На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 647 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Лыюров
    Не Мавретании , а Мавритании.ПО СТОПАМ СПАРТАК...
  • Валерия Цветкова
    Да что ты знаешь про эти события? Пропаганду пиндостана? Я из первых уст знаю, кто там сидел и кого вы, ублюдки, зове...Были ли наказаны ...
  • Валерия Цветкова
    ПИздец чушь!!! А что скажете уродцы про 90% ОУНовцев, сидящих в гулагах?!!! Они предков русских резали, а вы, ублюдки...Были ли наказаны ...

Темы детей-крестоносцев вышли в плюс после восьми веков молчания

Темы детей-крестоносцев вышли в плюс после восьми веков молчания

Светское празднование Пасхи закончилось, а потом случилось это. Формально Троица еще не наступила, и тысячи отроков отправились в путь, бросив свою работу и кров. Известно, что иные из них едва на свет появились: им минул только шестой год.

Все другие могли выбирать себе невесту, но они выбрали подвиг и славу во Христе. Они позабыли его заботы, им порученные. Родина молча провожала всех, и всем она напоминала и вспоминала сама: эти оставили плуг, которым недавно взрывали землю, вторые - тачку, их руки тяготившую, а те своих овец, рядом с которыми сражались с волками, думая о других супостатах, полных магометанской ереси. Родители, братья, сестры, друзья упорно уговаривали их остаться, при этом твердость их была неколебима. Бросив труд и пьянство, возложив на себя крест свой, сплотившись под общими знаменами, они двинулись на Иерусалим. Весь мир называл их безумцами, но они "шли вперед".

Примерно так средневековые источники рассказывают о событии, которое в 1212 году стало шоком для общества. Уже десятки тысяч немецких и французских детей, проникнувшись немыслимой идеей, отправились в далекий Иерусалим, чтобы освободить город Христа, пребывающий для позора всех христиан и каждого по отдельности в руках магометан долгие годы.

Однако четверть века назад крестоносцы наводняли Иерусалим, пока знаменитый султан Салах-ад-Дин не нанес им поражение. Это было утратой святыни, и лучшие рыцари западного мира пытались вернуть ее.

По пути к Святому граду погиб Фридрих Барбаросса, не достиг успеха и Ричард Львиное Сердце. Православный Константинополь брали, но мусульманский Иерусалим был неуступчив. И вдруг разнесся слух, что апостол Петр пророчествовал об освобождении святыни, но удастся это сделать лишь людям без греха и порока, под роль которых подходили только дети. Можно говорить о свершении "пророчества Петра": множество детей - тихих, простых, добродушных - отправились в неведомые края.

И этот таинственный крестовый поход детей, как подсчитали современные историки, 51 раз упоминается в хрониках 13 века. За многим из этих сообщений явно что-то кроется: они кажутся фантастичными, очень напоминают легенды. С другой стороны, многое в этих хрониках выглядит столь достоверно и даже натуралистично, что нельзя им не верить.

Елизавета, автор хроники, пересказанной нами вначале, несомненно была очевидцем тех событий. Ведь она была матерью, жила в Кельне, по улицам которого тысячи детей-крестоносцев шли в поход. В сообщении об увиденном есть то, что отметает всякие мысли о пересказе слов вторых или третьих лиц: "Отложим слова и к цифрам перейдем сегодняшним, ведь от рождества Христова идет год 1216". К тому времени автор уже знал, Петр или кто другой предсказал то хождение детей под стены Иерусалима. Достаточно много из них добралось до Меца, где их вынудили вернуться, другие - до Пьяченцы и даже до Рима. Иная эта кавалькада достигла Марселя. Чем закончилось дело и прибыли ли они в Святую Землю, неведомо. Яркий свет пролит только на тот факт, что многие из них отправились в этот путь, но мало кто вернулся домой.

Современники начинали эту историю с того, что некий деревенский мальчик 16 лет по одним данным и младше 6 от роду по другим, которого звали Николас и жил неподалеку от Кельна, наблюдал видение. Ему явился ангел, объявивший, что Иерусалим, будучи Гробом Господним, освобожден будет не мечом, но миром. В рассказе подростка было столько подкупающей искренности, что тысячи людей стали собираться, чтобы послушать его. Тогда в "Истории крестовых походов" Бернгард Кутлер писал, что где бы ни появлялся этот мальчик, он неизменно привлекал к себе детей. Поверившим в него юный ритор обещал, что пойдут они, как Моисей, "среди моря по суше". Все могли принести в Иерусалим вечное царство мира.

Все воспитание в низовьях Рейна всколыхнулось в считанные недели. Там учили быть тихими и мирными, но все пришло в движение. Были причины для сочувствия многим. Однако народ наперебой предлагал детям-крестоносцам помощь. Кроме городских властей, все встречали пустившихся в путь с восторгом, вынося им в поле еду и питье. Лишь французский ум оказался устойчив к такому искушению. Одна хроника неодобрительно отзывалась о всеобщем увлечении, причем она по-латински называла Николаса и тех, кто пошел за ним, глупцами. Писалось, что они, проживая бесплодно молодые годы, следуют не за Христом, а за дьяволом.

Обучение тонуло в море энтузиазма. Бернгард Кутлер насчитал, возможно, 20 тысяч мальчиков и девочек, а также всевозможного сброда, двинувшихся из Кельна на юг. Во всех хрониках Трира, города, лежащем в 150 километрах к югу от Кельна, также говорится об этих детях. По их словам все одежды Николаса украшал крест в форме тау, который почитался символом святости и чудодейственной силы. В ту пору многие знали, что точно такой же крест ности на своей одежде и один из самых известных людей того времени - Франциск из города Ассизи.

Вследствие всего этого 25 июля 1212 года юные крестоносцы прибыли в Шпейер. После этого тамошний монах сделал одну запись. Так, он говорил о великом паломничестве мужчин, женщин, стариков и детей, при этом все они были простолюдинами. Через месяц, 20 августа, толпа немецких ребят, малышей, женщин и девушек с любимым ими Николасом прибыли в итальянский город Пьяченца. Местный хронист отмечал, что она спрашивала дорогу к морю. Зимой в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кельна.

25 августа 1212 года, когда люди готовились весело провести свои выходные, в Геную, крупный портовый город того времени, вошли необычные странники. Они жаждали увидеть только море, которое намеревались переплыть и даже перейти. Хронист Огерий Панис пишет, что это была настоящая армия из 7 тысяч человек, только состояла она из детей и женщин. Словно рыцарская знать, они нашили на свои одежды кресты. Зато на спине они несли котомки. Некоторые несли в своих руках трубу, так как она всегда была символом пилигримов. Панис сообщает, что многие из них на следующий день покинули город, но уже с другим настроением, чем-то удрученные. В его хронике не уточняется, что расстроило их.

В другой генуэзской хронике говорится, что Николас с людьми отправился на побережье. Когда они подошли к морю, все и решилось. По собравшимся было видно, что они ждут великого чуда. Говорили о библейском чуде наяву: вот-вот пилигримы двинутся посуху вплоть до Святой Земли. Но чудо решительно отказывалось свершаться, быть может, стесняясь такого скопления людей, которые, к тому же, были итальянцами, а не египтянами. И тысячи людей разом спрашивали, как они могли быть одурачены похвальбой юного хвастуна. Один источник сообщает про то, что многие разочарованные остались в Генуе, так как уже не имели сил на обратный путь. Другой источник сообщает, что некоторых похитили солдаты прямо на побережье. "Исчезли! Мы видели тех, - говорил он, - кто отправился в Пизу, где, вроде бы, погрузился на корабль и отплыл в Святую Землю.

Движила ли Николасом жажда славы, сумасшествие или что другое, сказать сложно. Так, одни летописцы говорят, что он с немногими верными ему людьми, из Генуи отправился на юг Италии, в город Бриндизи, откуда в свое время надеялся сбежать Спартак. Если им верить, то Николас умер на пути туда.

После смешения всех этих противоречащих друг другу фактов, исчезают и незадачливый пророк, и его отец, и сторонники. Ни одна летопись не заявила об их судьбе; скорее всего, она оказалась печальной. Всех сторонников всесильного Николаса называют без различия детьми. Правда, по уже приведенным нами цитатам видно, что самоназванный фельдмаршал собрал себе весьма пеструю армию, в которой, правда, преобладала молодежь. Многим участникам, когда началось это необычное паломничество, не было еще и 20 лет, а некоторым и менее 15.

наверх