На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

ОСТРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА

ОСТРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА

В первые ряды великих князей нередко вписывают Ярослава Владимировича (прозвище - Осмомысл), больше известного как галицкий князь. Саги упоминают сына галицкого князя Владимирко: "Наружность его больше была Володарича", деда Ярослава.

В 1153 после смерти отца Ярослав стал княжить в Галиче. Активно участвовал в междоусобной борьбе, "отстаивая собственные интересы". В 1159 и 1174 годах захватывал соседние города, сажая туда нужных ему князей. Идут которые, просят... На своем галицком столе Осмомысл Ярослав также сидел крепко. Долго и успешно воевал с венгерским королем, пока, наконец, не обогатился он "до нужной ему меры". Изучив хорошо географию, перестал удовлетворяться покорениями Киева и начал совершать победоносные походы в дальние земли султанов. Летописцы отмечали, что в правление Ярослава Галицкая земля процветала и всем изобиловала, так как князь населил города умелыми ремесленниками, купцами, торговавшими с Византией: "За ним было настолько сильное воинство, что враги его боялись нападать на земли (Галицкие), отчего и люда там становилось более и более. Все языки изучил Ярослав, отчего и прозван был Осмомыслом, книг множество читывал, правила и законы церкви исправлял или совсем изничтожал, зловерия не терпел, а на работы звал ученых хитрецов из других земель", плюс князь отличился своим милосердием и справедливостью.

Другой король, австрийский, присутствовал на похоронах Ярослава в галицкой церкви Богородицы.

Информация о Ярославе Осмомысле дошла до нас и из книг выдающегося философа и киевского митрополита Климента Смолятича.

Подобные книги он писал на родине, в Смоленске. И в Зарубском монастыре в Киевской земле, где был монахом. Золотая парча Киевского митрополита была вручена ему в 1147 году, когда великий князь Изяслав Мстиславич представил Климента Смолятича собору русских епископов... Рассказывают... это избрание не было утверждено Константинопольским патриархом, поэтому положение Климента Смолятича в Киеве было непрочным... Кроме занимаемого поста в 1154 году он был лишен и княжеской поддержки. Если доверять только непреложным и доказанным фактам, то "дальнейшая его судьба неизвестна". Русские летописцы отмечали, что подобные Клименту Смолятичу писатели и философы на Руси появились только через очень много лет, что он много читал, был великолепным учителем, обладал множеством знаний и являлся плодотворным сочинителем. Про Ярослава Осмомысла он упоминал в "Послании к смоленскому пресвитеру Фоме", единственному его произведению (полному), дошедшему до наших дней.

Но кто-то первое место отдавал не ему, а туровскому епископу, действительно замечательному писателю и философу. Данные о Кирилле Туровском вернее, возможно и потому, что имел происхождение из знатной семьи. Вот как о его трудах говорится в одном замечательном иностранном труде: "Это был великолепный литературный стилист: произведения "Притча о человеческой душе и теле", "Сказание о монашеском чине", "Повесть о беспечном царе и его мудром советнике" и другие подтверждают вышесказанное".

Все это были первыми выдающимися писателями Древней Руси, а после них то же самое можно сказать об авторе знаменитого "слова" - послания новгородскому князю Ярославу Владимировичу.

Православный знаток русского быта Даниил Заточник хорошо знал церковную литературу, дополнял свое произведение многочисленными пословицами и поговорками, разнообразными афоризмами из византийского сочинения "Пчела". При всем этом, он "расцвечивал" свое творчество и автобиографиями. Стиль его отличается красотой изложения, обдуманностью, душевной добротой, однако при этом, Даниил успел за свой век написать немало произведений. Его постоянно одолевали мысли о насущном, но он не желал держать их в голове, выливая их на листы бумаги. И так ли важно, работал ли Даниил Заточник при дворах владимиро-суздальских князей Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина Всеволодовича, как утверждал академик Борис Рыбаков, или позже?

Ну а раз мы упомянули владимиро-суздальских правителей, то начнем, пожалуй с великого князя Андрея Боголюбского. Здесь имеется в виду сын великого князя Юрия: в других транскрипциях и источниках отца его звали Георгием. Дедом его был Владимир Вряд, как показано в некоторых летописях. Звали его и Василием, но насколько часто современники употребляли это имя, данное ему при крещении? До сих пор существуют споры о том, как его отец Долгорукий женился на знатной половчанке, дочери хана Аепы?

В 40-50 годах 12 века Андрей был князем для вышгородцев, туровчан, пинцев, дорогобужцев и пересопнисцев. Кроме этих владений, с 1151 года, с разрешения отца, имел еще и земельный надел в Северо-Восточной Руси. В 1155 году Юрий Долгорукий вновь посадил сына на княжение в Вышгород, но это правление закончилось, когда Андрей ушел оттуда без разрешения отца во Владимир-Залесский, прихватив с собой знаменитую икону Богородицы. Известный своей праведностью Андрей в 1157 году после смерти Юрия Долгорукого был призван на княжение людьми Ростово-Суздальской земли, где его прозвали "святым князем" и "боголюбом". Андрей стал проводить самовластную политику, под его подчинение попали даже ненцы, не говоря уж о более южных народах Руси. Получается, не был он уж таким "святым князем боголюбом", раз изгнал из своего княжества даже трех родных братьев, двух племянников и многих приближенных отца, лишив их земельных наделов. Только вот почему не духовенство, а боярство было настроено к нему оппозиционно, из-за чего Андрей не стал даже жить в Ростове и Суздале? Своей столицей он сделал Владимир-Залесский. Подолгу жил он и в загородной резиденции Боголюбове, отсюда его прозвище - Боголюбский. В 1169 году его армия впервые покорила и разграбила Киев. От себя он там посадил своего брата Глеба Юрьевича "добро творить и княжить славно". Позже диктовал свою волю Андрей и Новгороду Великому, и Смоленску. Но эти успехи вышли за рамки обычного в виде исключения. Глеб Юрьевич держал свою власть крепко, но после его смерти знать Киевской земли перестала подчиняться Андрею. Но он совершил второй поход на Киев, закончившийся полной неудачей. Андрей попытался создать во Владимире-Залесском особую митрополию, но не получил на это разрешения от Константинопольского патриарха. Он заложил Владимир-на-Клязьме, ставший основным, построил здесь великолепный Успенский собор, куда привез из Вышгорода особо почитаемую в народе икону Богородицы.

Вспомним и о предельно жестком отношении Андрея ко "дворянам" Владимирской и Суздальской Руси. Даже у его ближайшего окружения появились недоброжелатели (мягко говоря), когда против Андрея возник заговор. Он был убит заговорщиками у Боголюбовского замка, а затем похоронен в Успенском соборе, - в городе Владимире. После его смерти произошло выступление боголюбовских жителей, в результате которого они умертвили множество княжеских тиунов, разграбили княжеские владения и дворы убитых. Неудивительно и волнения других городов Северо-Восточной земли.

Монахами-летописцами имя Андрея очень часто "плюсовалось", "оценивалось высоко". Так или иначе, но история не только пишется такими людьми, но она и требует полной объективности: выслушивать обе стороны и делать из этого надлежащие выводы ("боголюба" оценивали не только монахи, но и не духовные историки своего времени). Андрей построил и расширил Владимир, населил его умелыми ремесленниками и купцами, ему было все равно, иностранцы ли они или русские, Артемида ли их идол почитания и кумир, Юпитер, Христос или богородица. В воинстве был храбр, и мало кто из князей подобных ему находился, но мир паче, нежели войну, а правду больше великого приобретения любил. Просматривались в нем греческие корни, так как был он невысокого роста, широкоплеч, очень силен, рыжеволос. Святилища все уважал, сам же исповедовал православие. Глаза его, так же, как лоб, были большие, волосы кудрявые. Не потому ли Василий Татищев сравнивал его с библейским силачом Самсоном?

Он был канонизирован русской церковью.


Картина дня

наверх