На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Начиная с 25 декабря, ровно 3 недели зимних безумий (14 января 2018). Рождественские размышления

Начиная с 25 декабря, ровно 3 недели зимних безумий (14 января 2018). Рождественские размышления

В конце I в. до н.э. Палестина была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и честолюбивый деспот царь Ирод с трудом удерживал власть в своих руках. Каждая еврейская семья, наотрез отказавшаяся принять греко-римские каноны культуры, предсказывала пришествие Мессии, который освободит ее от ига, и с нетерпением следила за знамениями.

Такова была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные волхвы. Ирода напугало их предсказание о рождении человека, который позже станет новым царем: "Мои жрецы и ученые, приказываю вам определить место рождения царя иудейского. Народ Израиля недаром так долго учился на пророчествах своего Михея. Учебниками размахивают: ждите, вот-вот явится владыка Израиля. О, странники, за вами большая школа мудрости, и пойдите, найдите нового царя", чтобы, как будто, оказать ему почести...

Волхвы пришли в Вифлеем и снова увидели звезду, "которую видели они на востоке, [она] шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец". Это посещение сопровождалось дарами новорожденному и приказом Бога во сне, отправиться волхвам домой, но уже другим путем. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, то в великом своем гневе издал редкостное по своей жестокости приказание казнить всех мальчиков до 2 лет в Вифлееме и его окрестностях. Мария и Иосиф со всех ног бежали в Египет вместе с младенцем Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора в двадцати странах мира по меньшей мере. На нее смотрят по-разному. Это предприятие описывается всего в 1 из 4 Евангелий - в Евангелии от Матфея. Квартира, скажем, маловата. Если оставить в стороне споры о том, насколько аутентично каждое Евангелие, Книга Матфея рассказывает о наиболее ранних годах жизни Иисуса, а значит и более всего заслуживает доверия.

Известно, что Ирод на самом деле смог подняться по карьерной лестнице до места проконсула Иудеи, а волхвы были реальными историческими личностями. "В этом можно не сомневаться, - говорит историк Сытин, - а вот с вифлеемской звездой дело обстоит намного сложнее. Волхвы двинулись в сторону Запада, движимые неким светилом, как гласит "Священное Писание. Парфия". В этой книге есть даже специальная карта, на которой изложен путь волхвов из Парфии в Вифлеем, до места рождения Иисуса. В предположениях нет недостатка, и начинаются они с огненных шаров. В смысле - метеоры и метеориты. Никто ведь в то время не знал ничего о тех же кометах, шаровых молниях, о новых и сверхновых звездах, не говоря уж о фантастических скоплениях планет, шаровых молниях и НЛО".

Доктор Дэвид Хьюджесс из Шеффилдского университета в Великобритании выделил ряд критериев для определения природы звезды, включая такие.

Не раз появляется эта звезда: впервые - в собственной стране волхвов, потом - над Вифлеемом как путеводный знак, на самом конечном этапе их путешествия.

Мобильная звезда должна была иметь конкретное астрологическое значение для волхвов.

Однако сначала звезду видели на востоке. Греческая фраза ех еп апаtole, используемая апостолом Матфеем, многими учеными используется как технический термин, обозначающий восхождение звезды на востоке с одновременным заходом солнца на западе.

Звезда могла освещать все культурные достопримечательности Вифлеема, а не только хлев, где родился Иисус.

В причины Хьюджесса мы можем внести 5, не менее важный, фактор. Для волхвов звезда двигалась, шла перед ними.

Лишь комета может соответствовать всем этим условиям, впрочем, если не учитывать Божье вмешательство. "Два раза в день появляются кометы часто, - отмечает Хьюджесс, - и обычно это происходит так: сначала перед приближением к солнцу, а потом после прохождения перигелия - ближайшей точки орбиты небесного тела по отношению к солнцу. Они как будто осуществляют посредничество от одного созвездия к другому, затрачивая на расстояния 3-4 дня, совершая путь со скоростью 10 угловых градусов в день, появляясь в различных точках небосвода, в том числе и в восточном направлении. Многие книжки, в том числе и древности, говорят о возможности их зависания над местом, на которое указывает хвост кометы. Иудейскому издателю Иосифу Флавию посчастливилось увидеть комету с хвостом в виде меча. Возможно историк говорил о комете Галлея, но точно утверждать это нельзя... Они появлялись над Иерусалимом в 66 году, словно знамение рока. Предлагавший описание кометы Иосиф Флавий практически пользуется тем же греческим глаголом, что и святой Матфей".

Владимир Сытин считает, что в греко-римском мире появление кометы считали важным предзнаменованием для государства, причем часто катастрофическим, как, например, смерть правителя. Они появлялись, и вскоре начиналась настоящая паника. Кометы пользовались дурной репутацией, рок выплавчивал им гонорары, и вдруг одна из них становится предвестницей счастливого рождения. Вряд ли найдутся лучшие аргументы против теории о комете, которую назвали Вифлеемской звездой (подобные версии критиковал и сам Хьюджесс).

Однако римляне могли иначе интерпретировать подобные предзнаменования: комета, которая появилась на небе после смерти Юлия Цезаря в 44 г. н.э., считалась душой великого человека, поднимающейся на небо, чтобы занять свое место вместе с богами:

В год рождения Иисуса над Вифлеемом тоже, видимо, находилась какая-то комета. Современники не оставили записи о точной дате рождения Иисуса. Этот человек наверняка не родился (так, по-крайней мере, утверждает большинство специалистов) 25 декабря 1 года. Имеются надежные источники, и ряд исследователей Библии, опираясь на эти документы, утверждают, что Иисус точно не родился позднее 4 года до нашей эры, так как смерть короля Ирода, в годы которого описываются события, умер именно в это время. Можно обратиться и к Евангелию от Луки, где говорится, что родители Иисуса отправились в Вифлеем на перепись населения, которую римляне проводили с целью упорядочивания сбора налогов в Иудее. Считается, что эта перепись была проведена в 8 г. до н.э. "Чем бы дитя ни тешилось", а традиционно Рождество датируется от 7 до 4 века до нашей эры. В китайских летописях упоминается о 2 незначительных кометах, появлявшихся в это время, и куда хуже обстоит дело с греческими, римскими и вавилонскими источниками, которые вообще хранят молчание на данную тему. Во всяком случае, в первые события подобные небесные явления, описываемые апостолом Матфеем, не выдвигаются ни разу.

В 1980 г. доктор Никос Коккинос предложил совершенно иную хронологию жизни Иисуса. Он детально исследовал римские источники и Новый Завет и показал, что Христа распяли в 36, а не в 33 году, как обычно считается. Кроме того, предстояло выяснить, сколько лет было Христу, когда его распяли. Параллельно с Коккиносом этот вопрос изучали еще несколько исследователей Библии (все они сходились на том, что в момент смерти Иисус Христос был молодым человеком в возрасте от 30 до 40 лет). Но с ними наряду не находился сам Коккинос. Только он напомнил, что этого человека считали рабби (то есть, религиозным учителем), а в древнееврейском обществе для этого он должен был дожить до 50-летнего возраста. Все свидетельства приводят нас к тому же мнению. К примеру, по епископу Иринею, жившему во 2 веке нашей эры, Иисусу было около 50 лет, когда он начал учить людей. Ириней учился в школе Поликарпа, утверждавшего, что знал людей, которые своими глазами видели Иисуса Христа. Но еще более трудно не заметить указание, содержащееся в Евангелии от Иоанна. С другими местами наряду, отметим 8 главу 57 стих. (Там особенно акцентируется внимание на то, что Христос не достиг еще именно 50 лет.) Зацепимся за другой отрывок из Евангелия Иоанна. Возьмем ограниченный отрезок - 2 стих 20 главы. В этом стихе Иисус сравнивает свое тело (а значит, свою жизнь). Публика слышит это сравнение с Иерусалимским храмом, который возводился целых 46 лет. Тем самым, Мессия не имел в виду Иерусалимский храм в прямом смысле этого слова, так как ни один из трех этих монументальных заведений не строился так долго. По мнению Коккиноса Христос говорил про огромный доход храма, сравнивая его со своим немалым 46-летним возрастом. Строительство храма, стоявшего в Иерусалиме во время жизни Христа, закончилось при царе Ироде в 12 году до Рождества Христова. Прибавим гонорар храма - 46 - и получаем 34 год, время первой проповеди Христа по мнению Коккиноса. Отсюда следует, что для Христа последним годом жизни стал 36, когда ему было 48 лет. Такая теория приводит нас к выводу, что в 12 году (до нашей эры) и состоялось рождение Иисуса Христа. "Какая там теория астрономического соединения звезд или планет для объяснения феномена Вифлеемской звезды, - утверждает правовед-историк Коккинос. - Но не в 12-11 году ли до нашей эры было зафиксировано появление на небе кометы Галлея?"

Результатом новой датировки становится то, что невозможно не признать комету Галлея главным кандидатом на роль Вифлеемской звезды. Это было ясное знамение, которое появлялось дважды, двигалось по небосводу, и так волхвы находили свой путь: "Хвост кометы мог указывать на Вифлеем, по образу и подобию 66 года нашей эры над Иерусалимом... когда комета Галлея повторила свой "визит", - тогда люди и увидели угрожающе нависший над Иерусалимом "гигантский меч"...

Картина дня

наверх