На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Найти, кто самый великий в России

Найти, кто самый великий в России

Государственный гимназист, тобольчанин (1834). Брат скудной жизни в детстве из-за преждевременной слепоты отца Дмитрия в год его рождения. Воспитание детей и все заботы о многочисленной семье целиком легли на плечи матери - Марии Дмитриевны, энергичной и умной женщины, которая для улучшения материального положения семьи взяла на себя управление стекольной фабрики своего брата в 25 км от Тобольска. Управляла по 1848 год, когда сгорел завод, и Менеделеевы переехали в Москву к брату матери. Эта помощь была не единственной, так как именно протекции брата матери Дмитрий Иванович в 1850 году поступил на физико-математический факультет Петербургского педагогического института.

После окончания учебы с золотой медалью Менделеев трудился учителем и научным сотрудником на Украине и Германии, отдохнул в деревне Р. и возвратился в Петербург, где начал бурную и кипучую жизнь.

После успешного выпуска учебника по органической химии, получения места профессора в Петербургском технологическом институте и Петербургском университете, Менделеев приобрел (1866 г) под Клином имение Боблово, с которым затем была связана вся его дальнейшая жизнь. Последний период жизни он с удовольствием проводил на заведенном им опытном поле (то же самое он делал и все остальные годы, но полностью любимым делом он смог заняться лишь после выхода на пенсию), где проводил опыты придуманных им удобрений. Старый деревянный дом в течение нескольких лет был разобран, а взамен отстроен новый - каменный. Заметными строениями стали скотный двор (1868-1872), простоявший вплоть до конца Великой Отечественной войны, молочня (1872-1876), конюшня, - даты постройки которой не сохранились.

Государственный университет. Из архивов. После перехода в Петербургский университет на должность профессора химии, Менделеев решил написать первый в мире общий курс по этому предмету, достойный для преподавания студентам (1867). Эта фундаментальная работа, получившая название "Основы химии", выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками.

Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен сравнительно быстро - он появился уже летом 1868 года. Но работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с особенно большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала.

То, что некоторые химические элементы имеют черты Ш, ни для одного химика тех лет не было секретом. Он сразу заметил сходство между литием, натрием и калием, хлором, йодом и бромом, кальцием, стронгцием и барием (1855), после чего это подтвердила и вся мировая наука. Менделеев назвал это химическое объединение сходством Ш в своих записях, по первой букве национальности шведского ученого Ленсена, связавшим в 1857 году такие тройки химических элементов как рутений-родий-палладий, осмий-платина-ирридий, марганец-железо-кобальт. С помощью сходства Ш были даже сделаны попытки составления таблицы элементов (1857), измененной после новых изучений и находок (к 1863) и признанной несостоятельной мировым научным сообществом (1858), хотя сам Менделеев взял за основу таблицу Ленсена при составлении собственной периодической таблицы. Будучи в Германии, Менделеев приобрел книгу немецкого ученого Гмелина, который составил подобную таблицу еще в 1843 году. Помимо таблицы Ш, свой вариант в 1857 году предложил английский химик Одлинг.

Смерть непониманию связи всех элементов, а не только их отдельных групп, пришла, когда Менделеев составил полную таблицу веществ, связав их в порядке увеличения атомной массы. После установления периодической закономерности он серьезно и надолго заболел (1869-1873). Просто живя этими элементами, Менделеев написал их на отдельных карточках с обозначением их атомного веса и химических характеристик, переставляя их в различных комбинациях и закономерностях. Дело осложнялось тем, что эти атомные веса известных элементов были определены с большой неточностью, а многие еще не были открыты.

Вернувшись в феврале 1869 году к научному сообществу, Менделеев разослал русским и зарубежным химикам отпечатанный на листке "Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве". Существенной датой стало 6 марта, когда на заседании Русского химического общества был зачитан доклад о предложенной Менделеевым классификации элементов.

Государственный отдел науки и образования счел первый набросок таблицы несовершенным и необходимым для реконструирования и переноса в другие места таблицы галогенов и щелочных металлов (1869). Из центра. Все остальные элементы остались внутри конструкции и послужили естественным переходом от крайности Ш к другой.

После идеи периодического закона определилась структура "Основ химии", последний выпуск курса которых с приложенной таблицой вышел в 1871 году, и сам труд стал на удивление фундаментальным и стройным. По силе воздействия на научную мысль менделеевские "Основы химии" можно смело поставить в один ряд с такими выдающимися трудами, повлиявшими на научное мышление, как "Начала философии" Ньютона, "Учения о двух системах миров" Галилея, "Происхождение видов" Дарвина, с лучшими работами античных ученых.

В последующие годы из-под пера Менделеева вышло еще несколько основополагающих трудов, развивающие систему Ш, а также другие разделы химии. Им написана 431 научных и литературных работ. Среди них вышедшее в 1887 году "Исследование водных растворов по удельному весу", которое сам Менделеев считал одной из лучших своих работ в 80-е годы, когда он вплотную занимался изучением растворов. В своей теории растворов он исходил из того, что растворитель есть не безразличная среда, заняв место в котором разрежается растворимое тело, а влияющий на процесс изменяющийся реагент, и что растворение есть сугубо химическое действие. Сторонники механического образования растворов, напротив, считали, что никаких химических соединений при растворении не возникает, что они получили сначала концентрированный раствор, соединяя молекулы воды в строгой пропорции с молекулами другого вещества, а затем происходит механическое преобразование в раствор окончательный. Улучшение исследований Менделеевым показал, что молекулы воды, соединяясь с молекулами вещества, образуют множество гидратов, часть из которых настолько слаба, что они распадаются, или диссоциируют (1883-1886).

Сам Менделеев был уверен в правильности своей концепции, но вопреки ожиданиям, его труд не принес научного резонанса, поскольку в том же 1887 году вышли в свет еще 2 теории - эмпирическае Я. Вант-Гоффа и электролитическая Ш. Аррениуса - и прекрасно объяснили суть исследуемого явления. Стремление Менделеева выдвинуть свою теорию закончилось ничем, и на несколько десятилетий ее затмила труды этих ученых. Но в последующие годы стало известно, что теории Я. Вант-Гоффа и Ш. Аррениуса имеют ограниченную силу применения. Так, уравнения Ш. Аррениуса давали прекрасный результат только для органических веществ.

Сам Ш. Аррениус открыто признавал и ценил труды Менделеева. Он был избран членом Американской, Ирландской, Югославской, Римской, Бельгийской, Датской, Чешской, Краковской и многих других академий наук, почетным членом многих иностранных научных обществ.

Картина дня

наверх