На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

русские солдаты на бронетранспортерах, фото

Жители Дзуарикау (село в Алагирском районе Республики Северная Осетия) бросают бутылки с водой и сигареты российским солдатам на бронетранспортерах, которые направляются в Южную Осетию 9 августа 2008 года для помощи в разрешении конфликта.

Обстановка в зоне противоречий Грузии и Осетии начала резко обостряться в конце июля — начале августа. Активные боевые действия начались в ночь на восьмое число, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку установления контроля над Южной Осетией. Днём 8 августа президент России объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооружёнными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из долины Кодор в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии.

Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.

Предыстория конфликта

1989—1992 годы

В конце восьмидесятых Южная Осетия провозглашает автономную республику, а через год — объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по шести административным районам Грузии.

Политическая борьба быстро переросла в вооружённые столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий, в ходе которых безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс.

В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

1992—2007 годы

5 декабря 2000 года по инициативе российской стороны был введён приграничный режим между Россией и Грузией, создавший трудности для граждан Грузии, 500 тыс. которых в то время работало в России. В то же время был оставлен безвизовый режим для жителей Абхазии и Южной Осетии, что вызвало протесты Грузии. 1 марта 2001 года были отменены льготы, предусматривавшие безвизовый проезд для грузинских дипломатических представителей и жителей приграничной полосы.

12.11. 2006 года в Южной Осетии были одновременно проведены двое парламентских выборов и референдум о независимости. Одни выборы и референдум были проведены на территории, контролируемой властями Южной Осетии (здесь победил Кокойты, и большинство участников референдума высказалось за независимость). Другие выборы были проведены на территории, контролируемой грузинскими властями, и среди беженцев из Осетии, находящихся на территории собственно Грузии (здесь победил Дмитрий Санакоев). Обе стороны признали проведённые ими выборы демократичными и отражающими волю народа, а другие — фальсифицированными. Оба победителя принесли присягу народу Южной Осетии, претендовали на власть на всей территории Южной Осетии и обвиняли друг друга в сотрудничестве с врагами Южной Осетии (с Россией и Грузией, соответственно).

После военных событий 1991—1992 годов Российская Федерация стала играть активную политическую роль на территории Южной Осетии.

Преобразования в грузинской армии. Политическая и военная поддержка Грузии

Британская газета Financial Times писала, что 80 грузинских спецназовцев были подготовлены американскими инструкторами по приказу военного командования США по программе, которая в 1995 году была опробована в Хорватии в рамках операции хорватских вооружённых сил по захвату района Крайны (большинство населения — этнические сербы). Газета отметила, что та операция являлась одним из худших эпизодов этнических чисток в истории Балканских конфликтов.

По сведениям Минобороны России, в число поставщиков оружия Грузии входили Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Греция, Израиль, Латвия, Литва, Сербия, США, Турция, Украина, ФРГ, Франция, Чехия и Эстония.

По этому поводу министр иностранных дел России Лавров заявил: «Официальный Киев даже не высказал сожаления в связи с гибелью мирных жителей и российских миротворцев. При этом известно, что украинское руководство своими поставками тяжёлого наступательного вооружения грузинской армии несёт свою долю ответственности за произошедшую в этом регионе трагедию. Погибли сотни людей, в большинстве своём — мирные жители».

Внешнеполитический контекст

17 февраля 2008 года о своей свободе в виде Косовской республики заявил автономный край Сербии Косово и Метохия; на следующий день ее подтвердил целый список государств, включая США. Признание независимости Косова вызвало крайне негативную реакцию руководства России: Президент В. В. Путин 22 февраля того же года на саммите стран СНГ сказал: «Прецедент Косово — это страшный прецедент. <…> Те, кто делает это, они не просчитывают результатов того, что они делают. В конечном итоге это палка о двух концах, и вторая палка треснет их по башке когда-нибудь».

Нарастание напряжённости (начало 2008 года)

Участились разведывательные полёты грузинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) над территорией Абхазии и Южной Осетии. В марте — мае 2008 года Грузия потеряла пять БПЛА. Саакашвили заявил, что эти БПЛА были сбиты российскими ВВС, и обвинил Россию в международной агрессии и бомбардировке территории Грузии. Россия обвинила Грузию в подготовке агрессии против Абхазии и увеличила численность своих миротворцев. Инцидент с одним из БПЛА обсуждался в СБ Организации Объединенных Наций.

31 мая 2008 года на территорию Абхазии были переброшены подразделения железнодорожных войск России численностью 400 человек. Власти Грузии объявили действия России подготовкой к военной агрессии. Как заявили в МИД Грузии, ремонт железных дорог войска проводят только при подготовке к военной операции. Во второй половине июля российские железнодорожные войска отремонтировали пути в Абхазии. Восстановленный ими участок Сухуми — Очамчира протяжённостью около 54 км до сих пор не функционирует.

Эскалация грузино-южноосетинского конфликта

Днём 7 августа 2008 секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Всё это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики». Баранкевич предположил, что у грузинских военных есть планы осуществить штурм Цхинвала в ближайшее время.

В связи с этим российский генерал Уваров заявил, что российская военная техника регулярно входила в Южную Осетию или покидала её, осуществляя снабжение размещённого там российского миротворческого контингента. «Поскольку мы держали там один батальон, ему требовалось горючее и продукты. Разумеется, передвижение военнослужащих имело место, — сказал он. — Но это не были военнослужащие действующей армии, которых послали туда конкретно для того, чтобы воевать». Уваров добавил: «Будь это крупные подкрепления, мы бы не потеряли в Южной Осетии примерно 15 миротворцев».

Интерпретации поводов к началу войны

Версия Грузии

Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

 

В течение последних часов сепаратисты осуществили военное нападение на мирное население сёл региона и против миротворческих сил, что вызвало крайнюю эскалацию положения. В ответ на одностороннее прекращение огня и предложение президента Грузии провести мирные переговоры, сепаратисты осуществили нападение на прилегающие к Цхинвали сёла. Сперва было атаковано село Приси в 22:30 ч., а потом в 23:00 — с. Тамарашени. Был произведён массированный бомбовый обстрел, как позиций миротворческих сил, так и мирного населения. В результате нападения есть раненые и погибшие.

 

 

 

5 ноября 2008 года на официальной встрече с представителями СМИ, состоявшейся под эгидой НАТО в столице Латвии, президент Грузии представил свою собственную версию начала войны, по которой данная война являлась агрессией России против Грузии, начавшейся с территории Украины. Согласно этой версии, началом конфликта следует считать выход кораблей российского подразделения ВМФ на Черном море «с полным вооружением» из Севастополя к побережью Грузии, который произошёл, как минимум, за 6 дней до первых выстрелов на административной границе с Южной Осетией.

Ход боевых действий

 

22.08.2008 года начальник Генерального штаба ВС Абхазии Анатолий Зайцев заявил, что грузинская армия после полного захвата Южной Осетии планировала через 3 часа начать наступательную военную операцию против Абхазии.

В ряде СМИ высказывалось мнение о том, что целью военной операции России был захват Тбилиси и свержение грузинского руководства, причём политическое давление США и их союзников, а также неготовность военных к подобной операции сорвали такой сценарий. Например, согласно сведениям, опубликованным 13 ноября 2008 года французским журналом L'Obs, Путин грозился во время встречи 12 августа с президентом Франции Н. Саркози «подвесить Саакашвили за яйца»; причём у Саркози якобы имелись перехваченные французскими спецслужбами данные, свидетельствовавшие о том, что значительная часть российской армии намерена пойти до конца и свергнуть Саакашвили (при этом Медведев объявил о прекращении военной операции перед встречей с Саркози).

 

Однако, все эти сведения опровергаются официальными представителями России. Пресс-служба Путина назвала статью в Le Nouvel Observateur «инсинуацией провокационного характера». Отвечая на вопрос «почему всё-таки российские военные не дошли до Тбилиси», постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин 22 августа 2008 года заявил, что цели дойти до Тбилиси у российского руководства не было, так как единственной целью России было «спасти осетин от физического уничтожения».

Вопрос о вводе российских войск в ЮО 7 августа и тезис об оборонительной войне Грузии

Отмечается характер боевых действий грузинской армии в начальный период войны. 20 декабря 2008 года британская телекомпания Би-Би-Си привела мнение бывшего министра обороны Грузии Каркарашвили: «По мнению экс-министра, утверждениям грузинских военных о том, что грузинская армия вела на территории Южной Осетии лишь оборонительные действия, явно противоречит хоть и краткосрочное, но закрепление в Цхинвали центральной группировки войск. И это в то время, когда она, по логике, должна была быть сосредоточенной на направлении Рокского тоннеля, откуда, как утверждала грузинская сторона, продолжала продвигаться живая сила и техника российской армии». «Независимая газета» писала: «Если на Грузию через Рокский тоннель двигались российские войска, бомбить Цхинвал было бессмысленно. Бомбить следовало Джаву и Транскам. Высаживать десант у тоннеля.»

Планы и силы сторон

Россия

Поскольку план грузинского наступления был известен командованию ВС России, но не была известна дата его начала, после завершения учений Кавказ-2008 у границы с Южной Осетией была оставлена небольшая российская группировка в составе двух усиленных мотострелковых батальонов, которая должна была в течение нескольких часов после начала грузинского наступления войти на территорию республики и оказать помощь миротворческому батальону.

Ход боевых действий

8 августа

В 00:30 мск 8 августа командующий операциями вооружённых сил Грузии генерал Мамука Курашвили объявил в эфире телеканала «Рустави-2», что, в связи с отказом осетинской стороны от диалога для стабилизации обстановки в зоне конфликта, грузинская сторона «приняла решение о восстановлении конституционного порядка в зоне конфликта». Мамука Курашвили призвал российских миротворцев, дислоцированных в зоне конфликта, не вмешиваться в ситуацию.

 
 

Около 10 часов 8 августа госминистр по реинтеграции Грузии Якобашвили призвал Россию вмешаться в грузино-осетинский конфликт в качестве «настоящего миротворца». Якобашвили также заявил, что Грузия контролирует «почти все» населённые пункты Южной Осетии, кроме Цхинвала и Джавы.

9 августа

Повреждённый автомобиль у здания миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Цхинвале

11 августа

11 августа российские войска перешли границы Абхазии и Южной Осетии и вторглись непосредственно на грузинскую территорию. Вторгшаяся со стороны Абхазии российская армия без боя заняла западногрузинский город Дади. В результате продвижения колонн российской бронетехники грузинские солдаты оставили город Гори.

 

Перемирие

12 августа

12 августа на рабочей встрече в Москве с министром обороны А. Э. Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым Президент России Д. А. Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понёс значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

13 августа

По данным корреспондента France Press, колонна российской военной техники вышла из грузинского города Гори и направилась в сторону Тбилиси. Полтора десятка танков, которые накануне показывала CNN, утверждая, что они идут на Тбилиси, были обнаружены российскими военными вблизи Гори и вывезены из этого региона в целях обеспечения безопасности мирного населения, как заявил глава МИД РФ С. В. Лавров.

 

Представитель миротворческих сил категорически опроверг утверждения секретаря Совета нацбезопасности Грузии Александра Ломая о бомбардировке российскими военными грузинского города Гори и вводе туда казаков.

 
 

13 августа Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе грузинского президента был убран пункт о начале обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии. Президент Франции Н. Саркози подтвердил заявление М. Саакашвили, добавив, что пункт о начале обсуждения будущего статуса двух непризнанных республик убран с согласия президента РФ Д. А. Медведева. Этот пункт был переформулирован, так как допускал двусмысленную трактовку. После внесения изменений Саакашвили объявил, что подписывается под планом урегулирования и принимает условия прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта.

 

Протестующие против войны перед зданием посольства России в Берлине

По заявлению министерства внутренних дел Грузии, в 14 часов российские войска полностью заняли территорию города Гори. Российская сторона это опровергла. Глава информационно-аналитического управления МВД Грузии заявил, что российские войска минируют Гори и Поти.

Российские военные должны покинуть город за два—три дня, которые понадобятся на ремонт бронетехники.

15 августа

Грузинская полиция, которой генерал Борисов накануне передал контроль над городом Гори, по его распоряжению была снова оттуда выведена и расположилась в километре от него.

Террористические акты, обстрелы и покушения после заключения перемирия

Митинг в Цхинвале 21 августа, посвящённый окончанию войны

  • В ноябре 2008 года ситуация в зоне конфликта оставалась напряжённой. Приходили сообщения о взрывах и обстрелах с человеческими жертвами в районе грузино-осетинского конфликта. Аналогичные сведения приходили и с грузино-абхазской границы.

Международная комиссия по расследованию обстоятельств войны

Ключевыми позициями доклада, противоречащими грузинской версии, были:

a) Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел.

b) Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа.

c) Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права. По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно.

d) Следующий вопрос состоит в том, являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии). Ответ, опять-таки, отрицательный.

e) Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным.

Роль США

Депутат парламента Евросоюза Дж. Кьеза заявил, что Саакашвили не принимает самостоятельных решений, и Грузия, по сути, является протекторатом США. По его словам, на протяжении 3-4 лет предшествующих конфликту против России велась информационная война. По мнению Дж. Кьеза, в конфликте в Южной Осетии Россия не являлась нападающей стороной, она лишь была вынуждена прийти на помощь и отразить удар. Политик заявил, что «всё это время политика Москвы отличалась осторожностью и сдержанностью. Долгое время Россия не признавала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. И она не планировала взрывать ситуацию». Также он счел вполне легитимным признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии, поскольку «признание независимости этих республик произошло только после нападения грузинской стороны».

По утверждению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция против Южной Осетии носила название «Чистое поле» и была разработана Грузией совместно с США.

14 августа 2008 года правительство Каракаса распространило коммюнике, в котором говорится: «Этот конфликт был спланирован, подготовлен и осуществлён по указанию правительства Соединенных Штатов, которое, далекое от желания способствовать восстановлению мира, ставило перед собой задачу стимулировать агрессию грузинского руководства». По мнению президента Венесуэлы Уго Чавеса, США использовали Грузию для того, чтобы ослабить влияние России до минимума. Первый секретарь ЦК Компартии Кубы Кастро также возложил на США ответственность за войну в Южной Осетии. По его мнению, военные действия со стороны Грузии были бы невозможны без согласования с руководством США.

Потери сторон и жертвы войны

Воинские потери и жертвы среди мирного населения

13 августа в России, Южной Осетии и Грузии был объявлен траур по погибшим в ходе конфликта.

Южная Осетия

Официальные данные

16 августа 2008 года министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев заявил, что окончательная цифра погибших пока неясна, но уже ясно, что погибло более 2100 человек.

При этом в прокуратуре Южной Осетии сообщили 20 августа, что «в результате вооружённой агрессии грузинской армии» «установлена и задокументирована» гибель 69 жителей Южной Осетии, включая трёх детей. По словам сотрудников прокуратуры, этот список будет расти, так как в нём не учтены погибшие в сельских районах.

17 сентября 2008 года генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев сказал в интервью о 1694 погибших в войне, включая 32 военнослужащих и сотрудника МВД республики.

По состоянию на 2011 год пропавшими без вести в ходе войны числятся 7 жителей Южной Осетии.

Другие данные

Однако по мнению правозащитника, директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, Human Rights Watch значительно занижает цифры погибших. По его словам, некоторые зарубежные организации умалчивают о жертвах и разрушениях в Южной Осетии: «Либо это молчание, либо, как со стороны „Хьюман Райс Вотч“, явно заниженная цифра погибших (они говорят, что погибло 44 человека). В Цхинвале нам показали целую улицу, где ещё не разобраны завалы, под которыми тела мирных жителей, которые спали, успокоившись обещаниями Саакашвили не начинать военные действия».

29 августа комиссар по правам человека Совета Европы Хаммарберг также предположил, что цифры Human Rights Watch занижены: «Я не хотел бы политизировать дискуссию вокруг жертв конфликта, но, во всяком случае, число погибших, видимо, больше, чем число точно установленных жертв, которое приводилось некоторыми организациями, например, Human Rights Watch». Хаммарберг отметил: «многие сообщения говорят о том, что люди хоронили погибших в своих домах, в своих городах из-за проблем с разлагающимися телами».

В то же время «Общественная комиссия по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению» оказалась недоступна для работников HRW и Мемориала, которые пытались выйти на контакт с ними для уточнения подробностей.

Россия

Официальные российские данные

По предварительной информации заместителя начальника Генштаба ВС РФ А. А. Ноговицына, на 13 августа потери российских военнослужащих насчитывали 74 человека погибшими, 19 пропавшими без вести, 171 — ранеными.

Грузия

Официальные данные Грузии

Министерство обороны — 133 погибших, 70 пропавших без вести, 1199 раненых

Грузия официально опубликовала поимённые списки погибших.

Другие данные

Журналисты российской газеты «Коммерсант», находившиеся в столице Грузии в августе, цитировали неназванного офицера грузинской армии, по словам которого его подразделение только в госпиталь в Гори доставило почти 200 убитых грузинских солдат и офицеров из Южной Осетии.

Пострадавшие среди журналистов

 

9 августа

  • Ранен Пётр Гассиев, продюсер телекомпании НТВ, попав под обстрел в окрестностях Цхинвали.

16 января 2009: Награждение Петра Гассиева Орденом Мужества

10 августа

  • В Цхинвали ранен турок Гурай Ирвин Секинц и ещё один турецкий журналист.

 

15 августа

  • Корреспондентка грузинского телевидения Тамара Урушадзе получила лёгкое ранение в прямом эфире. Предположительно, её ранил снайпер.

 

"Гвардиан" от 1 сентября 2008 года излагала, по их утверждениям, свидетельства очевидцев об этнических чистках грузинского населения 12 августа 2008 года в деревне Каралети и соседних деревнях к северу от Гори.

Разрушения и потери в технике

22 августа вице-спикер парламента Южной Осетии Т. Кокойты заявил, что вся территория Южной Осетии, за исключением Лениногорского района, который Грузия считала своим, подверглась обстрелу из тяжёлых орудий и систем залпового огня. «В самом Цхинвале разрушены заводы „Электровибромашина“, „Эмальпровод“, механический, фабрика бельевого трикотажа. Сегодня вести речь о том, что в республике есть своя промышленность, нет смысла», сказал Т. Кокойты.

Власти Грузии обвиняли российские вооружённые силы в осквернении, в том числе в причинении ущерба уникальным историческим памятникам, и в нарушении экологии, а именно поджоге лесов в Боржомском национальном парке в ходе проведения военной операции на территории страны.

"Грач" грузинских ВВС

Потери флота Грузии

Российскими кораблями потоплены два грузинских катера, пытавшиеся атаковать их. Как утверждается, это РК "Москит" и 1400М «Гриф».

Трофейная техника

19 августа замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын заявил, что часть вооружения и военной техники, оставленная грузинской армией в боевых действиях в Южной Осетии, будет передана российской армии, а другая часть будет уничтожена. По данным одного российского информационно-аналитического агенства, российские миротворцы и подразделения захватили в зоне конфликта более 100 единиц бронетехники, в том числе 65 танков. Как заявил помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков, из этого числа более 20 захваченных танков были уничтожены, поскольку были либо неисправны, либо старых модификаций. Российской армии удалось также захватить несколько десятков единиц другой бронетехники, в том числе пять комплексов ПВО «Оса», 15 боевых машин пехоты БМП-2, пушки Д-30, а также самоходные артиллерийские установки чешского производства и американские бронетранспортёры. По его словам, в основном захваченная техника произведена и доработана на Украине. На военной базе в городе Сенаки, которая была без боя оставлена грузинскими войсками, российские военнослужащие изъяли 1728 единиц оружия, в том числе 764 винтовки M-16 (производства США), 28 пулемётов M-40 (также американского производства) и 754 автомата Калашникова.

Потери авиации России

Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Александр Ломая и министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявили 8 августа о сбитии в зоне конфликта 4 российских самолётов; ведутся поиски обломков и катапультировавшегося пилота, однако со стороны Министерства иностранных дел России эта информация была названа «бредом». В дальнейшем цифра заявленных сбитых самолётов постоянно росла; к концу конфликта грузинская сторона сообщала о 21 сбитом самолёте и 3 вертолётах.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец. Российский самолёт этого типа был сбит в районе боевых действий в ночь на 9 августа

Потери в бронетехнике России

Развёрнутая информация имеется о потере лишь 3-х российских танков — Т-72Б(М) (141-го отдельного танкового батальона 19 мсд), Шестьдесят Второй М ((предположительно № 232у) 70-го мотострелкового полка 42 мсд) и Т-72 (№ 321 1-й роты танкового батальона 693-го мотострелкового полка 19 мсд).

Заявлений об общем количестве потерянной бронетехники со стороны официальных лиц РФ не было.

 

Юридические оценки действий сторон

В заявлениях российских официальных лиц вторжение грузинских войск в Южную Осетию неоднократно именовалось оккупацией. С точки зрения международного права, агрессия — это применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, тогда как к моменту начала войны независимость Южной Осетии не была признана ни одним государством мира.

В резолюции 1633 Большого Съезда представителей Евросоюза, принятой в 2008 году по следам вооружённого конфликта, осуждается как обстрел Цхинвали грузинскими силами 7 августа 2008 года, так и ответ российских вооружённых сил, которые были охарактеризованы как нарушение международного права. В тексте также отрицается правомерность использования российской стороной в качестве повода для начала боевых действий такого предлога, как «защита своих граждан за рубежом», и указывается, что подобное толкование открывает простор для вмешательства России во внутренние дела государств, в которых проживает значительное количество российских граждан.

Военные преступления в зоне конфликта

В ноябре 2008 года правозащитная организация «Amnesty International» опубликовала доклад, согласно которому:

23.01.09 г.международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) обнародовала доклад «Up in Flames», готовившийся несколько месяцев (было проинтервьюировано более 460 очевидцев военных действий), в котором делался вывод, что российские, грузинские и южноосетинские вооружённые силы совершили многочисленные нарушения гуманитарного права, повлёкшие гибель мирных жителей; авторы доклада призывали Москву и Тбилиси расследовать преступления и наказать виновных. В 147-страничном докладе грузинская сторона была обвинена в неизбирательном применении оружия при обстреле Цхинвала, соседних с ним сёл и в ходе последовавшего наступления, а также в избиении задержанных и грабежах. Югоосетинская сторона обвинялась в пытках, убийствах, изнасилованиях, грабежах и этнических чистках. Российская сторона обвинялась в грабежах. В докладе сделан вывод, что «собранная Хьюман Райтс Вотч информация свидетельствует о том, что при безусловном нарушении грузинскими войсками норм международного гуманитарного права нет оснований квалифицировать действия грузинской стороны как геноцид». При этом было сказано, что HRW не имеет доступа к материалам следствия, которое ведётся российскими правоохранительными органами по обвинению Грузии в геноциде, и соответственно, не может оценивать собранные доказательства и обоснованность выводов, попытки же получить дополнительную информацию от российских властей путём запросов оказались безрезультатными. Также было сказано, что ряд заявлений о преступлениях, совершённых грузинскими силовиками, не подтвердились при проверках, которые предпринимали сотрудники HRW.

Другие юридические аспекты

Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая 12 июля 2008 года Президентом России Д. Медведевым, гласит (параграф III, 2): «Россия исходит из того, что только СБ Организации Объединенных Наций правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру».

 

Геополитические и экономические последствия конфликта

После завершения военных действий противостояние сторон приобрело преимущественно политический и дипломатический характер, в значительной мере перейдя в сферу международной политики.

28 января 2008 года Парламентская ассамблея Совета Европы, обсудив ситуацию вокруг российско-грузинского военного конфликта, приняла резолюцию с грузинской поправкой, которая осуждает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии: «Ассамблея подтверждает приверженность территориальной целостности и суверенитету Грузии и повторяет призыв к России отозвать решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, а также полностью соблюдать суверенитет и территориальную целостность Грузии, нерушимость её границ». 29 сентября 2009 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла ещё одну резолюцию подобного содержания, в которой также осуждается отказ допустить в Южную Осетию и Абхазию наблюдателей Евросоюза.

Экономические последствия

В начале сентября 2008 года США объявили о выделении Грузии американской помощи в размере 1 млрд долл. на гуманитарные цели, а также пообещали содействовать инвестициям в грузинскую экономику и расширению благоприятного доступа для грузинского экспорта на рынки в США. А в октябре 2008 года западные страны согласовали выделение Грузии 4,55 млрд долл. финансовой помощи в течение 2008—2010 годов на преодоление результатов военного конфликта, из которых 2,5 млрд — долгосрочный низкопроцентный заём, а 2 млрд — грант. По мнению ряда экспертов, эта помощь сыграла основную роль в предотвращении коллапса промышленности Грузии.

Вооружённый конфликт между Россией и Грузией отодвинул вступление России в мировую торговую систему. Грузия, защищая свои экономические интересы как член ВТО, заявляла неприемлемые в создавшихся для России после войны геополитических условиях причины, по которым Россия не могла вступить во Всемирную торговую организацию. Камнем преткновения стал вопрос контроля грузов на КПП Южной Осетии и Абхазии. Грузия настаивала на том, чтобы в местах таможенного контроля присутствовали международные наблюдатели, в то время как Россия предлагала ограничиться предоставлением информации о прохождении грузов через КПП двух республик. Компромисс был достигнут лишь в октябре 2011 года под давлением Евросоюза. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх