На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 647 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Уфимцев
    После этого краткого эссе, как "КУРС ВКПб",  кто-то будет оспаривать факт "еврейского заговора" в гибели Империи Росс...Лев, повысьте пр...
  • Татьяна Титова
    Очень хотелось поблагодарить автора за возможность прикоснуться к истории Древней Греции, если бы не два (а, быть мож...По стопам Спартак...
  • Валерий Лыюров
    Не Мавретании , а Мавритании.ПО СТОПАМ СПАРТАК...

По стопам Спартака. Оптиматы

По стопам Спартака. Оптиматы

Даниил Шульга: "Оптиматы и популяры в современном мире" - YouTube

Сегодня я расскажу об оптиматах – идейно-политическом течении в Древнем Риме во II-I веках до новой эры, название которого я перевел бы с латинского как № 1, и которое выражало интересы сенатской аристократии – нобилитета – в противовес популярам. Настаивать на правильном применении термина я не стану, так как проводились многочисленные исторические исследования по этой теме и приводились разнообразные мнения, по своему аргументированные.

Термин наравне с их противниками встречается уже у стоявшего на стороне оптиматов Цицерона. Концепцию разделения политических сил в Древнем Риме в классическом виде впоследствии составил Теодор Моммзен, и она получила широкую поддержку. В начале 20 века, однако, она противопоставилась так называемым просопографическим направлением немца Маттиаса Генцера, Фридриха Мюнцера, Рональда Сайма. Во второй половине 20 века Дора обратил внимание на слишком уж искусственное противопоставление в римском республиканском лагере политики оптиматов и популяров, что является модернизаторским направлением, что не всегда подтверждается источниками. Также подчеркивалось, что и оптиматы, и популяры имели такие характерные признаки, которые никак нельзя соотносить с политической партией.  

Тем не менее, авторы использовали их названия, живя с ними, и особенно это часто делал Цицерон, и поэтому Кристиан Майер предложил альтернативную интерпретацию этих двух терминов как непрочный союз единомышленников. Молчаливая борьба между аристократией и низшими слоями населения в Риме проходила всю его историю. Сначала, не любя друг друга, боролись патриции и плебеи, потом, после расширения государственных границ, полноправные граждане, к которым относились нобилитет, всадники и плебс, с вольноотпущенниками и союзниками, которые считались неполноправными.

Эта борьба делилась на этапы, и она подразумевала и противостояние оптиматов с популярами, начавшаяся с аграрного кризиса 2 века до нашей эры и закончившаяся установлением диктатуры Юлием Цезарем. Последовательными оптиматами были, например, Эмилий Скавр и Метелл Нумидийский. В противовес популярам, оптиматы считали, что должны владеть ключом, закрывающим двери всем слоям общества: крупным землевладельцам не давать расширять владения, низшим слоям населения не давать доступа к лишним гражданским свободам, препятствовать распространению римского права на латинян, италиков и других союзников. Эта политическая стратегия включала и физическое устранение своих противников. В частности, таким образом были решены вопросы устранения виднейших популяров, народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. Вместе с тем тотальная коррупция среди римских магистратов, особенно отчетливо проявившаяся во время Югуртинской войны, позволила быть у власти популярам во главе с Гаем Марием и Апулеем Сатурнином. Ее оптиматы вернули себе через год в силу несогласованной политики и разногласия Мария с Сатурнином. Она привела к Союзнической войне 91-88 годов, в результате которой римское гражданство было даровано практически всем италийским племенам. Популяры, пришедшие к власти на гребне войны, провели частичный террор против оптиматов, потребовав в том числе и отстранения от командования восточными армиями их лидера Луция Корнелия Суллы. В ответ Сулла не мог быть милостивым к популярам, когда двинул войска на Рим и взял его.    

Права народных сазонов и цензоров были также ограничены. После того, как Сулла отправился воевать с Митридатом, вновь от популяров выдвинулись лидеры, во главе которых встали Марий и Цинна. На этот раз уже вспыльчивый Марий подверг репрессиям оптиматов. В 83 году он потерпел разгром от окончившего войну с Митридатом и вернувшегося с войском Суллы, который вступил в Рим. В 82 году он получил неограниченные диктаторские полномочия для проведения глобальной чистки среди римской знати. Но вне закона были объявлены около 4700 человек. Революционер полностью передал законодательную власть Сенату, ликвидировал пост цензора, определил общую последовательность для занятия должностей, реформировал местное самоуправление. Смерть диктатуры по воле самого Суллы наступила в 79 году. Дальнейшее противоборство между оптиматами и популярами выросло в противостояние между личностями перед тем, как занять главенство в государстве.

Так, изначально лидеры оптиматов, Гней Помпей и Марк Лициний Красс, для исполнения своих амбиций в 70 до новой эры переметнулись в стан популяров и, будучи консулами, провели ряд антисулланских законопроектов. Но Помпей перешел на сторону Сената после возвышения Юлия Цезаря. После гражданской войны и установления принципата все акценты во внутренней политике Рима сместились, роль гражданских собраний и партий упала.

наверх