На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Меценатство и благотворительность в России в конце XIX - начале ХХ века

Меценатство и благотворительность в России в конце XIX - начале ХХ века

Работа кипела — было что упразднять. Одно лишь Ведомство учреждения Императрицы Марии к началу нынешнего века насчитывало 683 благотворительных общества и заведения, из коих 645 находились в Европейской части России — приюты, воспитательские дома, богадельни.

Благотворительность и меценатство в России


Москва занимала особое место в истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова).


Система благотворительности в старой России отличалась разнообразием форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900 г. в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и др.


Российская государственная и частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием.
Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные читальни. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. И. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев.

Феномен меценатства

Феномен меценатства был широко распространен в дореволюционной России, его анализу посвящено большое число книг и статей. Изучение этого явления шло преимущественно по части исторической: исследовались биографии выдающихся меценатов и благотворителей, оценивались масштабы и направления их вложений в сферу культуры, вскрывались последствия этих решений. В тени осталась, однако, их экономическая философия, то есть нравственная подоплека принимаемых финансовых решений. В частности, лишь очень немногие исследователи рассматривали религиозные корни русского меценатства, большинство же ученых, особенно в советский период, "забывали", что большинство русских меценатов рубежа XIX-XX вв. были христианами - православными или старообрядцами.


В особую группу можно выделить обширную сферу исследований, посвященных деятельности отдельных русских фамилий, как дворянских, так и купеческих. Их меценатство рассматривалось, как правило, в качестве составной части благотворительной деятельности. Имеются, например, работы по меценатской и коллекционной деятельности таких дворянских родов, как Шереметьевы, Барятинские, Юсуповы, Мещерские, Тенишевы и другие. Из купцов наибольшее внимание историков привлекли Алексеевы, Бахрушины, Морозовы, Рукавишниковы, Третьяковы, Солдатенковы, Солодовниковы и др. В этой работе хотелось сделать попытку провести экономический анализ меценатства, насколько последний возможен в аспекте известного исторического материала, так как именно меценаты являлись попечителями детских домов, приютов, больниц. Именно благодаря им существовали многие из учреждений такого типа.
Только этическая экономическая теория, оперирующая как рыночными, так и внерыночными стимулами хозяйствующих субъектов, способна дать теоретическое обоснование феномену благотворительности и меценатства. Создание дееспособной экономической теории меценатства возможно лишь при ясном представлении о мотивах этих субъектов, о их роли в экономике и экономико-правовой базе их деятельности.

Мотивы меценатской деятельности


Вторым важнейшим побудительным фактором, деятельности меценатов был, бесспорно, их патриотизм, "русскость". Так, П. Третьяков, по словам И. Репина, "вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг".

Источники меценатских вложений

Экономический анализ меценатской деятельности предполагает тщательный анализ источников благотворительных вложений. Деньги из воздуха не берутся, они, как правило, изымаются из торговой и промышленной сфер и переводятся в отрасли культуры и творчества. Проследить эти финансовые потоки довольно сложно, поскольку в условиях частной собственности на средства производства владельцы капитала, меценаты неохотно делятся с общественностью своими коммерческими тайнами. Тем не менее некоторые выводы здесь можно сделать из сопоставления торгово-промышленной деятельности меценатов и их благотворительной работы. Конкретные примеры показывают, что первоначальный капитал меценатов создавался их предками - дедами, отцами; молодое же поколение отчасти умножало наследство, отчасти давало ему другое назначение.


Отец Г. Г. Солодовникова вел мануфактурную торговлю на Украине еще в начале XIX в. Сам Гаврила Гаврилович был хозяином магазина "Пассаж Солодовникова" на Кузнецком мосту в Москве, банкиром, крупным землевладельцем.
Династия Морозовых - текстильные фабриканты. В конце XIX в. они владели четырьмя фирмами - Товариществом Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко", Товариществом мануфактур "Викула Морозов с сыновьями", Компанией Богородско-Глуховской мануфактуры с Товариществом Тверской мануфактуры. Важнейшей из них была Никольская мануфактура - ныне Хлопчатобумажный комбинат имени К.И.Николаевой в Орехово-Зуево Московской области. Именно эту мануфактуру возглавил в конце ХIХ-начале XX вв. знаменитый Савва, она стала источником его баснословных доходов и пожертвований.


Таковы наиболее характерные примеры, показывающие историю возникновения капиталов крупных меценатов. Сама меценатская деятельность представляла собой форму "переливания" средств из материально-производственного сектора хозяйства в культурно-художественный.

Меценаты-организаторы: К. Станиславский, С. Морозов и МХАТ


Еще до создания МХАТ его основатель К. Станиславский получил опыт меценатства. В своих воспоминаниях он отмечал, что огромное влияние на него оказала деятельность П. М. Третьякова, К. Т. Солдатенкова, С. И. Щукина, А. А. Бахрушина: «И с какой скромностью меценатствовал П. М. Третьяков! Кто бы узнал знаменитого русского Медичи в конфузливой, робкой, высокой и худой фигуре, напоминавшей духовное лицо!» Добрым словом упоминал он и С. И. Мамонтова - создателя Русской частной оперы: ее художественные принципы и организационная форма была им подробно изучены еще в конце 80-х годов XIX в.

Немирович-Данченко Владимир Иванович - его биография и жизнеописание


Но для создания нового театра требовались и меценаты-пайщики, способные внести первоначальный капитал. Попытки найти поддержку у миллионерши В. А. Морозовой, жены двоюродного брата С. Морозова, а также у других крупных московских купцов не дали результата; без ответа осталось и обращение за помощью в Московскую думу. И здесь остроумный ход нашел Немирович-Данченко, который, хорошо изучив философию купцов-меценатов, знал, что в "московской культурной жизни частная инициатива всегда старалась найти себе опору в каком-нибудь покровительстве". Преподавая в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе, находящемся под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны, Владимир Иванович тонко использовал высокую публичную оценку своего труда княгиней и сумел привлечь на свою сторону богатых предпринимателей, состоявших директорами Московского филармонического общества. Уже 10 апреля 1898 г. договор об учреждении общедоступного театра был подписан 10-ю пайщиками. Самые крупные вклады были сделаны К. С. Станиславским и С. Т. Мороэовым - по 5 тыс. руб., а В. И. Немирович-Данченко вошел "личным трудом". В числе пайщиков оказались также 5 богатых директоров Общества - Д. Р. Востряков, Н. А. Лукутин, Н. А. Прокофьев, К. К. Ушков и К. А. Гутхейль, а также член Попечительского совета этого же общества К.В.Осипов: их суммарный вклад составлял 13 тыс. руб. Общий капитал будущего театра возрос до 28 тыс. руб., что было достаточно для начала дела. Примечательно, что контракт был заключен "на основаниях приложенной к сему договору брошюры В. И. Немировича-Данченко "Московский общедоступный театр". Таким образом, идеи меценатов-учредителей Станиславского и Немировича-Данченко воплотились в форме модели, не имевшей аналогов, - это было акционерное общество без акций, паевое товарищество: из 10-ти пайщиков только 2 представляли сам театр, 8 других были посторонними лицами, собственно меценатами-пайщиками.


Но судьба распорядилась иначе. Смерть Саввы, последовавшая 13 мая 1905 г., то есть спустя 4 месяца после подписания последнего "Условия", освобождала МХАТ от мучительных выплат долга: уйдя из жизни, Морозов оставил театру свой капитал. Поэтому для потомков он остался не арендодателем, а меценатом, благотворителем, чем и заслужил вечную память.

Меценаты-коллекционеры: братья Третьяковы и их галерея
До сих пор речь шла о петербургских собирателях. Московские коллекции имели схожую судьбу. Еще в мае 1810 г. по завещанию князя А.М.Голицына была открыта картинная галерея при Голицынской больнице - первый в России публичный художественный музей. Но уже через 6 лет ее наследник - князь С. М. Голицын - принял решение продать ее, чтобы вырученные деньги употребить на расширение больницы.

Перуджино, Пьетро. Распятие с предстоящими (Богоматерью, Св. Иоанном, Св. Иеронимом и Св. Марией Магдалиной). Холст (переведено с дерева), масло. Национальная галерея, Вашингтон.

Через 72 года, 16 ноября 1888 г., свое завещание пишет Сергей Михайлович Третьяков. В нем он присоединяется к брату в его решении передать Московской городской думе дом Третьяковых и находящуюся в нем коллекцию, но на условиях Павла Михайловича; кроме того, Сергей Михайлович дарил Московской городской управе 100 тыс. руб., проценты с которых должны были использоваться для закупки произведений русских художников в целях пополнения коллекции. Это завещание было оглашено через 4 года - 25 июля 1892 г., когда скончался Сергей Михайлович; через месяц Павел Михайлович пишет заявление в Московскую городскую думу, в котором подтверждает совместное с братом решение о передаче собрания Москве и выдвигает ряд условий Думе: сохранить за своей семьей право использовать жилые помещения в доме, оставить за собой место пожизненного попечителя галереи, обеспечить бесплатное посещение галереи не менее 4-х раз в неделю и пр. Всего две недели потребовалось Думе, чтобы принять дар на условиях мецената: галерея стала государственной, но в названии сохранила память о создателях - стала Третьяковской.

Третьяков Павел Михайлович


Подводя итог нашему исследованию экономической философии великих русских меценатов конца ХIX - начала XX вв., отметим их решающую роль в развитии отечественного предпринимательства и культуры. По своему характеру - это фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру бизнеса и законам рыночной экономики, а это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, остракизм со стороны коллег-предпринимателей, а иногда - опасность разорения. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал и оценивал эти жертвы: ведь для получения даров надо было, как вспоминал В. И. Немирович-Данченко, "унижаться в гостиной... людей, которых мы, говоря искренно... не уважали, - ни их, ни их капиталов". И меценаты чувствовали этот холод, но лучшие из них все-таки шли на жертвы из интересов культуры в целом, ее будущих творцов и исполнителей. И это был правильный выбор: благодарные потомки, посещающие галереи и театры, библиотеки и музеи, созданные на средства старых меценатов, иногда вспоминают людей, которые взяли на себя тяжелый крест и понесли его, чтобы "стать совершенными".

Ведомственные учреждения императрицы Марии: губернское попечительство детских приютов

История образования детских приютов в России

В 1840 году, в апреле месяце председатель Главного попечительства Григорий Александрович Строганов, рекомендовал всем губернаторам проявить инициативу и устраивать детские приюты. Так к 1843 году в одной столице России было открыто 12 приютов.

Псковский детский приют Святой Ольги
Основной задачей руководства приюта, помимо воспитания воспитанниц, было изыскание денежных средств на содержание приюта. Помимо акций по сбору частных пожертвований, проводились концерты, благотворительные спектакли, который приносили доход в размере 200-300 рублей, проводились также и лотереи, вещи для которых жертвовались псковичами. Трудные времена для приюта наступили в 60-70 гг. 19 века, когда резко сократился объем денежных пожертвований, но благодаря усилиям администрации приюта ситуацию удалось выправить. И с конца 1872 года, у приюта появились постоянные жертвователи, которые обязывались ежегодно вносить сумму в размере не менее 100 рублей и получали взамен звание почетных членов попечительства.


29 мая 1905 года праздновалось 25-летие со дня принятия Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Мариею Федоровною под Августейшее Свое Покровительство Ведомства учреждений Императрицы Марии, совершением благодарственного господу богу молебна в присутствии председателя попечительства и их почетных членов, служебно-административного персонала приюта и призреваемых детей, к которым обратился законоучитель приюта, протоирей Александр Петрович Королев, прочувствованным словом. А на имя императрицы была отправлена телеграмма с выражением верноподаннейших чувств от всех присутствующих, и на которую ее Императорское Высочество удостоила графа Александра Васильевича Адленберга высокомилостивым ответом.
На протяжении всего времени существования приюта постоянно поступали пожертвования, в том числе и в 1905 г., например, поступило значительное денежное пожертвование (по духовному завещанию умершей вдовы Коллежского Секретаря Анны Карловны Матвеевой) в виде пяти временных свидетельств 5% государственного займа 1905 г. на нарицательную сумму 3300 руб. И в наличных деньгах на сумму 39 руб. 70 коп. Самыми крупными статьями дохода, как и в прежние годы, служили:


1. Получение процентов с капиталов Попечительства.
2. Сборы к праздникам Рождества Христова и Св. Пасхи.
3. Годичные взносы почетных членов.
4. Субсидии Псковских Губернского и Уездного Земств на содержание стипендиаток и на устройство учебной части в приюте.

Торопецкий детский приют Святой Ольги
В 1905 году в приюте содержалось 11 девочек, на полном содержании, и 37 девочек приходящих. Из приходящих, 17 девочек обучались за плату, которая составляла 12 рублей в год.
Законоучителем священником в приюте был священник местной Благовещенской церкви - Николай Прокопьевич Князев, смотрительницей приюта являлась Наталья Тимофеевна Григорьева, а ее помощницей была Варвара Федоровна Григорьева. В учебном процессе применялись различные методики, так, к примеру, обучение грамоте организовывалось по методу Тихомирова, правописанию по методу Некрасова, Закону Божьему - Чельцова. Учебный процесс шел согласно утвержденной Министерством Народного Просвещения программе для народных начальных училищ. Основное внимание при обучении отводилось формированию и развитию у воспитанниц навыков ведения домашнего хозяйства. Для успешно осваивавших учебные премудрости были предусмотрены поощрения, так, к примеру, одна из выпускниц была награждена за свои успехи в обучении швейной машинкой.


Поначалу инициатива в создании приютов исходила от государства, реформы 60-80 гг., в результате которых страна стала переходить на капиталистические рельсы развития, привели к появлению достаточного числа состоятельных людей, которые стали наравне с государством участвовать в открытии и поддержке детских приютов.

Роль государства в развитии благотворительности в системе образования России в конце 19 – начале 20 вв.


Еще недавно исторический опыт в области благотворительности отвергался и не исследовался, поскольку официальная советская идеология не находила ему места в общественном процессе. С установлением Советской власти общественная и частная благотворительность были заменены государственной системой попечения. Официальную позицию по данному вопросу наглядно иллюстрирует государственное издание 1927 года Большой советской энциклопедии: "Благотворительность - явление, свойственное лишь классовому обществу. Социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности".

Законодательное направление деятельности
В дальнейшем явление обретает все более широкий размах, входит составной частью в государственную политику, охватывает широкую общественность и частных лиц. Под это явление подводится весьма солидная законодательная база. Для лучшего понимания исторических корней деятельности Российского государства в сфере благотворительности полезно вспомнить некоторые более ранние этапы ее развития.


Во всех отношениях этапным для российской благотворительности явился XIX век. Продолжая во многом дела предыдущего столетия, этот период вместе с тем внес принципиальные дополнения. Благодаря целому ряду законодательных мероприятий, все формы благотворительности - государственная, общественная и частная - вместе взятые начинают обретать определенный системный вид. Что касается благотворительности в сфере образования, то здесь законным порядком появились координаторы в лице Министерства народного просвещения, учрежденного в 1802 году, а также в лице Попечителя учебного округа, должность которого была введена в 1803 году. А с 1835 года, по Положению об учебных округах, последний становится начальником всех учебных заведений вверенного ему того или иного округа. Приблизительно тогда же, в 1828 году, устанавливается звание Почетного попечителя для лиц, вносивших крупные пожертвования. Всеми этими мерами самодержавное государство демонстрировало внимание к проблемам образования в целом, благотворительности в частности.


В ходе либеральных реформ 60-70х годов благотворительность продолжала развиваться, вырабатывая новые формы в соответствии с меняющимися реальными условиями. Порядок открытия благотворительных формирований был принципиально изменен в 1862 году. По принятому Закону, Высочайшее разрешение уступило место процедуре утверждения уставов создаваемых благотворительных обществ Министерством внутренних дел. Подчеркивая стремление и дальше продвигать дело народного просвещения и благотворительность на его ниве, правительство издало ряд законодательных актов, совершенствующих существующие: Положение о начальных народных училищах, гимназический Устав, университетский Устав.


В российском законодательстве подходы к проблеме благотворительности выстраивались в основном с двух позиций: с одной стороны благотворительность рассматривалась, как социальное явление, позволявшее привлекать дополнительные средства в систему образования, оно приветствовалось и поощрялось; с другой - признавалось необходимым поставить это явление под контроль административных органов. Пожалуй, нет такой частности, которая не нормировалась бы всевозможными документами, а любое отступление от установленных требований быстро пресекалось. По этой причине существовала по каждой мелочи обширная переписка между различными инстанциями.

Стимулирующая деятельность государства

Российское государство стимулировало развитие благотворительности, поощряло всевозможными знаками внимания занимавшихся этим делом лиц. В самодержавной России все формы общественных занятий, таких как служба в городских, земских или профессиональных организациях, участие в деятельности благотворительных обществ, членство в попечительских советах высших учебных заведений, школ и училищ считались государственным делом и приветствовались властями. Благотворители, пожертвовавшие крупные денежные суммы или даровавшие недвижимые имущества, награждались почетными званиями, знаками отличия и различными сословными привилегиями.
Российское правительство требовало полную информацию о состоянии благотворительной деятельности в обществе, об особых случаях сообщалось Императору России. Попечители даже получали благодарности лично от Императора России. Например, в послании от 31 марта 1873 г. говорится: "...От имени Государя Императора и Государыни Императрицы была выражена признательность за устройство домовой церкви в здании Мариинской женской гимназии и составление капитала в 600 руб. на содержание стипендиатки Наследника Цесаревича... действительному статскому советнику Исакову, Фатьянову с супругой, Хвощинскому с супругой, ...госпоже Бычковой, ... купцу Сапожникову". В послании от 2 августа 1875г. говорится: "...Государыня Императрица, ...в 9-й день минувшего июля 1875 года Всемилостивейше соизволила на определение отставного действительного статского советника Исакова за оказанные им значительные пособия Симбирской Мариинской женской гимназии Почетным Блюстителем того заведения..."

Благотворительная деятельность государства
Теперь логично посмотреть, на какие конкретные предметы направлялись выделенные земствами финансовые средства. Типичную ситуацию выявляет анализ практики Саратовского губернского земства. Здесь за 1899-1900 годы денежные средства распределялись следующим образом: на доплату жалованья учителям за все это время ушло 5760 рублей, на пособия учащимся - 2000 и на благотворительную помощь казенным учебным заведениям - 18700 рублей . Практически не изменился характер ассигнований спустя полтора десятка лет. Судя по приведенным показателям, наибольшая часть денег уходила на оплату жалованья учителям, на втором месте стоят расходы на хозяйственные нужды учебных заведений, главным образом - на ремонтные работы. Далеко не на последнем месте находились прямые затраты на благотворительные цели, которые предполагали оплату за обучение и аренду квартир, покупку одежды, обуви, предоставление возможности бесплатно пользоваться учебными пособиями.
Значительное место в земском попечении о системе образования занимала помощь учащимся и студентам, располагавшим ограниченными материальными возможностями. По признанию самих гласных, настоящая форма вспомоществования являлась наиболее предпочтительной, поскольку имела адресный характер, распространялась непосредственно на конкретного человека. Руководящим документом были изданные в 1876 году Правила для учреждения при учебных заведениях именных стипендий. Главное, на что обращалось внимание, так это на то, чтобы любая помощь была вполне обеспечена взносом наличными деньгами или гарантированными правительством процентными бумагами. Непременным требованием являлось то, чтобы стипендиат считался беднейшим и отличался в лучшую сторону по успехам в учебе и прилежанию. Кроме того, по желанию учредителей могли учитываться сословная принадлежность, национальность, религиозное мировоззрение, пол, возраст.

«Благотворительность, существующая там, организована самим народом и совершенно иным способом, имея свои бытовые формы: помощь погорельцам, вдовам и сиротам, при жнитве, полевых работах, кормление бесприютных стариков и старух по очереди или за плату от общества. Помощь учащимся в каком-либо виде в эти обычные формы не входит», - писал в начале 20 века Н.В. Чехов.


Съезд признал учебно-трудовые приюты перспективной формой образования и воспитания беспризорных детей. При этом особое значение придавалось подбору воспитательного персонала, важности формирования в коллективе теплой домашней обстановки. Поэтому, в целях повышения эффективности данной формы призрения, Съезд полагал "необходимым внести в дело сохранение всеми возможными мерами начал семейных".


Таким образом, рассмотренные направления, на которых государство развивало благотворительность в системе образования, дают основание сделать некоторые выводы. Один из них заключается в том, что государственную благотворительность следует воспринимать в качестве одной из составляющих единого явления попечения. Признавая за этим видом важную роль, в то же время нельзя ее считать исчерпывающей. В основном эта роль, на наш взгляд, сводилась к тому, чтобы создать необходимые условия для занятий благотворительностью в целом, силами не только государственных органов, но и общественных организаций и частных лиц. Поэтому в организации дела многое зависело от того, насколько были эффективными организационные, законодательные инициативы государства, отвечали ли они требованиям того или иного конкретного этапа, как содействовали совершенствованию системы попечения в области образования.
Здесь мы подошли ходом рассуждений к следующему выводу относительно места и роли земских учреждений в развитии благотворительности. Будет справедливым сразу ответить, что усилиями земств дело вспомоществования и призрения количественно и качественно изменилось в лучшую сторону. Оно стало системным и целенаправленным, охватило достаточно широкий круг острых вопросов системы образования, в том числе такие, как материальное состояние учебных заведений, обеспеченность процесса обучения наглядными пособиями, организация общественного питания в столовых, возможность учащихся и студентов оплачивать свое обучение и пр.


Мария Федоровна назначалась фактически первым министром благотворительных заведений, следом за ней (вскоре это стало традицией) Ведомство стали возглавлять жены императоров, и каждая вносила в дело свою лепту. Скажем, Императрица Елизавета Алексеевна, жена Царя Благословенного, способствовала созданию двух обществ — Императорского Человеколюбивого и Женского Патриотического. О каждом из них стоит рассказать особо.


Министр коммерции граф Румянцев, надворный советник Щербаков, купец Фан-дер-Флит становятся первыми членами этого общества. Для них, людей высокого ранга, благотворительность была потребностью и своеобразной привилегией. Человеколюбивое общество, основанное в 1802 году «для вспоможения всякого рода бедным», к 1900 году распространяло свою помощь на 160 тысяч неимущих.
Финансовую основу составляли взносы. Первым сделал свой вклад Государь Император — 50 000 рублей. За один только год расход в пользу пострадавших составил 287 201 рубль 15 копеек. Кстати, учет средств российские статистики вели блестяще. Из ведомостей все можно узнать. Скажем, на содержание училища сирот 1812 года уходило ежегодно 15 тысяч рублей. Подобных школ за сто лет было открыто не один десяток.


Вот годовая таблица справочника. Каков же приход денег на благотворительность за 1913 год по всем заведениям Петербурга? Ошеломляющая цифра: 7 918 160 рублей. Царскими!


Картина дня

наверх