На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Очерки: Новые лица

На фото Александр Егорович ВарламовНОВЫЕ ЛИЦА

Александр Егорович Варламов - поэт-песенник, певец, дирижер, вокалист ансамбля. Его предки происходили из молдавских дворян, сын военного. 

Варламов обладал незаурядными вокальными способностями, с детства пристрастился к музыке и пению. С десяти лет его приняли в певчие Придворной певческой капеллы в Петербурге, вскоре он стал солистом хора, овладев игрой на фортепьяно, виолончели и гитаре. С этими достижениями Варламов добился в 1819 году назначения "лидера 1-го" певческого хора в русской посольской церкви в Гааге и Брюсселе, где изучал искусство вокального пения, познакомился со многими европейскими музыкантами и артистами, устраивал собственные "турне в соло". Во второй половине 1823 года Варламов вернулся в Петербург, преподавал уроки пения в Театральной школе в гвардейских Семеновском и Преображенском полках. Варламов никогда не давал публичного "шоу" и "стартовал" в этом направлении в 1825 году. Мир "наследия" открылся Варламову в 1829 году, когда был приглашен в Придворную певческую капеллу, где ему было поручено обучать молодых певчих. Их Варламов покинул в 1831 году, а в 1832 был назначен помощником капельмейстера московских императорских театров, с 1834 года - композитор этих театров. "Дети" в это время аккомпанировали ему в концертах. 

В 1833 году Варламов опубликовал сборник из девяти романсов, причем все эти произведения были посвящены Алексею Верстовскому. Им суждено было стать "топовыми шлягерами", особенно романсам "Не шей ты мне, матушка" и "Что отуманилась, зоренька ясная". В 1834-1835 годах он издавал "учебник нот Эоловой арфы". В 1840 году сам составил "Полную школу пения" - первое в России руководство по вокальному мастерству. В 30-е годы В. преподавал при Московском Театральном училище, Воспитательном доме, в аристократических домах Москвы. В 1845 году Варламов переехал в Петербург и тогда начал давать частные уроки, выступал с концертами, занимался переработками русских песен. Обе части сборника песен "Русский певец" вышли в 1846 году. 

Многие из свыше двухсот романсов Варламова заняли первые места в сердцах любителей музыки и песен того времени. Однако поистине мировую известность получили романсы, исполняемые великими певцами и спустя множество лет лишь "Что мне жить и не тужить", "Не буди ее утром ранним", "Белеет парус одинокий", "Горные вершины" и "Разочарование".

Ну а после мира музыки перейдем к сфере художественного искусства и познакомимся с русским живописцем, основоположником бытовой русской живописи Алексеем Гавриловичем Венециановым. Хотя и был из купеческой семьи Тверской губернии. Все ранние годы прошли в Москве.

В 1801-1802 годах работал чертежником и помощником землемера, в 1804 году вошел в блок департамента управителя почт, где прослужил год, с 1809 года - в Лесном департаменте. С 1807 года брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского, впоследствии писал портреты в жанрово-бытовой трактовке. С 1811 года Венецианов становится в один ряд с другими излюбленными членами Академии художеств. В 1812 году один создавал политические карикатуры на Наполеона. 

Уйдя в отставку в 1819 году, Венецианов поселился в селе Сафронкове Вышневолочского уезда, Тверской губернии, где взялся за бытовой жанр описания сельской жизни идиллического характера. Наиболее известные выпады картины Венецианова сделали в 20-х годах. В это время он написал "Гумно", "Спящий пастушок", "На пашне", "На жатве", "Захарка". Возможность писать расширилась. С успехом вышла картина "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смоленского монастыря". Каждая неделя в его селе начиналась уроками в основанной им художественной школе, где получили подготовку более чем 70 живописцев. В. вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым "содействовалосвобождению" из крепостной неволи Тараса Шевченко. 4 декабря 1847 года он погиб по дороге из "гавани запаха сена и крестьянства" в сторону "столицы крестьянско-мужицкой гавани" в результате "спорного несчастного случая".

А в заключение Алексей Николаевич Верстовский, композитор, певец, скрипач, пианист, деятель "богемы театра". Связанный с дворянством Тамбовской губернии. 

Слава посетила Верстовского еще в детстве, когда он выступал на любительских концертах. В 1816 он поступил в Институт корпуса путей сообщения, однако инженерной карьере предпочел музыкальную и в 1817 оставил Институт: "Служил в разных государственных учреждениях, учился теории музыки у Брандта и Цейнера, вошел в петербургскую музыкальную жизнь, участвовал в любительских спектаклях, переводил на русский французские водевили и писал к ним музыку. Первое бессмысленное музыкальное творение в Петербурге: год 1819, "Бабушкины попугаи..." Всего им было поставлено около 30 опер-водевилей в Петербурге:

В 1823 году Верстовского приютила первая столица России, где он работал в Московской конторе императорских театров. "Казалось инспектором репертуара, - говорилось в приказе от 1842 года, - где вы служили прежде 17 лет; решено же нами, что срок пришел да расстаться вам с труппами; имеем честь доложить вам, что вам же предложено место управителя Московской театральной конторой..." В течение 35 лет до 1860 В. играл руководящую роль при деятельности московских театров, которая была высоко оценена Александром Николаевичем Островским; "Дурные оперы кончились в году 1827", "Хорошо советовал Аксаков", "Верстовский написал замечательную оперу", "Твардовский" хорош". Но вышеупомянутую оперу "Пан Твардовский" нельзя назвать полностью личным произведением Верстовского, так как она была написана на либретто Загоскина. Однако все постановки в 1828 году в Москве прошли с большим успехом. Через небольшой срок в Петербурге была поставлена опера "Вадим, или двенадцать спящих дев" по одноименному произведению Василия Жуковского. Но настоящую славу В. принесла опера "Аскольдова могила". Правда и тогда, в 1835 году, это было сделано на либретто Загоскина. Дружина играла до конца 60-х годов - в Москве 400 и в Петербурге 200 раз. В блок своих опер Верстовский добавил еще 3 произведения. "Тоску по родине", "Чурову Долину", "Громобой" ставили уже не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. Его, однако, успех на этот раз обошел. "До конца дней своих я заставлял жить драматические произведения да иные романсы своею музыкою", среди которых наибольшего успеха имела опера "Черная шаль" на стихи Александра Пушкина... 

Картина дня

наверх