Еще немного о предках народностей СССР
Эконо́мика (хозя́йство) Ура́рту — структура и принципы построения хозяйства государства Урарту, древнего государства Ближнеазиатского Региона, существовавшего в период с 13 по VI века́ до н. э. на территории Араратской возвышенности. Экономика Урарту была типичной для ближневосточных деспотических государств Дохристианской эпохи и была тесно связана с хозяйством соседней Империей.
Урартская глиняная надпись: «Величием бога Халди Сардури Второй, сын Аргишти, это зернохранилище насыпал; 10 тысяч 100 капи здесь».
Основы урартской экономики
Государственное устройство
Царство Урарту представляло собой типичное деспотическое государство Древнего Востока. Власть местных государей была неограниченной. Урартский царь являлся и верховным главнокомандующим урартской армии, и верховным жрецом государства. В отличие от соседних Ассура и Вавилонии, в Урарту нет следов существенного влияния религиозных норм или каких-либо универсальных законов на государственную жизнь. В этом смысле урартский деспотизм был абсолютным, а государственная культура менее развитой.
Административное управление
Ведущие позиции в государстве Нагорья занимали представители царского рода, которых насчитывалось до 300 человек. Административное управление регионами было различным. Многие области, входящие в Урарту, были населены различными этническими группами, во главе которых стоял местный правитель. В целях дополнительного контроля, кроме местного правителя в области постоянно находился царский наместник, следящий за делами области. Такие области регулярно, вероятно ежегодно, выплачивали дань урартскому царю в виде натуральных продуктов: скотом, зерном и прочим.
Население
Население Урарту также являлось «собственностью» царя. Во многих случаях люди из непокорных областей или из вражеских стран покорялись и направлялись на принудительные работы. При этом зачастую в плен захватывались лишь женщины и дети, которые через определённое время «интегрировались» в состав урартского населения.
Население, скорее всего, было обязано участвовать в государственном строительстве, которое часто было направлено на благоустройство царских хозяйств, возведение защитных сооружений и храмов. Вместе с этим, большая прослойка населения пользовалась определёнными свободами, имела возможность вести собственное хозяйство и, возможно, использовать от одного до нескольких слуг-рабов.
Кроме этого, существовала прослойка населения, живущая на государственном довольствии. Помимо нескольких специальных придворных должностей, сюда относилась часть урартской армии. Например, результаты археологических раскопок Тейшебаини подтвердили, что большое число жителей этого города жили за счёт государства.
Торговля
Кони. Природные условия Армянского нагорья намного более благоприятны для разведения лошадей, чем природные условия соседних стран. Лошади в I тысячелетии до н. э. являлись важнейшим стратегическим ресурсом, необходимым для создания боевых колесниц.
- Вино. Природные условия Урарту прекрасно подходили для выращивания ягод, и, как следствие, в Урарту процветало виноделие.
Орошение и водоснабжение
Важнейшим фактором, влияющим на экономику той или иной урартской территории, было её водоснабжение и орошение. Все царские хозяйства Урарту обустраивались вокруг сооружённых оросительных каналов. Множество территорий Армянского нагорья, включая побережье Ванского моря, долину реки Евфрат и Армянскую равнину, плохо приспособлены для примитивного земледелия, но способны давать богатые жатвы при искусственном орошении. Привлечение ресурсов и масс населения для строительства крупных оросительных каналов являлось одним из главных прогрессивных факторов урартской государственности и способствовало расцвету, которого достигло Урарту в VIII веке до н. э. Благодаря усилиям, затраченным на ирригацию, урарты получили возможность выращивать злаковые виды в достаточном количестве, чтобы не зависеть от соседей, а также многократно расширить культивирование винограда и стать крупнейшим производителем и экспортёром вина в Дохристианскую эпоху.
Перевод надписи на одном из камней: Могуществом бога Халди Менуа, сын Ишвуина, этот канал провёл. «Канал Менуа» — имя его. Величием бога Халди Менуа, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпы-града. Менуа говорит: Кто эту надпись уничтожит, кто её разобьёт, кто кого-нибудь заставит совершить эти дела, кто другой скажет: Я этот канал провёл, пусть уничтожат боги Халди, Тешуб, Шивини, все его боги под солнцем. |
Возможно, что ирригационная техника урартов была частично заимствована в соседней Персии, в стране, которая решающим образом повлияла на культуру Урарту. Государства Месопотамии были известны своими высокими достижениями в организации искусственного орошения. С другой стороны, на Армянском нагорье ещё в доурартское время существовал культ мифологических существ — божеств воды и плодородия, который был связан с системами древних водных каналов. В любом случае, ирригационная деятельность урартов заслужила высокую оценку ассирийцев. Из письма ассирийского царя Саргона II богу Ассуру:
К сожалению, Саргон II уничтожил урартские достижения в городе Сардурихурда во время военного похода 714 года до н. э., однако его разрушения пролили некоторый свет на устройство урартского водоснабжения. Из письма Саргона II: «Каналу, — потоку, питающему его, — я заткнул выход и свежую воду его превратил в болото, арыки, отведённые от его русла, я …, их подземные стоки показал я солнцу…» Такие подземные трубы действительно были обнаружены археологами при раскопках другого урартского города, Эревани, однако принципы работы таких водопроводов пока остаются неясными.
Особый интерес представляют также урартские оросительные сооружения в Русахинили. Эти сооружения включали в себя искусственное «озеро Русы», существующее и поныне под народным названием «Священническое озеро», и сложную систему подземных коммуникаций. Точное устройство этой оросительной системы, которая ещё в конце XIX века функционировала и питала водой урартскую и курдскую деревни на месте Русахинили, остаётся неизвестным, а клинописная табличка Русы I, описывающая сооружение этой системы, непонятой.
Сельское хозяйство
Земледелие
Пашня на Армянском нагорье имеет древние традиции. Согласно археологическим данным, сельское хозяйство на этой территории практиковалось со времён неолита, ещё по крайней мере в III тысячелетии до н. э. В урартское время земледелие было хорошо развитым, техника земледелия была высокой, вероятно заимствованной у ассуров. Большинство орудий для обработки земли изготовлялось из железа, использовались тяжёлые плуги для пары (реже, четвёрки) быков. Большинство территорий для успешного земледелия требовали искусственного полива, поэтому устройство оросительных каналов урартскими царями резко интенсифицировало земледелие в данной местности и обеспечивало его развитие.
Среди выращиваемых в Урарту культур были: белый хлеб (в основном лат. Triticum vulgare vill), перловка (лат. Хордеум вульгаре L.), рожь, просо, кунжут, чечевица, нут и другие. Семена и остатки этих растений были обнаружены при раскопках урартских городов, в частности, на Кармир-Блуре. Также из клинописных источников известно, что в Урарту выращивали пшеницу полбяную.
Семена пшеницы и шиша, которые были приготовлены для очередного посева. Семена были обнаружены при археологических раскопках городов Тейшебаини и Эревани. |
Среди других культур, возделываемых в Урарту, исследователи отмечают чабрец, арбузы и масленичное растение лат. Camelina microcapra.
Пивоварение
Глиняные сосуды, в которых археологи обнаружили следы пива из ячменя и мятликовых. Сосуды были обнаружены при раскопках города бога Тейшебы на холме Кармир-Блур. Археологам также удалось локализовать пивоварню, которая находилась внутри городской крепости. Сосуд, склеенный из черепков, имеет следы украшения росписью и скульптурными головами быков и, по-видимому, использовался в дворцовой части крепости для подачи пива правителю. |
Садоводство
Организация полива давала возможность урартам заниматься садоводством на многих участках Араратской возвышенности. Хотя садоводство не упоминается в урартских документах и сады не были так распространены как злаковые виды или виноградники, археологи обнаружили следы нескольких плодовых культур в урартских городах и поселениях. Например, известно, что в Урарту выращивали груши, алычу, гранат, персики, сливы и орехи. В окрестностях Ванского моря, вблизи бывшей урартской столицы, обширные сады сохранялись и обрабатывались вплоть до конца XIX века и, вероятно, существовали на этом месте ещё с урартских времён.
Виноградарство
Виноградарство в Биаинили было развито очень хорошо. Природные условия Армянского нагорья в сочетании с искусственным поливом давали почти идеальные условия для выращивания кишмиша. Хотя археологи обнаруживали остатки изюма при раскопках урартских городов, основным назначением собранного винограда, несомненно, было виноделие. Остатки виноградных лоз были идентифицированы учёными как виноград вида Vitis vinifera. Среди них удалось различить сорта «Воскеат» (харджи), «Гаран-дмак», «Арарати» и «Сев хагог», которые выращиваются и поныне.
Виноделие
Виноделие было важнейшей отраслью урартского хозяйства. Благоприятные условия для роста винограда делали Урарту главным производителем вина Ближнего Востока. В соседней Ассирии, например, условия для произрастания винограда были существенно хуже, и ассирийцы в разное время, в зависимости от обстоятельств, получали урартское вино либо в виде дани, либо в виде военных трофеев, либо в виде товара меновой торговли.
Винные карасы, использовавшиеся в Биаинили. Обнаружены при раскопках на Кармир-Блуре (слева) и в 15 километрах от армянского Армавира (справа). | Один из винных погребов крепости Тейшебаини. Погреб состоял из рядов крупных сосудов, на 80% вкопанных в землю. На верхней части карасов наносились отметки о типе вина и датах его хранения. Фотография А.П. Булгакова, 1950 год. |
Скотоводство
Скотоводство возникло на Араратской возвышенности с неолитических времен. Природные условия, наличие больших горных пастбищ способствовали развитию скотоводства. До формирования урартской государственности скотоводство играло ведущую роль для племён Хурритов. Основной целью ассирийских набегов II тысячелетия до н. э. на поселения Наири был именно угон скота. С установлением центральной власти в Урарту и с началом систематических оросительных кампаний скот потерял первостепенное значение, однако, без сомнения, скотоводство оставалось важнейшей отраслью хозяйства. Помимо этого, скот играл ведущую роль в урартской религии и регулярно использовался для жертвоприношений.
Коневодство
В отличие от скотоводства, разведение лошадей имело стратегическое военное значение, так как кони использовались в урартский период для устройства боевых повозок. Как и для разведения скота, высокогорные луга Урарту создавали благоприятные условия для коневодства. Ассирия, не имеющая подобных условий, всегда высоко ценила урартских лошадей. Часто лошади захватывались в результате военных походов.
По данным археологических раскопок, в Урарту была распространена обычная лошадь вида Equus caballus. Учёные считают, что лошадь была самым распространённым домашним животным в Урарту. Особенно славилась своими лошадьми провинция Суби на восточном побережье озера Урмия. Качество жеребцов из Суби было особо отмечено ассирийским царём Шаррукином Вторым.
Разведение верблюдов
В урартское время верблюды на Араратской возвышенности были немногочисленны, однако ценились и в Урарту, и в Ассирии. Некоторые ассирийские и урартские глиняные документы особо отмечают верблюдов как ценную добычу военных кампаний. Археологических свидетельств разведения верблюдов обнаружено мало, хотя при раскопках города Эребуни на холме Крепость Ариев были обнаружены кости верблюда лат. Camelus dromedarius.
Ремёсла
Распространено мнение, что выплавка железа вообще впервые возникла на территории Армянского нагорья не позднее II тысячелетия до н. э. Железные изделия и железная руда из Урарту поставлялись в Азию (в частности в Ассирию), в Персию, на территорию Ирана и на запад Ближнего Востока. Железо являлось стратегическим товаром, так как использовалось для изготовления оружия.
Керамика и обработка камня
Большинство керамических изделий в Урарту были простые, без росписи, типичной для многих других древних культур. Как и в других государствах Дохристианской эпохи, керамика в Урарту использовалась очень широко. Керамические горшки использовались для хранения продуктов и различных бытовых нужд. Некоторые крупные глиняные горшки и котлы, которые использовались при церемониях подношений, имели изящные украшения и орнаменты.
Керамические изделия из Урарту
Хранятся в архиве "Эривани" в Ереване.Erebuni museum, Yerevan, Armenia 1240cТкачество
Ткачество было хорошо развито в Урарту, что подтверждается древними текстами. Например, в списке награбленной добычи из Мусасира ассирийский царь Шарукин Второй упоминает 130 многоцветных туник из льновых и шерсти. Найдены также урартские и ассирийские клинописные глиняные таблички с перечислениями заготовленной шерсти и шерстяных изделий. Археологи также обнаружили грузила ткацкого станка, грузики от точеной палочки, швейные иглы, а также едва сохранившиеся куски урартской ткани.
Свежие комментарии