Три последних мятежных князя Древней Руси
Князь первый: когда появились конкуренты
Когда-то жил галицко-звенигородский князь. Нет, родился однажды у великого московского князя Дмитрия сын. Или, чтоб никто не возмутился, родился сын у Димитрия. Чтобы быть совсем правильным, то у Ивановича (Иоанновича): родила великому князю Донскому сына Евдокия, дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича.
В правление Василия I этот сын Дмитрия Донского Юрий выполнял многие важные поручения старшего брата. Он ходил в походы на Торжок и Новгород Великий, на татар (на Волге и Каме), повоевал Двинскую и Заволжскую земли. Однажды, после занятия великокняжеского стола племянником Василием II, он начал с ним борьбу за верховную власть в Северо-Восточной Руси, которая проходила с переменным успехом. У Юрия дважды, в 1433 и 1434 годах, получалось захватывать Москву, где он объявлял себя великим князем. Но этот звенигородский Тесей княжил в Москве непродолжительно. Умер он, правда, великим московским князем, благодаря чему был похоронен в Кремлевском Архангельском соборе. Здесь при его непосредственном участии были созданы великолепные памятники древнерусской архитектуры. Это, возможно, Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор в Савво-Сторожевском монастыре, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.
Князь второй: неудавшиеся кампании мятежного претендента
Далее исторический лабиринт приводит нас к галицкому князю Василию Косому. Который, очевидно, был сыном галицко-звенигородского князя Юрия - в крещении Георгия - Дмитриевича, или Димитриевича. Правда, правил Василий Косой не только в Галиче, но и в Костроме.
После смерти Юрия Дмитриевича в Москве в 1434 году объявил себя великим князем, но, как и немецкий оккупант в Великую Отечественную, был изгнан из столицы "Северо-Восточной поднимающейся Руси" Василием II и двумя своими братьями - Дмитриями Шемякой и Красным. И тут проявился у него этрусский характер упрямого завоевателя (в 1434 г. н. ст.), и отправился Василий в Новгород Великий и Кострому: для выступления против Василия II ему необходимы были войска. В сражении на реке Которысли в 1434 году Василий Косой потерпел поражение от великокняжеских войск и заключил с Василием II мир, по которому получил во владение Дмитров. Но вскоре конь его, танцуя под ним, снова вынес неуемного князя против Василия II. За это был вторично разбит у села Скорятина в Ростовской земле, бежал с поля боя, но попал в плен к Василию II, по приказу которого был ослеплен, после чего Косой сошел с политической сцены.
Ученые считают, что Василий Косой был очень жестоким человеком, что подтвердилось его кровавой расправой над сторонниками Василия II во время борьбы за власть.
Гроб его внесен в коридор Кремлевского Архангельского собора в Москве.
Князь третий: очередной и несколько более удачливый мятежник
Вопреки недовольству многих, княжил как в Угличе, так и в Галиче. Доказывая правомочие своих властных вожделений, ссылался лишь на то, что является сыном Юрия (или Георгия, в православном контексте) Дмитриевича, князя галицко-звенигородского. Но это не устраивало его противников, как и не успокаивало их то, что князь этот, Дмитрий Шемяка, является внуком самого Димитрия Донского.
Это был символ активного участия в борьбе против великого московского князя Василия II в рядах своего отца Юрия Дмитриевича и брата Василия Косого. В 1434 году его притязания на власть были отчасти удовлетворены Василием II, когда получил во владение Углич. Но на этом он не успокоился, восстал снова на Василия II в 1446 году, захватил его в плен, приказал ослепить и отправить в затворничество в Углич. Все это позволило ему провозгласить себя великим московским князем. Но, не иначе как под давлением общественности, освободил из заточения Василия II Темного и дал ему во владение Вологду. Жестокость и несправедливость Дмитрия Шемяки привели к тому, что многие люди ушли от него к "отверженному" Василию II Темному, после чего тот вновь занял Москву, а свергнутый князь удалился в Галицкую землю. На конец 40-х - начало 50-х приходится последний период ожесточенной битвы за великокняжеский стол (в процессе этого противостояния Дмитрий, однажды, пришел со своими войсками incognito как Cezarius "отцовского наследия"), который не завершился для него ничем.
А "успокоился навеки" Дмитрий в Новгороде и был похоронен в местном Юрьевом монастыре. Вероятно, он был отравлен по приказанию Василия II. Первый документ о нем - сатирическая "Повесть о Шемякином суде". За ней стоит дата 17 века, хотя, отчасти, упоминания об этом князе встречаются в более древних "архивных документах". Дмитрия Шемяку выводили как неправедного судью, а потом еще и как взяточника. Держась правил "священных догм", русская православная церковь предала Дмитрия Шемяку анафеме.
Свежие комментарии