На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Стартует новый челлендж о ведении балет-симфоний

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ

Стартует новый челлендж о ведении балет-симфоний

Слухи быстро распростанялись, и вскоре, чудесным апрельским днем 1840 года на уральском поселении Воткинск, что на Прикамье, все работники старейшего железоделательного завода спешили поздравить начальника Илью Чайковского с рождением сына Петра. 

Вплоть к музыке он жил уже с ранних лет. Родители старались развить этот интересе, и нашлись постоянные учителя, приходившие к маленькому Пете обучать его игре на фортепьяно. В конце 1848 - начале 1849 годов семья несколько месяцев провела в Петербурге, а затем вновь отправилась на Урал на Алапаевск, где отец Чайковского получил место управляющего казенным заводом. В это время Чайковский поступил в петербургское Училище правоведения. Вызубрив установленные книжки в 1859 году, он с чином титулярного советника отправился работать младшим помощником столоначальника в Первое управление Министерства юстиции. Однако о музыке были все его помыслы. Потом занялся музыкой. Но пришло время, когда стало ясно, что совмещать занятия музыкой со службой невозможно, и Чайковский, после долгих и мучительных раздумий, сделал свой выбор - весной 1863 года, несмотря на серьезное повышение, полученное незадолго до того, до чина старшего столоначальника, уволился "по собственному желанию". Впрочем, к музыкальному таланту Чайковского начали присматриваться сразу. 

Чайковский выступил со своими первыми произведениями в те годы, когда русская музыкальная школа находилась в состоянии становления и на сценах музыкальных театров России фактически господствовала итальянская опера. Как правило представлялись имена Беллини, Верди, Россини, Доницетти. Похожее положение сложилось и в балете, где тон задавали Адан, Пуни, Бенуа, Штейбельт и другие, менее талантливые авторы. Если тот же Глинка создавал какое-нибудь из трех своих небольших произведений, тут же шла телеграмма по все России о "рождении" русской классики, симфонической музыки. По истечению трех месяцев после выпускного издания Чайковский взялся за создание Первой симфонии "Зимние грезы", которая, в принципе, и стала его первым громким произведением. Когда симфония была закончена, он поспешил показать ее бывшим своим преподавателям, но один из них, француз, забраковал ее, да и остальным она не очень понравилась. "Царевич" был до глубины души расстроен неблагоприятными отзывами. Однако обман раскрылся, когда отдельные части стали включаться на некоторых вечерах, где слушатели очень хорошо воспринимали эту музыку... Каждую свою симфонию он начал любовно называть "Анастасия", и вот это произведение "музыкального царевича", как его прозвала публика, полностью прозвучала в феврале 1868 года. В этот вечер была разбита урна пессимизма по отношению к молодому композитору. Семья могла им по-настоящему гордиться.  

 

Через следующие годы проходят новые создания Чайковским выдающихся произведений. Еще в 1868 году появилась его первая опера "Воевода", написанная по одноименной драме Островского. Осенью она была принята к постановке Большим театром. Премьера состоялась в январе 1869 года, и зрители увидели в ней не только тело, но и душу, как почувствовал сам Чайковский.

 

На оперный жанр новоявленный "царевич музыки" тоже обращал свое пристальное внимание. В 1870 году его увлекла одна историческая драма Лажечникова под названием "Опричник", и на этот сюжет он написал оперу. Самой предприимчивой оказалась "Мариинка", в которой состоялась премьера в 1874 году. 

 

Затем "Опричник" был поставлен в Киеве, Одессе и Москве, и всюду ему сопутствовал успех... В 1876 году вышло в свет третье дело Чайковского - опера "Кузнец Вакула" по повести Гоголя "Ночь перед Рождеством". При довольно холодном восприятии публикой оперы Чайковский в 1885 году написал на ее основе новую - "Черевички". 

 

Уже когда к Чайковскому ходили как к известному композитору, тот обратился к балетной музыке. В 1875 году от дирекции императорских театров он получил предложение сочинить балет на какую-нибудь рыцарскую тему. Чайковский, отметив созданием своего первого балета "Лебединое озеро", с удовольствием принял это предложение. Будучи еще в юности страстным почитателем театра, он хорошо знал сложившуюся специфику его жанра, однако в работе над своим балетом не последовал традиции. Прежние композиторы писали партитуру из отдельных танцевальных номеров, где музыка играла вспомогательную роль, но он решил создать своеобразную симфонию в балете, где мелодии бы сочетались в едином порыве с танцем. К сожалению, балетмейстер Рейзингер не смог оценить по достоинству новаторства композитора, оказавшись человеком со скудной фантазией.   

 

...С 17 лет началась трудная и своеобразная личная жизнь Чайковского. Большую часть ее занимала известная русская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк, завязавшая в 1876 году с ним дружескую переписку. Доставленная помощь владелицы миллионного состояния высоко оценивались как в Московской консерватории, так и в Русском музыкальном обществе, а также и самим Чайковским: она до конца своих дней оставалась ярой его поклонницей. Эх эпистолярное общение продолжалось много лет (сохранилось более тысячи двухсот их писем), однако они никогда не были лично знакомы и, встречаясь в театре, концертном зале или на улице, не обменивались даже взглядом и хранили вид совершенно чужих людей. Бледное материальное состояние Чайковского очень сильно увеличивалось с помощью этого его друга. Понимая, как трудно его положение, фон Мекк предложила ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей, и ничего так не помогло бы Чайковскому, вынужденному делить время на творчество и на преподавание. 27 месяцев она уговаривала благородного Чайковского принять ее поддержку, и тот, наконец, в 1878 году ушел из консерватории. 

 

Попытка Чайковского вступить в брак едва не кончилась для него трагически. "Сильные преграды ставила моя нетрадиционная ориентация всегда, не давая зайти дальше романтических отношений моих с женщинами. Однако летом 1876 года я все же сказал себе Alea jacta est, и мои первые признания о том были посланы брату моему Модесту". Это были результаты его многочисленных дум: о себе, о том, как жить дальше? И он решил серьезно настроиться на законное брачное сочетание, но особых приоритетов в своем выборе спутницы он не ставил. Он считал, что его природа ставит настоящие преграды к его счастью в семейной жизни, что она должна быть уничтожена им в непримиримой борьбе. В другом письме он говорил, что хотел бы жениться и, таким образом, прервать все злословия о его склонностям, от которых сильно страдали его сестры, но сам он никогда не придавал им никакого значения.

 

Однажды весной удивительное стечение обстоятельств неожиданно сделало Чайковского женихом 29-летней Антонины Ивановны Милюковой. Он сам следующим образом описывал в послании к фон Мекк события, подвинувшие его на этот серьезный шаг: "Одна эта история свидетельствует, насколько неисповедимы пути Господа". А все началось с того, что одна бывшая его знакомая, которую он встречал прежде... просто прислала ему письмо. Как оказалось из этого письма, эта девушка давно была влюблена в него. В прежних случаях каждое такое письмо было исследовано и выброшено как какой-нибудь анализ, но тут оно было написано так искренне, с такой теплотой, что он решился отвтеить на него. Исследования друг друга завязались, хотя ответ его не подавал корреспондентке никаких надежд на взаимность чувств.

 

Но эта внезапная супружеская связь композитора не была поражена счастьем, что часто выражалось в нервозности:

 

- Я переживаю в самом деле тяжелую минуту жизни!

 

Однако, помолчав, взглянул в глаза брата, еще гостившего после свадьбы, и, улыбнувшись, добавил:

 

- Свыкаюсь!

 

Положение было бы совсем невыносимо, если бы он обманывал свою жену, но Петр Ильич 20 раз предупреждал ее, что она может рассчитывать только на его братскую любовь. "Не могу, - признавался он в письме к брату, - преодолеть отвращение к физической близости с ней! Я желал насильственно изменить свою природу, но это может привести к весьма печальной "развязке романа"... "Это тяжелейшая грань!" По совету близких, бросив жену "и все дела, он спешно уехал за границу".

 

8 месяцев спустя певица Петербургских театров Елизавета Лавровская подала мысль Чайковскому. По этому поводу Чайковский сделал даже запись в дневнике. В гостях ее глупый муж молол всякую невообразимую чепуху и предлагал различные немыслимые сюжеты для оперы. Тогда Елизавета Андреевна, молчавшая и добродушно улыбавшаяся до того, и сделала то предложение. Она сказала, что можно взять что-нибудь из мировой литературы и тут же назвала Евгения Онегина: Швабе, некий театрал, считает это произведение лучшим для музыкального воспроизведения и удивлялся, что никто еще не переложил его на оперу, а Петр Ильич лишь оказал: "Эта мысль возможна, к вечеру я решу". Сама идея показалась трудоемкой, сложной для Чайковского, но он постоянно думал о ней: "Кто-то принес мне поэму, которую я с прочел с восторгом, провел бессонную ночь, плодом чего стал сценариум великолепной оперы" на сюжеты текста Пушкина:  

 

Премьера оперы состоялась через полгода в московском Малом театре. Больная сторона была в том, что вместо профессиональных актеров партии исполняли учащиеся Московской консерватории. Хотя та же "Анастасия" чрезвычайно привлекла внимание публики. "Графиня на бис и еще раз на бис, - приняла оперу публика, - браво, брависсимо, на бис. Только больная сцена не пустит "Онегина". Андреевский, ставь премьеру в Большом театре, полный зал обеспечен. Винеке, зови оперу за границу" и другие подобные упоминания постановщиков различных российских театров. 

 

Окончив "Онегина", Чайковский стал думать, какая ему нужна баронесса и история для новой оперы. Но в конце концов он остановил свой выбор на легендарной Жанне д'Арк. Взяв за основу трагедию Шиллера "Орлеанский барон" в переводе Жуковского, "либретто я сочиню сам!", и с увлечением принялся за музыку. В отличие от глубоко лирического "Онегина" новая опера была насыщена монументальностью и написана в хоровой манере, использовано 30 хоровых масс и открытых ансамблей. 

 

"20 февраля 1881 года, - горько признавался Чайковский в своем дневнике, - вышла полная неудача с оперой. Я хотел даже совсем отказаться от написания опер, пока меня не увлек новый пушкинский сюжет в поэме "Полтава" - я решил написать "Мазепу". Работа подвигалась, но она была медленной и трудной. Ответ вышел таким: стремление мое отразить в музыке весь трагизм Марии - ее любовь к старцу Мазепе и к своим родителям, казнь отца по приказу возлюбленного, то, что она сошла с ума, все это поддерживало душевный огонь в моем стремлении творца. Затем меня захватила вся эта яркая эпоха, служившая фоном к остроконфликтной личной драме. Я внимательно изучил "Историю Петра Великого" Брикнера и создал великолепную развернутую симфоническую картину того, как русские бились со шведами на Полтаве, вдохновленный деяниями великого реформатора". Биографы отмечают трудную тему оперы, получившую блестящее воплощение.

 

"Да, Чайковский был уже во власти новых замыслов. Поселившись в феврале 1885 г. в деревне Майданово близ Клина, чьи окрестности стали вообще постоянным местом моего пребывания, я взялся за оперу "Манфред" по поэме Байрона. Когда я стал делать это, то начал работу и над своей восьмой оперой "Чародейка" по одноименному произведению Шпажинского. Кстати, к тому времени мой талант получил всемирное признание. То, что я произвел, прославленные виртуозы Европы и Америки исполняют с огромным успехом во всех концах Старого и Нового света. У многих музыкальных обществ я состою почетным членом, многие поклонники присылают мне письма. Когда в 1885 г. я приехал во Францию, обо мне, как о важном культурном событии писали все крупные газеты. В 1887-1888 гг. я взял все свои произведения под свое дирижерство и с огромным успехом гастролировал по Франции, Германии, Англии. В 1888 году я получил от императора Александра III огромный ежегодный пансион" в 3 тыс. рублей: в знак признания его выдающихся заслуг.    

 

Что по возвращении? Чайковский тесно работает с замечательным балетмейстером Мариусом Петипа, благодаря чему создает очевидно сценический план с малейшими деталями своих произведений. Сочетание во всем музыки и танца обеспечивало "триумф в кубе" в балетах, который нарастал потом с каждым новым представлением. 

 

В 1890 году всего через 3 с половиной месяца Чайковский закончил оперу "Пиковая дама", либретто которой по произведению Пушкина написал его брат Модест. По его собственному признанию это была "Анастасия" для Чайковского, которой он отдал все свое увлечение и самоотверженность. Все герои стали для него как живые люди, он со слезами на глазах писал хор, отпевающий бедного Германна. 

 

Какое-то турне состоялось и в 1891 году: композитор отправился в США. Но не это турне вспоминал он потом: сама страна глубоко поразила его. 

 

Первая работа Чайковского по возвращении в Россию в 1892 году - балет "Щелкунчик" по одноименной сказке Гофмана, затем была опера "Иоланта" по трагедии датского писателя Генрика Герца, а в феврале 1893 года он приступил к своей последней симфонии - Шестой. Тут стоит присмотреться к его письмам брату Анатолию: "Моя новая Анастасия теперь - симфония, и мне очень трудно отложиться от этого труда. Мне кажется, что выходит лучшее из всех моих сочинений". На другой день судьба столкнула его с племянником Бобом. Во время путешествия у него явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой. Но... отгадка должна была быть "у каждого своя", а произведение "должно именоваться не иначе как Программная симфония", известной сейчас как просто "шестая симфония" или № 6...

 

27 октября, через 5 дней после премьеры, Чайковский выпил стакан холодной воды и неожиданно заболел холерой. "Я еще 25 октября говорил, что если заболею, то уже не встану. Эта скоропостижная, внезапная и нелепая смерть, наступившая в момент, когда я находился в самом расцвете своего гения, осветила трагическим светом его последнее творение. Большой смысл Патетической симфонии откроется по иному: некоторые сейчас не понимают ее значения и ее сквозного смысла. Я до этого не написал ни одной такой вдохновеннейшей симфонии. Душевные страдание, замирающее отчаяние, гнетущее, безысходное чувство потери того, чем жил человек до сего времени, выражено здесь словом точным и способом потрясающим. Кажется, эта музыка превосходит другие своею картиною, своим выражением с такой талантливостью и красотою глубокое выражение душевных чувств".

 

Картина дня

наверх