На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Андрей Рублев

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Московский партиархат всегда по-особенному относился к иконе - глубоко почитал ее, молитвенно благоговел перед нею. На Руси с иконой жил и старший, и младший, рождаясь с нею и заканчивая свой жизненный путь (отпевание) ею. Их имел тот, кто княжил, кто пахал землю, кто проводил службы, кто отдыхал от трудов насущных, кто воевал. На них смотрели как на символ божества, таинственным образом с ним связанный, как на окно в Горний мир, через которое надмирная святость являет себя земному существу.

Рублев Андрей - его биография и жизнеописание

Не найдено никаких записей, как Андрей Рублев проводил свое детство, потому что, наверное, их никогда не существовало. Даже в преданиях нет упоминаний о том, где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда останется в тайне его имя, данное ему при рождении, ведь Андрей - это его второе, монашеское имя. Принято считать, что он родился где-то в 1360 году, но вообще говоря, эта дата достаточно условна.

Впервые летопись упоминает Рублева в 1405 году, когда он был уже чернецом и знаменитым мастером и вместе с Феофаном Греком расписывал великокняжескую церковь (Благовещенскую в Москве). Он был вместе с коллегой единственным человеком, кто делал это здесь (вероятно), так как она сгорела в 1415 году. После была возведена вторая церковь на этом же месте, но не сохранилась и она. Однако археологические раскопки в подклети современного Благовещенского собора позволили обнаружить белокаменный блок, на котором под слоем загрязнений была открыта голова апостола, несомненно, созданная кистью Рублева.

По окончании работ в Благовещенской церкви Андрей Рублев исчезает из летописей на 2 года. Больших художественных работ в это время не велось, и, видимо, он жил в своем монастыре. Но он не был похоронен историей, потому что его имя всплывает в 1408 году, когда сын Дмитрия Донского, великий князь Василий, поручает Рублеву обновить живопись в Успенском соборе во Владимире и восстановить погибшие фрески Страшного суда.

"Троица"

Более всего известно нам о работе Рублева в тверской Троице-Сергиевой обители, куда его пригласил троицкий глава Никон. Именно тогда сын православный написал самую великую и таинственную свою работу ("Троицу"), ставшей (потом) настоящим символом для монастырского собора и шедевром в мире художественной (иконописной) живописи.

По свидетельству "Сказания о святых иконописцах", Никон просил Рублева "образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию". Каждый герой "Троицы" участвовал в ветхозаветные времена. В книге "Бытия" рассказывается, как к Аврааму, который уже не воевал ни с кем, состарившись, пришли трое юношей, которых он со своей женой Саррой угощал под сенью дуба, догадываясь, кто перед ним (воплощение самого Бога), и служа им. С древности так никто и не подчинил мир своему толкованию этого события. Среди христиан позже утвердилась мысль, что в образе трех ангелов миру была явлена тайна троического божественного единства, то есть 3 ипостасей единого Бога. Христианские художники, обычно, изображали гостеприимного старца у шатра, как он приветствует трех путников с посохами в руках. У других неподалеку была изображена Сарра, месящая муку, чтобы испечь хлебы, слугу-отрока, закалывающего тельцов и хозяина, накрывающего стол. Некий узбек рассказал Рублеву, как видят это событие в его народе, и мастер по подобию этой интерпретации отчасти устранил, отчасти сократил жизненную реальность происходящего. По замыслу Андрея, картина была лишена движения, она предназначалась для вдумчивого созерцания, где Рублев просто изобразил сидящих за столом трех ангелов, лица которых задумчивы, серьезны и исполнены скорби. Перед ними чаша с головой жертвенного тельца, ведь его нужно рассматривать как прообраз искупительной смерти Иисуса Христа в Новом Завете. Православная композиция здесь выражает мысль единосущности божественно ипостаси во многих формах, как, например то, что 3 ангела рассажены треугольником, окруженным восьмигранником - символом вечности - и это все находится в круге, обозначающим единство. На картине очерки наклоненных друг ко другу ангельских фигур округлены. Летописец обращает внимание на их внешний вид, которые сразу показывает ангельскую сущность, но, вглядываясь в них, ощущаешь какой-то посыл в их небесную обитель: "Бе анжелы сии глядяти друг ко друга, убо говорити оне не словесно, но духом; сие действо указует на вечны общении духов..." (Пересказ интерпретации, видимо, церковного деятеля).

Последней работой Андрея считают роспись собора в Андрониковом монастыре. Но эти фрески исчезли в тверской истории знаменитого мастера и вообще Древней Руси. Как пишет летописец Юрий, Рублев умер в январе 1430 года.

Картина дня

наверх