибирь, многие товары откуда интересовали китайцев.

Наконец, при Петре была начата Первая Камчатская экспедиция, продолжением которой стала Великая Северная экспедиция. В результате был открыт американский берег, и на Аляске и Алеутских островах появились русские фактории и начался товарооборот. Петр I и здесь стал инициатором, хотя развивалось это торговое направление уже после него.

Положение купечества

В историографии распространена точка зрения, что купцам при Петре I жилось тяжело. Северная война, которая шла более 20 лет, потребовала колоссальной мобилизации сил, средств и ресурсов. Основное бремя легло на податное население, которое платило налоги. Петр I совершил грандиозные реформы во всех областях и сферах — в том числе и в налоговой. Он ввел подушную подать — каждая душа мужского пола — от младенца до старика — облагалась налогом. Когда этот налог разделили на всех в России, получилось 74 копейки с души. Размер налога, приходившегося на город, зависел от численности мужского населения. Однако налог не делили среди жителей поровну — его рассчитывали «по животам и промыслам», богатые платили больше, бедные — меньше.  Богатые — это как раз купцы. А если купец платит больше всех, он, конечно, не умрет с голоду, но может лишиться прибыли. Из-за этого бизнес тормозился, и при Петре I разорилось множество купеческих фамилий. 

Но тотального разорения не наблюдалось, шел сложный процесс: одни купцы беднели, другие, наоборот, поднимались. Мобилизация государством всех средств и ресурсов ради достижения военных целей стала источником возможностей. Нужно было снабжать армию — в поставках оружия, обмундирования и продовольствия участвовали купцы. При Петре создавались казенные монополии: объявлялось, например, что в этом году вся пенька в казенном торге, весь доход пойдет в казну. Этим опять же занимались купцы. Петр I, как мог, поддерживал торговлю: строил каналы и порты, основал Петербург. Он активно содействовал развитию промышленности и предоставлял купцам льготы. В петровское время возник ряд купеческих династий, которые поднялись на сотрудничестве с государством, на казенных монополиях и промышленных предприятиях.

Династия купцов Гончаровых

 

Одна из купеческих династий, появившихся при Петре, — Гончаровы. Афанасий Гончаров — купец, основавший в Калуге, в заводском поселке Полотняный Завод, мануфактуру. Она производила полотно, которое шло и на нужды русского флота, и на экспорт. Афанасий Гончаров стал основателем целой династии купцов, которые в течение всего XVIII века развивали его дело и в конце концов получили дворянство. А уже в начале XIX века в этой семье родилась Наталья Николаевна Гончарова, ставшая супругой Пушкина. Ее мать, Наталья Ивановна Загряжская, происходила из знатного рода, и была выдана за не знатного, но очень богатого Гончарова.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх