На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 646 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Титова
    Очень хотелось поблагодарить автора за возможность прикоснуться к истории Древней Греции, если бы не два (а, быть мож...По стопам Спартак...
  • Валерий Лыюров
    Не Мавретании , а Мавритании.ПО СТОПАМ СПАРТАК...
  • Валерия Цветкова
    Да что ты знаешь про эти события? Пропаганду пиндостана? Я из первых уст знаю, кто там сидел и кого вы, ублюдки, зове...Были ли наказаны ...

ПО СТОПАМ СПАРТАКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ...

По стопам Спартака. Продолжение...

А сегодня рассмотрим экипировку наиболее распространенных типов гладиаторов, их защитные приспособления и вооружение. В самую первую очередь гладиаторы заказывали себе наруч, или манику, из листовой бронзы или многослойной стеганой ткани:

«На самом деле гладиаторы заказывали манику под личный вкус, поэтому нет однозначных материальных свидетельств о ее материале и конструкции, и этот вопрос до сих пор остается предметом дискуссий».

Начавшийся спор венчает «стихороманист» Ювенал, описывая руки и ноги гладиаторов облеченными в мягкие доспехи, уподобляя их виду толстой деревянной колоды. Выглядело же фрескально. Другой сторонник тканевых маник чеченец Сергей Хамсадов аргументирует свою позицию тем, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество бронзовых элементов снаряжения, но наручей среди них не было. Затем включились в дело сторонники бронзовых наручей, утверждая, что они просто могли быть не опознаны, так как состояли из мелких деталей. Обе версии имеют право на жизнь, так как такие наборные наручи были обнаружены при раскопках военных складов I-II веков.  

Например, поэт Ювенал описывает руки и ноги гладиаторов заключенными в мягкие доспехи и уподобляет их виду толстой деревянной колоды. Такими же они выглядят и на фресках с изображениями гладиаторов. Другой аргумент сторонников тканевых маник состоит в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество бронзовых элементов снаряжения, но вот наручей среди них не было.

Их металлические пластины располагались горизонтально, налагались друг на друга внахлест и клепками вставлялись в кожаные ремни, составляя, таким образом, «змеевидную» защиту, которая не сковывала движения.

Если такие наручи могли носить солдаты, то вполне друзья-генералы могли их предоставить и гладиаторам. Но, как отмечает Хамсадов, для эффективной защиты им было достаточно и мягких доспехов, которые предохраняли их владельцев как от рубящих, так и от колющих ударов, к тому же такое облачение придавало гладиаторам экзотический вид, что добавляло эстетики зрелищу. Для плотности облегания руки маникой в помощь шли шнуровки и ремешки. Не обходилось без них и для укрепления поножей – части защиты гладиатора от подъема стопы до колена. Чтобы совсем соответствовать форме этой части ноги, изготовлялись специальные матрицы, на которые набивались бронзовые листы, и затем на готовых поножах изображались различные знаки и «личностные» гравировки. Надевали его поверх мягкой обмотки из тканей. Но для более плотной фиксации понож затягивался ремнем или ремнями, которые проходили через несколько колец по краям. Генерал-майор строго регламентировал количество поножей и их размер в соответствии с типовой классификацией гладиаторов.  

Секуторы, мирмиллоны и провокаторы имели один понож, или поножу, а какая нога будет защищенной, они решали сами, так как в боевой стойке они выставляли ее вперед, прикрывая все тело большим щитом. Его высота, возможно, имела 35 сантиметров «максимального лимита».

Присматриваясь к вооруженным небольшими щитами гопломахам и фракийцам, можно, напротив, обнаружить высокие поножи, доходящие до середины бедра, на обеих ногах. Честно служила им и плотная тканевая прокладка, закрывавшая всю ногу. Носили они набедренную повязку, или сублигакулум, но она была обычна для каждого римлянина и представляла собой треугольный кусок ткани, каждая сторона которой составляла длину 1,5 метра, хотя у тех же фракийцев имелись свои одежды на эту часть тела, и остается вопросом, почему их заставляли носить римские набедренные повязки, когда по замыслу каждый тип гладиаторов должен был полностью отображать личность покоренного народа?

Пока 2 конца по углам основания треугольника связывались узлом на животе, гладиатор пропускал третий нижний конец вверх под этим узлом и опускал вниз наподобие передника. Сверху, пообещав крепко зафиксировать эти «трусы», с помощью крючков или шнуровки налагался широкий кожаный пояс. Судя по фрескам и мозаикам, гладиатор, выступая в такой набедренной повязке, окрашивал ее в яркие цвета и, возможно, украшал даже вышивкой. Собравшиеся лицезреть гладиаторские поединки могли также увидеть и бойцовские шлемы из бронзы толщиной 1-1,5 миллиметров.

А посмотреть можно было и на чеканку на шлемах, и на гравировку с мифологическими сюжетами. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром, или же ей придавали имитацию с помощью лужения оловом.

А вес гладиаторского шлема составлял 3,8-5 килограммов, вдвое превышая армейский. Проведя анализ, самыми простыми можно считать шлемы секуторов, представлявшие собой закрытые наголовья без полей и с высоким гребнем. Традиционно секуторы участвовали в поединках с ретиариями, поэтому их шлемы имели минимум выступающих деталей, за которые могла бы зацепиться сеть. Купол такого шлема снабжался широким назатыльником для защиты шеи и части плеч, и эту деталь экипировки надо было ковать из цельного куска бронзы. Забрало представляет собой 2 больших нащечника и пару отверстий для глаз (они и изначально были небольшими, а со временем и вовсе на смену им пришли мелкие щелочки), сильно сужающими угол обзора. Из-за отсутствия отверстий для ушей этот монстр оставался практически глух. «Новый тип гладиатора был не так уж и активен, — сообщается в одном из источников, — и главными причинами того были плохой доступ воздуха и большой вес шлема».

Однако аналогичный шлем носил и гладиатор сциссор. А шлем провокатора конструктивно сходен со шлемом секутора. А поначалу провокаторы, если верить рельефам конца I века до нашей эры, сражались в открытых шлемах, наподобие армейским. Но пришлось подождать какую-нибудь половину века, и «выросли» нащечники, которые стали прикрывать почти все лицо. Чтобы миновала беда спереди, они замыкались, образовывая закрытое забрало.  

Для глаз в таком шлеме делалась пара отверстий с 8 сантиметров, закрывавшиеся снаружи пластинами-решетками. Подобный шлем носил генерал, но здесь отсутствовали широкие поля. Правда, к лобной части приклепывался узкий козырек. Действительно генеральским шлем провокатора делало большое наличие украшений и выступающих деталей.

Шлемы, принадлежавшие мирмиллонам, имели широкие поля, горизонтальные и плоские по всему периметру в ранних вариантах и поднимавшиеся спереди «аркой» — в более поздних.

Навершие шлема мирмиллона представляло собой коробчатый гребень, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы, а над тульей крепились трубки, в которые вставлялись большие перья. Впервые на шарнирах были прикреплены к нижней части тульи – обода – большие нащечники, смыкавшиеся друг с другом, образуя забрало. На защиту горла выгибалась нижняя часть нащечников.

Где-то большие отверстия для обзора закрывались решетками. И, увы, шлем мирмиллона был зеркально похож на фракийский с той лишь разницей, что у последнего имелся гребень в виде грифона. А вот шлемы гладиаторов гопломахов и димахеров полностью повторяли мирмиллонские.

Схожие с их шлемами эквита носили американцы, только на первых отсутствовало навершие. А вот стальной щит секутора, мирмиллона и провокатора в свою очередь был скопирован со щита римских легионеров I века скутума. Это был большой прямоугольный щит выпуклой формы, метровая высота которого проиграв весу в 7,5 килограмм, выигрывала у полуметровой ширины.

А основа скутума изготавливалась из трех слоев деревянных палок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита составляла 6 см, но к краям уменьшалась для облегчения общего веса. Снаружи щит покрывался кожей и поздно начал расписываться фигурами и узорами: Азербайджана, Ягеллонии, Бельгии, Карфагена и других государств, где побывали римляне. А для удержания скутума в руке служила горизонтальная деревянная рукоять, проходившая через его центр по внутренней стороне.

Такой щит позволял хозяину принять сильные удары практически любым оружием, защищал корпус от стрел, но значительно снижал его подвижность. По этой причине инициативой в бою обычно владели противники, если они были более легко вооружены. А вот гопломах, судя по изображениям, управлял, как правило, бронзовым щитом круглой формы, пармой, подобным тому, что имелся у греческих гоплитов, только более меньшего размера. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и все они сейчас находятся в музеях. Руководство таким щитом обеспечивало подвижность, но чрезвычайно умаляло защитные функции.

Соответственно, такой гладиатор неизбежно проигрывал в ближнем бою, но имел преимущество, если держал противника на расстоянии. Гладиаторы фракийцы тоже могли пользоваться щитом пармой, но чаще в их экипировку входил прямоугольный щит, напоминавший скутум, но меньшего размера и более выгнутый.

Те части тела, которые остались «на задворках» по части защиты, все же имели «псевдо-броню» в виде широкого кожаного пояса и набедренников из толстой плотной ткани.  

По пути фракийцев пошла Россия, переняв щит с небольшим весом, что давало преимущество в подвижности и возможность навязывать противнику свою тактику и дистанцию боя. Надо думать, что ее бы Рим точно захотел бы иметь в списке своих провинций, да и гладиаторы оттуда были не на последних ролях, учитывая, что выступали они на арене с обнаженным торсом, демонстрируя публике мускулатуру груди и плеч. Все, кроме провокаторов, которые изображены с небольшой грудной пластиной-кардиофилаксом, защищавшей область сердца.

Ни одного реального нагрудника до сих пор не обнаружено, но, отталкиваясь от изображений, сначала они были прямоугольной формы, а потом в виде полумесяца. От такого облачения постепенно отказался сциссор, не имеющий щита, сменив его на кольчугу с коротким рукавом. Страна славилась этим 10-килограммовым видом защиты с основным весом на плечах. Слава расцветала несмотря на то, что защищала она в основном от скользящих ударов. В поздние времена сциссор впервые использовал наплечник, прикрывавший не только плечо, но и шею, которым до этого пользовался из всех гладиаторов только ретиарий. Его он носил на левом плече, чтобы, очнувшись, забросить свою сеть правой рукой, которая для этого должна была быть свободной. Имея левый бок более защищенным, в бою ретиарий поворачивался к противнику левой стороной.

И особняком в плане защитной экипировки стояли рабы крупелларии, напоминавшие средневековых рыцарей. Испуганно такой гладиатор выходил биться на арену, надеясь, прежде всего, на свой пластинчатый доспех, полностью покрывавший его торс, но делая очень неповоротливым. А еще, конечно, он, как и все гладиаторы, надеялся на свое основное оружие – меч гладиус, название которого полностью соответствует наименованию его профессии. И пусть они не были римскими легионерами, но хотя бы они, судя по мозаикам и рельефам, имели точно же такой меч. По мнению историков, гладиус не был римским изобретением, а заимствовался ими у племен пиренейского полуострова около 3 века до н.э.

А еще такой обоюдоострый меч листообразной формы получил название «гладиус из Испании». Такие мечи имели массу 900-1000 грамм, в длину они были 75-85 сантиметров при длине клинка 60-65 см. Их форму со временем трансформировали. Они уменьшились в длине до 45-50 сантиметров в клинке, их лезвия стали параллельными, переходящими в длинное тонкое острие. Общая длина такого гладиуса составляла 60-65 сантиметров, ширина клинка – 4 см и вес – около 700 грамм. Развал гладиуса вытачивался из дерева или слоновой кости и заканчивался круглым набалдашником. Легионеры, находясь в тесном строю, использовали, в основном, колющие удары мечом, а гладиаторы, имеющие свободу для маневров, не избегали и рубящего применения. А пользовались гладиусом мирмиллоны, эквиты, провокаторы, сциссоры, секуторы, крупелларии и более поздние бестиларии. С конца II века гнусные гладиусы стали заменяться мечами до одного метра – спатами. Пользующиеся ими гладиаторами естественно получили дополнение к своим наименованиям, как, например, мирмиллон-спаттарий.  

Этим дополнением не пользовался фракиец, так как у него был свой меч сика. Этот кривой меч ведет свое происхождение к однолезвийным аналогам, популярным на севере Балканского полуострова в 3-2 веках.

Длина оригинальных находок этого оружия может составлять как 40, так и 50 сантиметров, ширина – 4 см. Лезвие находилось с вогнутой стороны клинка. Изначально клинок имел равномерный изгиб по всей длине, но с начала I века нашей эры и здесь начали появляться свои коммунисты, решившие радикально поменять изгиб на резкий.

Сначала уменьшенной версией меча, а затем просто дополнительным вооружением ряда гладиаторов был обоюдоострый широкий кинжал пугио. Таким кинжалом пользовались гопломахи, затем его на вооружение взяли ретиарии.

Клинок пугио изготавливался из стали, имел листообразную форму и длину от 15 до 35 сантиметров. На одном из рельефов он изображен с четырьмя лезвиями на одной рукояти. Такие рисунки саботировались, пока на одном из кладбищ гладиаторов в Эфесе на одной из костей не был найден след от раны, нанесенной сразу четырьмя лезвиями. Можно добавить, что законотворческая система Рима позволяла одному единственному из видов гладиаторов иметь пару любых мечей – гладиусов, сик или пугио. Каждый, кто одинаково хорошо владел обеими руками, мог спокойно влиться в этот тип бойцов, которых знали как димахеров. Но нескольким типам гладиаторов создавалось в качестве оружия тяжелое копье гаста.

— Почему бы не сражаться копьями? — задумались бестиарии, велиты, гопломахи, самниты и эквиты. — Ведь им можно не только колоть, но и метать, если он будет более легкий.

— Вот только надо выпросить у хозяев ясень для древка и железо для наконечника, — говорили будущие конструкторы «новейшего» оружия «заказчиков».

Даже по длине гаста оказалась уникальной – около двух метров. Бессмертный клич ретиариев «Лови трезубец!» заимел аналог велитов «Лови копье!».

Трезубец ретиария вел свое происхождение от снаряжения рыбака и представлял собой короткое копье с тремя остриями.

ЧТО ГОВОРЯТ ИЗОБРАЖЕНИЯ?

А ведь на них всегда левая нога этих гладиаторов вынесена вперед, а правая отогнута назад. Даже руки, обхватывающие трезубец, расположены подобным образом, что предполагает удары снизу вверх. Те же изображения свидетельствуют о том, что острия трезубца были небольшими, но, к сожалению, археологические находки этого оружия отсутствуют.

На уже упомянутом кладбище гладиаторов в Эфесе был найден череп, хозяин которого, увы, умер насильственной смертью, судя по следам, оставленным трезубцем. Расстояние между отверстиями составляет 5 сантиметров, а их расположение указывает, что была приложена огромная сила при ударе, возможно, по лежащему или стоящему на коленях противнику. Повергнуть его в такое положение ретиарию могла сеть, которая была диаметром от двух до трех метров, из-за чего можно утверждать почти определенно: скорее всего данное орудие имело круглую форму. По краям сети крепились свинцовые грузики, и они предотвращали ее запутывание во время броска. Использовать сеть ретиарий мог двояко, пытаясь зацепить и выдернуть меч из рук противника, но всегда у него наготове была новая тактика, заключенная в «ловле» самого гладиатора сетью. А крупные ячейки сети легко цеплялись за оружие и экипировку противника, за счет чего ретиарий мог обездвижить его и даже свалить с ног.

«Золото ковалось» удачными попытками бросков.

В случае завладевания сетью противником, ретиарий мог освободиться от нее, перерезав веревку, цепляющую сеть с запястья, имеющимся у него кинжалом.

А самым необычным оружием приходиться признать все же нож сциссора.

Это бронзовый или железный наруч, к которому сразу закрепляли лезвие в форме полумесяца. Такое лезвие не могло глубоко вонзиться в тело, но зато оно хорошо резало кожу, вызывая обильные кровотечения.

Возможно, его обратная, вогнутая сторона могла служить для захвата оружия противника. И, главное, этот специфичный нож отлично дополнял стандартный гладиус, увеличивал количество комбинаций приемов, с помощью которых гладиатор мог победить своего противника.  

наверх