На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Россия и США: дипломатические отношения. 1900-1917.

Россия и США: дипломатические отношения. 1900-1917.

Корпус опубликованных источников по истории России XX в. пополнился новым изданием, посвященным внешнеполитической проблематике. Оно включает в себя период, лишь отчасти охваченный предыдущими публикациями, и касается сравнительно менее изученных российско-американских отношений.

В проекте Международного фонда “Демократия” и Гуверовского института революции, войны и мира “Россия. XX век. Документы” рецензируемое издание занимает особое место. Предполагается издание восьмитомной серии документов по истории российско-американских отношений с 1900 по 1991 год. Заметим, что в начале XX века значение США в мире было значительно меньше современного, и если они и выступали в роли великой державы, то лишь регионального масштаба. Поэтому Америка не принадлежала тогда ни к числу главных партнеров, ни главных противников России.

Общий смысл представленного в данном томе материала состоит, по замыслу составителей, в том, чтобы воссоздать “достаточно полную и объективную картину взаимоотношений России и США” и “проследить их эволюцию от обострения противоречий к поиску почвы для сотрудничества” накануне Первой мировой войны, а затем уже в годы этой войны - восходящую линию разностороннего российско-американского сотрудничества, достигшего “кульминации в своем развитии летом рокового 1917г.”, но прерванного в результате прихода к власти большевиков.

В сборник включено примерно 500 документов, значительная часть которых публикуется впервые. Меньше новых документов приходится на период последних предвоенных лет и самой войны (1912-1917 гг.). В то же время некоторые аспекты российско-американских отношений в предыдущих публикациях не освещались вовсе. Пожалуй, впервые так широко используются консульские донесения. Публикуемые документы охватывают все основные аспекты российско-американских отношений – дипломатический, экономический, военно-политический, гуманитарный. Включены такие важные сюжеты, как человеческое измерение российско-американских отношений, а также документы, касающиеся национально-этнических и религиозных проблем в связях двух держав.

Все представленные в сборнике документы извлечены из одного, правда очень большого, хранилища - Архива внешней политики Российской империи. Однако внешнеполитическое ведомство России поддерживало тесный контакт с другими министерствами, имевшими отношение к иностранным делам, а также с Советом министров, участвовало в межведомственных совещаниях, и поэтому его документы отражали позицию не только самого Министерства иностранных дел, но и правительства России в целом.

В сборнике рассматриваются взаимосвязи России и США на Дальнем Востоке. Именно здесь впервые в истории, после длительных добрых отношений, остро столкнулись интересы двух держав. Экспансия России в приграничных провинциях Китая, прежде всего в Маньчжурии, пришла в противоречие со стремлением США распространить действие принципа “открытых дверей” на русскую сферу влияния. Противодействие России привело Америку к определенному сближению с англо-японской группировкой. Документы, относящиеся ко времени войны 1904-1905гг., свидетельствуют о росте антироссийских настроений в американском обществе и сочувствии его к Японии, об участии США в японских военных займах, росте японо-американской торговли, включая и контрабандную. Известный интерес для понимания положения России в военные годы представляет обсуждавшийся в русских правящих кругах вопрос о возможной продаже Америке острова Сахалин. Некоторые документы позволяют уточнить позицию американского правительства в дни портсмутских переговоров, которую сам президент Т. Рузвельт определил как “балансирование антагонизмов”.

Дальнейшие события показали, что расчет на противопоставление интересов недавних противников оказался не очень дальновидным. Россия и Япония сумели в 1907- 1912 гг. в основном урегулировать свои противоречия и стать на путь совместной защиты своих позиций, что позволило этим двум державам отклонить американские проекты интернационализации маньчжурских дорог, обеспечить свое участие в финансовом консорциуме держав в Китае, а России также в целом отстоять свою схему гражданского управления на территории КВЖД, против которой выступала администрация президента У. Тафта.

Совпадение интересов России и США на Дальнем Востоке до мировой войны проявилось, пожалуй, только на Вашингтонской конференции 1911 г. по охране морских котиков, широко освещенной в публикации. Но этот вопрос носил все же частный характер. Следует отметить, что в политических кругах России были сторонники иной ориентации дальневосточной политики, которая базировалась бы на сближении с Америкой. В правительственных сферах более внимательно стали относиться к этой идее только в годы мировой войны в связи со значительным усилением позиций Японии в Китае, а отчасти и желанием ослабить “дружеские” экономические объятия Англии и Франции в послевоенный период.

Специальный раздел посвящен национально-религиозной проблеме во взаимоотношениях России и США. Речь идет, прежде всего, о еврейском вопросе, игравшем заметную роль в жизни обоих государств. В начале XX в. возросло внимание американской общественности к гражданско-правовому положению евреев в России, в частности и под влиянием известий о еврейских погромах в Кишиневе и Белостоке, но, главным образом, в связи со стремлением американского капитала расширить свою деятельность на русском рынке. В то время как американская администрация настаивала на соблюдении принципа равноправия граждан США, приезжавших в Россию по коммерческим делам, правительство Николая II отказывалось ставить американских евреев в более привилегированное положение по сравнению с российскими единоверцами. В связи с революционными событиями 1905-1907гг. у царских властей возросла подозрительность в отношении еврейского населения империи и его зарубежных контактов. Настойчивость Государственного департамента в еврейском вопросе в Петербурге склонны были рассматривать как вмешательство во внутренние дела чужого государства. Советы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина Николаю II пойти на уступки также не имели успеха. Недовольство общественности США нашло свое выражение, в частности, в расторжении в 1911 г. американским Конгрессом торгового договора 1832 г. с Россией.

Другая часть этого раздела посвящена отношению российского правительства к жизни и деятельности славянской диаспоры в Америке. Внимание к зарубежным славянам возросло в России в связи с мировой войной, когда приходилось бороться за американское общественное мнение, а затем и за вступление США в схватку на стороне Антанты. Стремление использовать в интересах антигерманской коалиции польский вопрос определило особое внимание к позиции американских поляков.

Новым и оригинальным представляется III раздел сборника- о человеческом измерении российско-американских отношений. Он содержит документы, характеризующие процесс взаимовосприятия народов двух стран. Начало XX в. было временем, когда повсюду в мире, но особенно в США, возросла роль прессы в общественной жизни. Обострение противоречий с Россией на Дальнем Востоке, еврейский вопрос, события первой русской революции широко освещались в американской печати, способствуя формированию в общественном сознании негативного образа заокеанской империи. Напротив, в России существовало представление об Америке, как о стране свободной и богатой, что способствовало росту эмиграции в США. В XX в. туда выехало из России около 2,3 млн. человек. Но надежды переселенцев далеко не всегда оправдывались. Капиталистическая Америка зачастую встречала их совсем не ласково, что хорошо показано в сборнике на примере попытки переселения нескольких тысяч россиян на Гавайские острова. Все же тенденция к оживлению российско-американского сотрудничества просматривается. Речь идет не только о взаимных симпатиях либералов двух стран. В 1909 и 1911 гг. в России дружелюбно принимали американские эскадры. В том же 1911 г. между двумя странами была подписана арбитражная конвенция. Свою положительную роль играли экономические связи.

Экономические отношения России и США сводились, главным образом, к торговле. Роль Америки в экспорте капитала в Россию была незначительна. Правда, в 1905-1907гг. американские предприниматели выдвигали крупные проекты железнодорожного строительства через Сибирь, но они не были приняты российским правительством. Документы об одном из таких проектов – железной дороге от Канска до Чукотки – вошли в сборник.

США занимали третье место в русской ввозной торговле, но в два-три раза уступали здесь Англии, не говоря уже о Германии. Русский ввоз в США был много меньше вывоза. Денонсация Америкой торгового договора 1832 г. не способствовала укреплению ее позиций в русской торговле. Этому событию (денонсации), реакции на нее общественного мнения обеих стран и позиции двух правительств после отмены договора посвящен ряд документов сборника. Хотя обе стороны стремились к более тесному торговому взаимодействию и восстановлению правильных отношений посредством нового договора, но это желание не получило практической реализации. Российское правительство исходило из того, что оно договора не нарушало и будет ждать американских предложений, а вашингтонский кабинет не хотел вступать в противоречие с общественным мнением своей страны.

При освещении экономических сюжетов перед составителями сборника стояли определенные трудности, связанные, во-первых, с тем, что вопросы торговли и промышленности регулировались в России не МИД, материалы которого использованы в этом издании, а другими ведомствами. Во-вторых, по этой проблематике были публикации, одна из которых вышла совсем недавно (1996г.). Тем не менее составители нашли свою нишу в освещении торгово-тарифной политики двух государств (проблема импорта российского сахара в США, охрана фабричных клейм, регистрация товарных знаков, отношение российского правительства к закону США о торговле и мореплавании).

В годы Первой мировой войны отношения с США приобрели для России существенное значение. Нейтральная Америка довольно быстро превратилась в арсенал и базу снабжения стран Антанты. Началось кредитование России частными банками и корпорациями США, хотя и не принявшее больших масштабов. Уже в 1915г. основным источником оплаты русских заказов в Америке стали английские займы. Для упорядочения дел с русскими заказами в США был создан Русский заготовительный комитет. В Нью-Йорке открылась Американо-русская торговая палата. Смягчилось отношение американского общественного мнения к царскому режиму, что объяснялось временным единением русских буржуазно-помещичьих кругов с правительством, а также надеждами, что участие в войне на стороне “великих демократий” Англии и Франции будет способствовать реформам в России. Это не исключало антирусской агитации в Америке, инспирируемой Германией через еврейские круги.

Февральская революция вызвала в США всплеск симпатий к России. Администрация В. Вильсона первой из правительств великих держав признала Временное правительство. Свержение царизма облегчило задачу вступления самой Америки в войну на стороне Атнанты. Временное правительство возлагало на нового союзника большие надежды как в экономическом, так и политическом планах. Но они оказались преувеличенными. Россия не была поставлена США в равные с другими великими державами Антанты условия кредитования. Деятельность американской миссии Дж. Стивенса не смогла радикально улучшить положения на русских железных дорогах. Проекты американской предпринимательской деятельности в России остались нереализованными. Не оправдались надежды Петрограда на политическое сближение с США. Попытки Америки развернуть в России широкую агитацию за продолжение войны разбились об антивоенное настроение большинства солдат и рабочих. На таком фоне говорить о “кульминации” русско-американского сотрудничества летом 1917 г., которое якобы сорвали октябрьские события в России, представляется все же преувеличением.

Структура сборника достаточно сложна. Материал сгруппирован в пять тематических разделов, каждый из которых предваряется небольшой вступительной статьей. Разделы делятся на подразделы, внутри которых документы расположены в хронологическом порядке. Документы сборника снабжены комментариями и примечаниями. Имеется именной указатель, список использованных архивных фондов, избранная библиография по русско-американским отношениям и перечень опубликованных источников.

Документы систематизированы по тематическому признаку, снабжены заголовками и легендами. Заголовки составлены в соответствии с существующими правилами, хотя в некоторых из них содержание документов отражено в общей форме и не вполне точно. В легендах не всегда правильно обозначена подлинность документа. Некоторые квалифицированные как копии черновики и даже подлинники на деле являются отпусками. Расшифрованные телеграммы следует обозначать не как копии, а как дешифранты. Передача текста осуществлена на удовлетворительном уровне, хотя составители порой злоупотребляют вставкой без квадратных скобок своих слов при передаче помет и подписей. Подчеркнутые места текста обозначаются, но не оговаривается, кому принадлежит подчеркивания – автору или адресату.

Примечания к документам даются то в конце раздела, то под строкой, что нарушает единообразие. Подавляющее большинство примечаний является библиографическими справками и пояснениями географических названий и терминов. Представляется, что целесообразней было бы дать именной и географический указатели с пояснениями (именной есть, но глухой) и разгрузить таким образом справочные разделы для более обстоятельного комментирования документов. Научно-справочный аппарат издания следовало бы пополнить списком сокращений, а перечень документов начинать с даты. Но в общем археографическая обработка может быть признана удовлетворительной. Тем не менее, желательно, чтобы при продолжении серии высказанные выше замечания были учтены составителями.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх