На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Как устроен кремль-тайник

Пономарь-кладоискатель напал на 50-летнее сокровище, смотрите сами что было дальше!

Русские уже не узнают, зачем в 1682 году царевна Софья посылала подъячего Василия Макарьева в кремлевские подполья. Но только этот вояж привел Макарьева к повышению по государственной службе - стал дьяком Большой Казны. О том что увидел будущий дьяк в кремлевских тайниках, царевна Софья повелела молчать. Возможно, эта история так и канула бы в Лету, не окажись за отцом человека, выведавшего его тайну. Это был Конон Осипов, устранявший брак в церкви Большой Предтечи на Пресне. Он вошел в подземный ход в Тайницкой башне, после прошел под землей через весь Кремль и вылез через ход в Собакиной башне, известной сейчас как Угловая Арсенальная. А по пути вспомнил детство, увидев 2 палаты, запертые висячими замками на цепях. Получив достаточно времени, он разглядел зарешеченные окошечки палат. Здесь заглянул в них. Батюшки, в палатах находились сундуки - от полов до сводов.

После эти-то сундуки и не давали покоя Конону Осипову. Дьяк умер, столица переехала в Петербург, о кремлевских тайниках забыли (так, по крайней мере, казалось). И тогда Конон обратился к князю Ивану Федоровичу Ромодановскому, так как в его власти находился московский Преображенский приказ. Единственным приказом того стало повеление дьякам осмотреть вместе с Кононом палаты, а сам уехал в Петербург по делам. Дьяки с университетскими мозгами посчитали зазорным лезть под землю и поручили эту работу подъячему Петру Чичерину. Старинная лазейка подземелья была расчищена Осиповым и Чичериным в 1718 году. У дьяков, наверное, действительно был университетский ум, так как Петр с Кононом чуть не погибли, когда прямо перед их носом сверху свалилась земля. Вероятно, ситуация к тому времени требовала укрепления свода. И обратились тогда пономарь с подъячим к дьякам, чтобы укрепить свод, причем среди прочего они просили людей и лес. Но оба получили запрет идти далее.

Однако Бартельс своего времени не успокоился. "Лобачевский, - говорит о документах Комиссии фискальных дел от 1724 года известный историк Таисия Белоусова, - рассмотрел просьбу о продолжении раскопок. Об этом размышлял Сенат, а затем и сам Петр I. И вот тут лекции перешли в практику. Я считаю, что у Петра I обер-секретарем служил Я. Макаров. Лекция иного историка упомянет уже не Макарова, а Макарьева. Это сын того самого дьяка Большой казны Василия Макрьева". Благодаря пономарю, Петр I воскресил интерес к тайнику. Он познакомился с просьбой и начертал на ней: внимательнейшим образом расследовать данную ситуацию. Сверх всего царь прекрасно помнил тот день, когда после поражения под Нарвой ему срочно понадобились деньги для казны, и боярин Иван Прозоровский повел Петра тайными ходами к палатам под старыми приказами, где Алексей Михайлович спрятал на черный день для государства часть казны.

В итоге Конон Осипов приступил к раскопкам (для этого ему были выделено достаточно средств). Но в Тайницкой башне работа остановилась: никто не знал, что делать дальше, - проход был завален. Тогда он пытается проникнуть в подземелье у Собакиной башни. Хотя колодец и был полуразрушен, он рассчитывает спуститься туда, пробить замуровку и очистить подземный ход. Но вскоре во все щели подземелья хлынула вода. В воде по пояс добирается до кремлевской стены, но натыкается на новую замуровку. За стеной находилась библиотека, поэтому архитектор запротестовал, когда Конон захотел пробить и ее. Университетский ум, видимо, был и у него, решившего пробить стену в другом месте. Каждый шаг выводил его в сам Кремль. Подземное положение там не предусматривало никакого хода.

В 1734 году неугомонный пономарь цепляется уже за правительство Анны Иоанновны. Он выпрашивает у него разрешение. Для проникновения в подземелье он пытается перерезать ход сверху, с Ивановской площади. Для экспедиции пономаря секретарем Сената Семеном Молчановым были вызваны рекруты, которые вырыли немало рвов, но ничего найдено не было. Есть данные, что в 1736 году неугомонный пономарь снова хотел приступить к раскопкам, но чтобы им верить, недостаточно прямых доказательств, тем более незадолго до этого он умер.

Картина дня

наверх