НА РУСИ НАЧИНАЛАСЬ ИСТОРИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО "НИГИЛИЗМА"
В древнем поучении "Слово о твари и о дни, рекомом неделе" говорится, что воскресные дни в средневековой Руси были днями острого соперничества христианства и язычества, православного духовенства и волхвов-гусляров. Автор "Слова" пишет, что крайне трудно завлечь местную публику в церковь, где нет ни дождя, ни вьюги (elcat.kg).
Например, были популярны скоморошьи выступления, зародившиеся, вероятно, до крещения Руси, но по летописям и писцовым книгам они впервые упоминаются в 11 веке, а пик можно отнести к 15-17 векам. По останкам записей Даля, скоморох играл на самых разных инструментах, включая и гусли, чем, вкупе с танцами, шутками и фокусами, зарабатывал себе на жизнь. Действительно, любую скоморошью деятельность органически переплетали драматическое, музыкальное и цирковое искусства.
Кроме социального статуса скоморохов, интересен вопрос о том, из какого слоя русского общества они рекрутировались. Несомненно, что это были деклассированные группы из городского общества, специалисты из покинувших деревни крестьян, пополнявших ряды городского люмпена. Находка асоциальных занятий, среди которых было и скоморошество, объяснялось отсутствием каких-либо базовых социальных привязанностей. Это объясняло нравственный нигилизм, обычный для выступлений скоморохов, которые, по Костомарову, были вызовом всякой стыдливости, а потому и танцы были насыщенны знаками соблазна, разврата и всего того, что считалось позором. Вокруг скоморошьего искусства сломано немало копий, но 3 версии его возникновения заслуживают особого внимания. Одни исследователи выводят его из древнерусского слова "скомати", то есть шум.
Русское скоморошество примечательно, в основном, "биографией" его появления и развития. Что же касается роли и места скоморохов в духовной культуре русских, то эта проблема в научной практике почти не освоена.
Кстати, древнеримский лозунг о хлебе и зрелищах актуален для всех культур мира.
Свежие комментарии