На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

О ЧЕМ ДУМАЛИ ФРОНТОВИКИ

Номинация:
«Треугольники с войны»

О чем думали фронтовики

Мой прадедушка
Лучинкин Василий Федорович

Семеннов Артём Евгеньевич,

ученик 5 класса МБОУ Большетумановская ООШ

Арзамасского района

Нижегородской области

Я читаю письмо,

Что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой…

В нашем семейном архиве хранятся письма с фронта моего прадедушки по папиной линии Лучинкина Василия Федоровича. Раньше они находились у моей бабушки Семенновой Нины Васильевны, а теперь перешли на хранение к нам. Это настоящие военные треугольники: 20 писем, письмо от врача, которая лечила прадедушку в госпитале, и похоронка. Письма уже пожелтели, они все истерлись на сгибах, многие буквы потускнели.
Эти письма мой прадедушка писал с войны своей жене Пелагее и детям Василию, Нине и Александру. Об этом нам рассказывала бабушка.
В своей работе я хочу рассказать о том, где и как воевал мой прадедушка Лучинкин Василий Федорович, как был ранен. А также рассказать о том, что прадедушка писал своей семье.

 

Герой в моей семье

 

 

Лучинкин Василий Федорович, прадед Семеннова Артёма

Еще той ночью игры снились детям,

Но грозным ревом, не пустой игрой,

Ночное небо взрезав на рассвете,

Шли самолеты на восток.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. В первые же дни войны много односельчан из села Большое Туманово ушли сражаться  за Родину. В их числе ушел на войну мой прадед Лучинкин Василий Федорович, 1899 года рождения. Ввиду того, что к началу войны ему было 42 года и в таком возрасте из Туманова было человек 20-30, их всех временно оставили в городе Арзамасе и поселке Ломовка охранять военные склады. Командиры говорили, что возраст немолодой и война скоро кончится, на фронт они не попадут.
Но конца войны было не видно, потери наших войск были большие, и к концу 1942 года их всех отправили на фронт. Мой прадедушка Лучинкин Василий Фудорович попал на Курскую дугу. Участники этой битвы знают, какие там были страшные бои, даже железо не выдерживало – плавилось, было даже такое впечатление, что горели небо и земля.

Лучинкин Василий Федорович (второй справа в нижнем ряду)


В боях на Курской дуге он был ранен в руку, лежал в госпитале, потом снова участвовал в боях, был тяжело ранен в позвоночник и перевезен в госпиталь в город Караганду. Семь месяцев писал ободряющие письма, что ему будет лучше, и он скоро вернется в семью, но этого не случилось. 25 декабря 1943 года он умер.
Похоронен прадедушка в Карагандинской области, в селе Б.Михайловка. В послевоенное время там был поставлен памятник, на котором есть мемориальные доски с именами и фамилиями всех умерших в Караганде в госпитале. Следопыты прислали прабабушке фотографии братской могилы и памятника и приглашали посетить могилы погибших.
В Книге памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне, на странице 352, есть запись о моем прадедушке. В ней говорится, что Лучинкин Василий Федорович умер от ран 25 декабря 1943г. и похоронен в с.Михайловка Карагандинской области.

 

 

 

Солдатские треугольники

Долгожданные солдатские треугольники

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог…

Все письма прадедушки написаны простым карандашом и свернуты треугольником. В начале войны письма посылали в обычных конвертах, но потом конвертов стало не хватать. Солдаты стали складывать письма особенным образом – треугольником.
Почти все письма моего прадедушки начинались такими словами:
«Письмо на Родину. Здравствуй, дорогая и милая, и горячо любящая супруга Поля и милые и дорогие детки Вася, Нина, Шура и Маруся! От известного вам Василия Федоровича шлю я вам от души и чистого сердца глубочайшее почтение. И желаю от господа Бога доброго здравия и всякого благополучия в жизни вашей и желаю быть здравыми навсегда».
Первое письмо пришло 25 февраля 1943 года. Он пишет: «…Поля и Вася, я пока жив и здоров, но ранен в левую руку, нахожусь в г.Курске в полевом госпитале…Наверное, я не дождусь той минуты и того часа, когда получу от вас письмо, и у меня сердце болит и разрывается, потому что долго я не получал от вас письма, но ничего не поделаешь, может дождусь…»
Ранение у прадедушки было тяжелое, но он не хотел, чтобы семья переживала о нем, и писал, что ранение у него легкое. Он переживал о своей семье и очень скучал.

Письмо на Родину
1 марта 1943г: «…В настоящее время я жив и здоров, нахожусь в госпитале, легкое ранение, рана не опасная, скоро заживет… Наверное, не будет того часа, когда бы я с вами повидался. Хотя бы на один час я прилетел к вам и хотя бы услышал ваши ласковые слова, поделился бы мнениями и хотя бы посмотрел на вас… Я был бы очень доволен, и как детки ко мне ласкались, я бы не спускал их со своих рук. Они наверное меня вспоминают, и ты Поля наверное больше всех думаешь, потому что никто так не любил, как ты…».
Прадедушку Василия Федоровича перевели в другой госпиталь, адрес поменялся, поэтому письма от родных долго не приходили, а ведь он так их ждал!
15 марта 1943г: «…Я пока жив и здоров, нахожусь от Курска в 10 километрах в деревне Сапогово в госпитале и еще сообщаю, мне 14 марта была комиссия, оставили пока на 10 дней и после куда пошлют, не знаю. Никак не могу получить от вас ответа и хотя бы несколько слов, узнать, все ли вы живы и здоровы и как живете. Хотя бы несколько строк, и то бы я как с вами наговорился. Я вам посылаю, наверное, уже 8 письмо, а от вас нету ни одного…».
31 марта 1943г: «…Я нахожусь в г.Курске в запасном полку, а потом через несколько время может быть опять на фронт. Я вас прошу, молю Бога, чтобы ежели мне придется снова быть на фронте, чтобы Бог помог мне вернуться живым и прийти к вам и жить обратно, благодаря Бога… Я ни одной минуты не забываю, и я думаю об вас..».
Но на фронт Василий Федорович не попал, его опять отправили в госпиталь, так как открылась рана. Но, несмотря на свое тяжелое положение, он очень переживал за семью. В письмах он постоянно интересуется, как они живут, как с питанием. Беспокоили его и новый урожай, и дела в колхозе. Он даже попросил посеять для него табак в огороде, надеялся, что вернется домой. 

Письмо на Родину
15 апреля 1943г: «…10 числа наша часть пошла в маршевую, но меня комиссия направила в госпиталь, так что у меня открылась рана, я нахожусь в госпитале, и сколько пробуду, не знаю… Узнать бы, как вы живете, что делаете, и как у вас с продуктами, питания хватит ли до нового урожая… Я пока жив и здоров, Бог поможет и вернусь, и заживем, как жили раньше. И мне охота узнать, кто сейчас дома из товарищей и как что делает колхоз, как идет дело, наверное, уже пашут. И что вы будете сеять на усадьбе, садите табаку, может, Бог даст, вернусь… ».

В второй половине апреля 1943 года прадедушку Василия Федоровича перевели в госпиталь в г.Елец, а затем в г.Рязань. Он, как настоящий крестьянин, переживал, что будет сажать семья на усадьбе. Сыну Василию он дает наказ помогать матери, но очень переживает, что Вася еще маленький, ему тяжело.

22 апреля 1943г: «…Вася, помогай матери в хозяйстве, совместно решайте, что и как лучше сделать для хозяйства и берегите себя, не изнуряйте…».

25 апреля 1943г: «…Я только и думаю о вас, а особенно как вам, поди, трудно, Вася малолеток, а приходится работать. Кабы был я, я бы много работать не дал… Вспоминают ли меня Нина и Шура? Я почти каждую ночь вижу вас, и сердцу становится легче…».
Письма из дома не приходили долго, но наконец-то дошли. 

Братская могила героев в селе Б.Михайловка. 
Фотография сделана следопытами.
8 мая 1943г: «Спешу вам сообщить, что я за от вас за несколько месяцев получил долгожданную весточку и не могу описать той радости, которую я получил в телеграмме. И у меня сердце чуть не вылетело и успокоилось, когда я прочитал, что вы живы и здоровы, и я буду знать, кому писать письма, о то я все время думал, живы или нету…».

12 мая 1943г: «…Меня перевели в команду выздоравливающих при том госпитале, теперь мы начинаем кое-что работать. Пробудем здесь может полмесяца  а может и больше, а может, останемся работать, косить и пахать и все, что придется…».
В письме от 18 мая прадедушка сообщает, что его выписали в часть, но куда, пока не знает. А 3 июня пишет, что их везут в запасной полк. Следующие письма начали приходить только в августе.

8 августа 1943г:
 «… Сообщаю вам, что я пока жив и здоров, нахожусь пока все в этой части, в минроте, находимся на формировке. Мы участвовали в боях и теперь ждем пополнения, но сколько простоим, не знаем, стоим уже 15 дней… Поля и Вася, я хочу вас просить об одном, я очень об вас соскучился и нельзя ли как-нибудь прислать карточку, ежели негде сняться, то хотя старые какие есть, я хотя бы посмотрел на вас. И лучше, ежели бы сняться, а то на Нину и Шуру нет карточек…»



Памятник погибшим.
Фотография сделана следопытами.



23 августа 1943г:
 «…Вам придут наверное деньги 97 рублей, это мое жалованье, нам их на руки не дают. Я занимаю должность наводчика миномета, теперь мы стоим километрах в 10 от Курска, занимаемся минометом. Стоим в лесу, стало холодновато…».
На Курской дуге прадедушка был тяжело ранен и отправлен в госпиталь в Караганду.
20 октября 1943г: «…Сообщаю, что я прибыл на место, в г.Кураганда. Везли очень долго, ехали 9 суток, я ехал очень тяжело. Вот уже месяц, как я не хожу, а все лежу, и нога очень ломит, не дает покоя, наверное, пролежу долго…».

Последнее письмо написано 14 декабря 1943 года чужим почерком: «…Я жив, самочувствие хорошее. Здоровье улучшается, пока еще не хожу… Кормят хорошо, дают молоко, колбасу. Как только поправлюсь, то приеду домой со снятием с воинского учета. По получении моего письма пишите мне про вас. С тем остаюсь жив. Желаю вам здоровья. До свидания. Лучинкин Василий».

 

 

Письмо от врача

 

Письмо от врача из госпиталя. 
Фамилия врача неразборчива.



В моей семье все очень удивляются, что прабабушке пришло письмо от врача, которая лечила дедушку в госпитале. Ведь тогда было столько много раненых, работы у врачей было очень много, они работали день и ночь, делали операции. И все-таки врач нашла время, чтобы написать небольшое письмо семье раненого солдата, что они его вылечат, и чтобы семья писала ему письма и ждала. Вот это письмо.
 «П.Н.Лучинкина, письмо от врача, которая лечит Вашего мужа. Сообщаю, что состояние его крайне тяжелое. Ранен он тяжело. Постараемся приложить все усилия, чтобы поставить его на ноги и вернуть в семью. Вас прошу не отчаиваться и писать ему ободряющие письма. 24 декабря 1943г. Врач Качаева».
На почтовом штемпеле стоит дата: 25.12.43г. А 22 января 1944 года от Арзамасского военкомата пришло извещение о смерти.
«Извещение Арзамасского районного военкомата. 22 января 1944г № 19-28.
Ваш муж, красноармеец Лучинкин Василий Федорович, уроженец с.Туманово Арзамасского района Горьковской области, в бою за Социалистическую Родину, верный присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 25 декабря 1945 года. Похоронен: Карагандинская область, с.Б.Михайловка. Подпись: майор Краснов».

 

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

В своей работе я рассказал о своем прадедушке Лучинкине Василии Федоровиче, о том, где и как он воевал, что писал в письмах домой. В ходе работы из писем прадедушки я узнал, что он воевал на Курской дуге, два раза был ранен и долго лежал в госпитале.
Все письма начинаются словами «Письмо на Родину». Наверное, он очень хотел вернуться домой, на Родину, в Туманово, вспоминал свое родное село и жизнь до войны. Все солдаты очень тосковали по родному дому, по своей семье. Меня поразило, что прадедушка в каждом письме писал «Здравствуй, дорогая и милая, и горячо любящая супруга Поля и милые и дорогие детки Вася, Нина, Шура и Маруся!». В письмах прадедушка старался успокоить своих родных, писал, что он жив, здоров, что скоро вылечится.
Читая письма с фронта, я узнал много сведений о Великой Отечественной войне, о том, как воевали простые солдаты. Узнал, как раненые лечились в госпитале. Меня удивило, что прадедушка в письмах интересовался не только жизнью семьи, но и спрашивал о том, как идут дела в колхозе, что сеют на полях.
Все письма уже пожелтели, истерлись на сгибах. Наверное, их очень часто читали и радовались, что прадедушка жив! 
Эти письма всегда хранились в доме моей бабушки в особой сумочке, которая теперь хранится у нас. В них история нашей семьи.

Мемориальная доска с фамилиями погибших. 
Лучинкин В.Ф. - седьмая строка сверху.
Фотография сделана следопытами.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх