Что внутри дворца в Царицыне: роскошные залы, по которым никогда не ходили цари
Большой Царицынский дворец — случай уникальный, ведь его роскошные парадные залы — это не реставрация и не попытка восстановить историю по архивных эскизам. Это фантазия современных художников: во дворце никогда не было исторических интерьеров, ведь его не успели достроить. История дворца — драматический сериал с предательством, заговорами и несправедливостью судьбы. Давайте прогуляемся по залам с хрустальными люстрами и сусальным золотом и узнаем о придворных интригах.
Дворец в Царицыне, знаменитый красно-белый замок, построили в конце 18 века. Но он не выглядел так, как сейчас, более того — в таком виде его и не планировали. Неожиданно, правда? Почему так получилось, в двух словах не объяснить. Придется перемотать наш сериал к первому кадру — в 1775 году Екатерина Вторая велела придворному архитектору Василию Баженову построить новую императорскую резиденцию в готическом стиле. Готику тогда понимали как что-то за рамками принятых норм, поэтому Баженов соединил древнерусское зодчество с московским барокко. Екатерина Вторая одобрила.
Баженов строил дворец 10 лет. Денег постоянно не хватало, архитектор писал чиновникам одно письмо за другим и даже брал кредиты под свое имущество, чтобы расплатиться с рабочими. От императрицы он так и не услышал, что она хотела видеть внутри дворца. В 1785 году Екатерина Вторая наконец приехала в почти готовую резиденцию и... молча развернулась: дворец ей не понравился. Тесный, с низкими потолками, узкими лестницами. Баженов попал в опалу. Скорее всего, дело было не во дворце, а в том, что императрица заподозрила его в заговоре. Баженов общался с масонами, а они поддерживали ее нелюбимого сына Павла.
Екатерина Вторая назначила архитектором его ученика Матвея Казакова, тогда уже лучшего зодчего Москвы. Тот стоял перед выбором: затмить наставника и разрушить его карьеру или пожертвовать своей репутацией и вызвать недовольство императрицы. Казаков выбрал первое. Он разобрал дворец Баженова, перечеркнув 10-летний труд учителя, и построил новый, еще величественнее прежнего — с замковыми крышами, остроконечными башнями и стрельчатыми окнами. Однако и Казакова ждала неудача.
Через 5 лет строительство заморозили — деньги уходили на русско-турецкую войну. Через 3 года его возобновили, но проект удешевили. Императрица приказала упростить декор крыш, убрать третий этаж и помпезный тронный зал. Замысел Казакова развалился. А потом в 1796 году Екатерина Вторая внезапно умерла: внешнюю отделку дворца закончили, а вот внутреннюю не успели — Павел Первый остановил работы. Проект интерьеров не сохранился.
В 19 веке Царицыно превратили в парк для загородных прогулок, затем здесь построили дачный поселок, а после революции разместили коммуналки, дом культуры, музей истории. Дворцовый ансамбль стал руинами. За его восстановление взялись в 1984 году, когда Царицыно передали Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. Реставрации добивался его первый директор, художник Илья Глазунов.
В 2005 году приступили к реконструкции Большого дворца. Башни и крышу воссоздали по первому проекту Матвея Казакова, отвергнутому императрицей ради экономии. А два этажа оставили, как в измененном проекте. Поэтому в облике дворца нет исторической точности. Внутри создали два парадных зала, Таврический и Екатерининский, — это стилизация в духе сохранившихся императорских резиденций. Дворец открыли в 2007 году.
Таврический зал украсили мраморными колоннами, хрустальными люстрами и живописной росписью в технике гризайль — это имитация лепнины. Плафон на потолке оформил художник и архитектор Игорь Лозинский. Портреты на стенах нарисовал художник Василий Нестеренко. А бюсты — работа творческого коллектива скульптора Александра Бурганова. Екатерининский зал отделали сусальным золотом. Здесь, как и в Таврическом зале, деревянный паркет, хрустальные люстры и дубовые двери с латунными ручками, но колонны сделали не из мрамора, а из оникса, а на потолке — настоящая лепнина.
В конце зала скульптура Екатерины Второй — ее создали не современные мастера, а знаменитый скульптор Александр Опекушин в 1896 году. В 30-х годах прошлого века мраморную фигуру Екатерины (она весит 3 тонны) хотели превратить в бюсты Маркса, Ленина и Сталина, но эти планы не реализовали. Долгое время работа Опекушина стояла в картинной галерее в Ереване, а потом вернулась в Москву. Так что во дворце-новоделе существуют и исторические детали. Хотя и сам современный дворец когда-то станет историей. А вы что думаете?
Свежие комментарии